- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за угрозами США нанести удар по Сирии

Соединенные Штаты готовы вновь нанести удар по Сирии, если ООН окажется неспособна добиться прекращения огня в районе Восточная Гута под Дамаском. С таким предупреждением выступила в понедельник постоянный представитель США при ООН Никки Хейли на заседании Совета Безопасности. Незадолго до этого американская делегация распространила проект резолюции с требованием прекратить военные операции в сирийской столице и ее пригороде. Хейли напомнила о том, что в апреле 2017 года США нанесли удар по авиабазе сирийских правительственных сил, с которой, по утверждению западных стран, вылетели самолеты для осуществления химической атаки в городе Хан-Шейхун. «Совет Безопасности не смог подействовать, и Соединенные Штаты успешно нанесли удар по авиабазе, с которой Асад провел свою химическую атаку. Сегодня мы повторяем это предупреждение», — сказала дипломат. Она выразила поддержку усилиям ООН по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, а также политическому процессу под эгидой всемирной организации в Женеве, но при этом вынесла предупреждение странам, которые стремятся «навязать свою волю путем совершения химических атак и нечеловеческих страданий». По ее словам, это «в особенности касается сирийского режима». «Соединенные Штаты по-прежнему готовы действовать, если это необходимо. Это не тот путь, который мы предпочитаем, но это путь, который, как мы продемонстрировали, мы выберем. Мы готовы вновь выбрать его», — заявила американский постпред. Как сообщило ранее агентство Рейтер, США внесли в Совет Безопасности ООН проект новой резолюции, в котором содержится требование ввести перемирие сроком на 30 дней в Дамаске и его пригороде Восточной Гуте. В проекте документа генеральному секретарю ООН Антониу Гутерришу предлагается срочно разработать предложения по мониторингу соблюдения предлагаемого перемирия. Как заявила Никки Хейли, принятие этого документа необходимо, так как резолюция об установлении 30-дневной гуманитарной паузы, одобренная Совбезом 24 февраля, не достигла поставленной цели. Ответственность за это она возложила на Дамаск и Россию, которые, по ее словам, и не собирались выполнять резолюцию под предлогом того, что она позволяет продолжать контртеррористические операции. «В последние две недели российский и сирийский режим были очень заняты тем, что навешивали ярлыки на каждую оппозиционную группу в Восточной Гуте, называя их террористическими группами», — утверждала она. «Мы подготовили новый проект резолюции об установлении режима прекращения огня, который не оставит никаких лазеек. Он простой, прямолинейный и обязательный для исполнения. Резолюция вступит в силу сразу после принятия, в ней нет контртеррористических лазеек, которыми могут воспользоваться [президент Сирии Башар] Асад, Иран и Россия», — заявила Хейли. Вот собственно и началась очередная  кампания американцев в связи с их попытками заблокировать окончательный военный успех сирийских правительственных и их союзников в Восточной Гуте. Истерика американской дипломатии совпала по времени с рассечением этого анклава на две части, что, как мы сообщали ранее, означает агонию обороняющихся. Как следствие, активизировался процесс децентрализации боевиков в Восточной Гуте: между ними начались активные открытые боестолкновения. На этом фоне наметилась тенденция по выходу мирных жителей из котла. Все это означает  решение проблемы Восточной Гуты в среднесрочной перспективе. Такой вариант становится тем более предсказуемым, что он предопределен и соответствующими российско-турецкими консультациями, очередным этапом которых является нынешний визит министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в Москву. При этом ставка Вашингтона на «очередную химическую атаку со стороны правительственных сил» проваливается. Министр обороны США Джеймс Мэттис не обладает доказательствами того, что ВС Сирии применяют химическое оружие на территории арабской республики. Соответствующее заявление он сделал в воскресенье в беседе с журналистами в самолете по пути в Оман. Высказывания главы Пентагона приводит пресс-служба ведомства. «В данный момент я не обладаю доказательствами [применения химоружия Дамаском]. Я просто хочу повторить: было бы очень неблагоразумно с их стороны использовать газ [хлор] в военных целях, — отметил он, назвав нынешнюю ситуацию «отвратительным повторением» того, что ранее происходило в Алеппо и Хомсе. — И я думаю, что президент [США Дональд] Трамп дал очень ясно это понять в начале своего президентства».

