- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Версии покушения на высокопоставленных представителей ПНА в секторе Газа

Во вторник около 10 утра на премьер-министра в составе Палестинской национальной администрации (ПНА) Р.Хамдаллу и сопровождавшего его во время поездки в Газу главу палестинской разведки М.Фараджа было совершено покушение. Обстоятельства случившегося пока уточняются, сейчас известно, что кортеж с делегацией из Рамаллы был подорван практически сразу после пересечения КПП Эрез. При этом названные представители ПНА, по имеющимся данным, не пострадали, а продолжили выполнять цель визита – посещение церемонии открытия станции по очистке сточных вод. Также в ряде источников фигурируют сведения, что помимо этого для них была запланирована встреча с представителями Египта, тоже находившимся в это время в Газе.

В ходе взрыва получили ранения 7 охранников, входивших в сопровождение, а также пострадали три автомобиля, что неизбежно наталкивает на размышления о том, был ли именно такой сценарий запланирован. С одной стороны, если задачей террористов было физическое уничтожение, то есть вероятность, что взрывное устройство, мощность которого также пока не уточняется, могло сработать не вовремя. Помимо этого, в середине дня новостное агентство Maan сообщило, что сразу после взрыва по кортежу был открыт огонь, из чего следует, что взрывное устройство могло использоваться только для отвлечения внимания или обезвреживания охраны. С другой стороны, исходя из того, что, как сообщает газета Haaretz, все пострадавшие получили легкие ранения, а ключевые фигуры вовсе не пострадали, основным мотивом совершенного могло стать не убийство, а своеобразное предупреждение.

Комментируя происходящее, глава ПНА М.Аббас заявил: «ХАМАС несет полную ответственность за трусливое нападение на кортеж премьер-министра в Газе». Тем самым он фактически дал ответ на два ключевых в этих обстоятельствах вопроса: кто виноват, а также кто был основной целью террористов. По утверждению Р.Хамдаллы, прозвучавшему после взрыва: «против нас существует серьезный заговор…То, что произошло сегодня, усиливает наше стремление добиться примирения (ХАМАСа и ФАТХа — авт.). Я вернусь в сектор Газы». Из сказанного следует практически прямое обвинения ХАМАСовцев в попытке помешать достижению примирения между враждующими палестинским фракциями таким бескомпромиссным способом. Особенно важно в этом контексте вспомнить, что еще одним поводом для разногласий ФАТХа и ХАМАСа стало фактическое отсутствие у последнего рычагов воздействия на радикалов с тем, чтобы разоружить их.

Пока информации не достаточно для того, чтобы полностью воспроизвести картину случившегося и, как следствие, сделать более или менее достоверные предположения о том, что именно могло стать его причиной. Однако и уже опубликованные данные все же позволяют порассуждать о том, что могло стоять за покушением. Во-первых, нельзя не отметить, что визит делегации во главе с Р.Хамдаллой был запланирован, судя из публикаций израильской прессы, около 5 месяцев назад. По информации, обнародованной официальным представителем ПНА Ю.аль-Махмудом накануне визита в понедельник, маршрут въезда в Сектор был заранее согласован и фактически сообщен в открытых источниках. Примечательно, что если дата и предположительное время начала визита в Газу было известно заранее, то еще вечером в понедельник, как отметила израильская Times of Israel, не было понятно, когда Р.Хамдалла вернется назад, что, по сути, исключило возможность атаки при выезде.

Мало того, как и сами представители ПНА, израильские журналисты из Haaretz, Jerusalem Post и Times of Israel сходятся во мнении, что основной целью приезда было участие в переговорах с египтянами, явно стремящимися вдохнуть новую жизнь в процесс межпалестинского примирения. Вот только в открытых источниках не было упомянуто ничего о возможной встрече делегатов самих враждующих палестинских фракций. Со стороны ХАМАСа, как минимум, демонстративная нацеленность на переговоры по-прежнему присутствует, однако, вспоминая перепалки сторон последнего времени, когда они попеременно выясняли, кто и кому не передал власть в Газе, возникает предположение, что в очередной раз безрезультатно обсуждать данную тему они не стремились. Вместе с тем активисты группировки успели осудить теракт, сообщив, что он: «наносит ущерб усилиям по достижению единства». Одновременно с этим представители ХАМАСа выразили недовольство точной зрения М.Аббаса, возложившего всю вину на них, якобы стремящихся торпедировать примирение. Также со стороны Газы последовало обещание расследования всех обстоятельств случившегося.

Наконец, и предполагаемая «цель» нападения также может вызывать споры. Р.Хамдалла уже не раз становился объектом критики в Газе за то, что фактически стал символом бездействия Рамаллы и её санкций в отношении Сектора. Мало того, как отметил известный израильский колумнист Haaretz Б.Равид, Р.Хамдалла не просто получил пост премьер-министра в составе ПНА, но фактически и «миссию смертника».  Впрочем, как уже говорилось, в делегацию вошел и М.Фарадж, который, кстати сказать, чуть ли не единственный призвал не обвинять в теракте никого до тех пор, пока не будут установлены все подробности. Многие СМИ охотно включили его в список возможных преемников М.Аббаса, а косвенным подтверждением этой догадки в некоторой степени также можно считать его участие в нынешнем визите. В этой связи надо сказать, что поводов для недовольства М.Фараджем в Газе тоже достаточно, и касаются они преимущественно слухов и предположений о его связях с израильскими спецслужбами, а также готовности вести диалог с США.

В целом, можно с высокой долей вероятности предположить, что совершенный во вторник утром в Газе теракт в отношении двух делегатов Рамаллы все же не имел своей целью привести к трагически последствиям. Он стал, скорее предупредительным сигналом на фоне отсутствия у сторон четких договоренностей, да и желания примириться. До публикации более детальной информации сложно выдвинуть одну версию случившегося, однако, нельзя не учесть, что торпедирование примирения и дискредитация друг друга, по сути, выгодны обеим враждующим палестинским фракциям, и метод борьбы с боевым крылом путем самостоятельного доказательства его более серьезной опасности также исключать нельзя.