Таким образом США и их союзники переносят упор с чисто химического досье уже на совершенно открытый ультиматум в отношении прекращения наступления правительственных сил в рамках принятия новой резолюции СБ ООН. Надеемся, что Москва на очередное повторение своей ошибки не пойдет, и эту резолюцию заблокирует изначально, даже не входя в дискуссии по ее тексту. Собственно именно ее проталкивание и является основной целью всех этих угроз в отношении возможности нового применения силы в рамках сдерживания наступления правительственных сил. В этой связи еще раз отметим, что на такие действия надо было реагировать заблаговременно. Ровно так, как это Москва делала последовательно с вопросами предполагаемых химических атак. Постоянное обсуждение этой темы на всех международных площадках с предупреждением соответствующих провокаций со стороны боевиков свою роль сыграло безусловно, поскольку фактически сорвало такую провокацию со стороны оппозиции. То же самое необходимо делать и с попытками США угрожать применением силы в Сирии. Для этого надо просто четко обозначить тот факт, что такие удары будут расцениваться «как угроза жизни российских военных в этой зоне», что предопределяет задействование российских и сирийских систем ПВО для их отражения. При этом можно было опять же ограничиться только использованием «сирийских ПВО» с соответствующим обслуживанием российскими операторами. В любом случае это было бы мощным сдерживающим фактором. Но и сейчас это сделать не поздно. В том числе и косвенным способом: путем очередного залпа  «Калибров» по позициям сторонников «Исламского государства»  (ИГ,  запрещено в России) восточнее Еввфрата в непосредственной близости от позиций проамеркианских курдов и американских советников; учащения графика  полетов российских ВВС западнее Ефрата и по самому Евфрату; и т.п. Военные знают массу таких косвенных сигналов противоположной стороне о нежелательности тех или иных его действий.

В этой связи надо обоснованно рассматривать нынешний демарш Н.Хейли в ООН как последнюю и несколько истеричную попытку остановить разгром исламистов в Восточной Гуте путем комбинации угроз и попыток дипломатической изоляции Москвы. Напомним, что вопрос об этом анклаве выходит далеко за рамки просто ликвидации этого, пусть и крупного, оплота сопротивления. Это вопрос определения перспективы развития ситуации в Сирии на среднесрочную перспективу, минимум. Восточная Гута сейчас очередное Восточное Алеппо, которое в свое время стало поворотным пунктом кардинального изменения  настроений не только руководства самой оппозиции, но и осознания иностранными спонсорами оппозиции факта невозможности и бесплодности попыток свергнуть режим Б.Асада чисто военным путем. Разгром сопротивления в Восточной Гуте  фиксирует не только последовательность этого процесса по невозможности силовых мер воздействия на режим, но и означает, что правительственные силы близка подходят к последним оплотам организованного сопротивления в Идлибе и восточнее Евфрата. Для американцев последнее является критическим ровно по той причине, что на фоне турецкой интервенции в Африне с перспективой ее распространения на Манбидж, этот сценарий самым серьезным образом препятствует реализации их планов по созданию восточнее Евфрата боеспособных  и альтерантивных от Дамаска суннитских структур. Ровно по той причине, что сунниты в значительной массе сейчас находятся в процессе ожидания исхода ситуации в Восточной Гуте. И если Дамаск и Москва сумеют  довести эту тему до конца, то это нанесет помимо всего прочего сильнейший удар по репутации США, как силы, которая реально может влиять на ситуацию и предоставлять гарантии безопасности своим союзникам. Помимо Восточной Гуты это еще очень четко иллюстрируется на курдах, которых может быть арабы и не любят традиционно, но пример которых в рамках их союза с американцами безусловно показателен. И нынешняя, пусть и неформальная  позиция Вашингтона по фактической сдачи Африна туркам путем принуждения к этому курдов, создает в этой связи очень негативный репутационный фон. Восточная Гута лишь даст этим настроениям суннитов принципиальный и мощный импульс. Они безусловно воспримут два этих факта как сигнал для начала выбивания курдов с их территории и нефтяных полей восточнее Евфрата. Таким образом, вопрос Восточной Гуты — это вопрос даже не военный в первую очередь, хотя и это важно. Это вопрос борьбы за суннитские симпатии или антипатии, без чего установить какой-то реальный общенациональный консенсус в Сирии будет сложно. Вот чего самым серьезным образом боятся США и именно по этой причине сейчас раскручивается эта истерика. И в этой связи генеральной задачей Вашингтона является  замораживание ситуации и сохранение анклавов сопротивления на возможно длительный срок. Ровно по этой причине одновременно с Восточной Гутой американцами инициируется  и тема южной зоны деэскалации. США хотят вместе с Россией и Иорданией изучить сообщения об ударах на юго-западе Сирии, чтобы оценить ситуацию и предотвратить эскалацию. Именно для этого созывается срочная встреча в Аммане, сообщил в понедельник корр. ТАСС представитель Госдепартамента. Он напомнил, что июле 2017 года Россия, США и Иордания договорились об организации на юго-западе Сирии зоны деэскалации, которая включила три самых южных провинции страны: Дераа, Эль-Кунейтру и Сувейду. При этом в Аммане был создан специальный мониторинговый центр, который заработал с 23 августа. «Центр состоит из небольшого числа сотрудников от каждой из трех стран, которые регулярно проводят встречи в Аммане для контроля за прекращением огня на юге Сирии и совместной работы над сообщениями о нарушениях», — добавил представитель Госдепа. «Мы созвали срочную встречу в Иордании для изучения ситуации на юго-западе Сирии и обеспечения продолжения работы зоны деэскалации, которую Соединенные Штаты помогли создать, — продолжил собеседник агентства. — Когда мы узнали о сообщениях про удары на юго-западе [Сирии], мы задействовали этот механизм, для этого и созданный, чтобы начать оценку ситуации и предотвратить дальнейшую эскалацию». Эта активность косвенно свидетельствует о том, что на юге страны сирийские правительственные силы и их союзники также усиливают военное давление. В частности, бойцы ливанской «Хизбаллы» подошли близко к Эт-Танфу и блокировали возможные прорывы оттуда боевиков.  Это уже тенденция, и она американцев предельно тревожит, поскольку по факту означает то, что Москва, Тегеран и Дамаск решили видоизменить прежний статус зон деэскалации путем стимулирования размежевания боевиков на «умеренных» и «недоговороспособных».И делается это в том числе  и военным давлением. Собственно это сейчас самым активным образом происходит в Восточной Гуте, что уже спровоцировало  бои между ними.

В связи со всем сказанным остается главным вопрос: насколько США готовы идти до конца в связи со своимиугрожающими  заявлениями? Факт в том, что по этому вопросу сейчас идут напряженные консультации в администрации Белого дома. Собственно сокращение сроков африканского турне госсекретаря Р.Тиллерсона на один день тому свидетельство. Пока совершенно очевидно, что в результате этих консультаций  было принято решение выдать серьезное предупреждение российской стороне на площадке ООН и таким образом попытаться воздействовать на ситуацию в нужном для себя ключе. При этом обратим внимание на слабую артикуляцию в связи со всем происходящим со стороны министра обороны США Мэттиса. Он формально конечно подыгрывает  Госдепу в рамках солидарной позиции, но не очень активно.  Отсюда же и его аккуратная оговорка в отношении отсутствия фактов применения химоружия сирийскими правительственными силами. Делает он это по ряду причин. Во-первых, он, как военный, прекрасно отдает себе отчет в том, что удар или два удара  кардинально и принципиально ситуацию в Восточной Гуте не изменит. Как собственно ничего в принципе не изменил удар в свое время в Хан-Шейхуне. Кроме репутационных потерь (половина ракет не долетело до цели, а долетевшие произвели минимальные разрушения) и риска прямого ответного  со стороны российских ПВО, такие меры ничего позитивного не приносят с чисто военной точки зрения. США всячески пытаются избежать прямого военного столкновения с российской стороной (события с рейдом в том числе и бойцов ЧВК «Вагнер» восточнее Евфрата это показало воочию), а здесь вероятность такого сознательного столкновения возрастает. При этом для американской разведки сейчас совершенно очевидно, что поступательная ликвидация боевиков в Восточной Гуте тем или иным путем продолжится. Во-вторых, такие удары могут спровоцировать ответные шаги российской стороны с точки зрения резкой трансформации своей позиции по вопросу рейдов проправительственных сил и в зоны восточнее Евфрата, и в отношении зоны в Эт-Танфе в попытке ликвидации южной зоны деэскалации.  Но самое главное — Москва окончательно перейдет на позиции Анкары в рамках ликвидации курдского анклава на севере Сирии в рамках создания достаточных условий для организации турецкого наступления уже на Манбидж и далее. При этом уступка Анкаре в рамках фактической сдачи Африна будет сделана путем лимитирования переброски курдских отрядов через подконтрольную сирийским правительственным силам  территорию. И сделано это не по причине того, что в Пентагоне верят в то, что турки не пойдут дальше, а вынужденно: дальнейшая переброска курдов уже объективно создает вакуум лояльной США силы восточнее Евфрата. Все эти моменты безусловно оказывают серьезное влияние на позицию Пентагона по этому вопросу, и остается только надеяться на то, что она окажется в конечном счете решающей. Но, повторим, что даже, если США и пойдут на применение силы в рамках нынешней политической конъюктуры, то никакого решающего значения на развитие ситуации в той же Восточной Гуте оно не окажет.