- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Университеты Северной Америки и кризис кампаний бойкота Израиля: новые тенденции

На прошедшей неделе израильские и зарубежные СМИ сообщили сразу о нескольких случаях провала акций, инициированных активистами антиизраильской кампании BDS (Boycott, Divestment, and Sanctions – бойкот, вывод инвестиций и санкции).

Смена политических настроений

12 марта, резолюция и комплекс мер в поддержку BDS (включая требование «добиваться отмены всех академических контактов с израильскими ВУЗами» и «содействовать срыву попыток Израиля обелить свои нарушения международного права») была отвергнута студенческой федерацией Университета канадской столицы Оттавы (University of Ottawa). Что стало десятым подряд случаем провала аналогичных усилий в канадских кампусах.

Параллельно, референдум, призванный мобилизовать давление студенческого сообщество на руководство Университета Иллинойс в США с тем, чтобы заставить его руководство присоединиться к кампании бойкота научно-технологического и бизнес сотрудничества с организациями еврейского государства, был также провален противниками BDS. На той же неделе резолюцию, осуждающую антиизраильский бойкот и выражающую поддержку Израиля и еврейских студентов, нередко являющихся объектом агрессивных действий в кампусах со стороны пропалестинских активистов, связанных с BDS, принял студенческий сенат техасского A&M University. Причем, основанием для данного решения было принятое Госдепом США, Евросозом, властями Канады, и крупными еврейскими организациями определение, в соответствии с которым движение Тhe Boycott, Divestment and Sanctions Movement является антисемитским – возможно, по замыслу, и точно, по сути». Обозреватели отмечают, что аналогичные шаги были предприняты в прошлом разными студенческими группами в Университетах Калифорнии в Лос-Анжелесе (UCLA) и Санта-Барбаре, Университете Индианы и других ведущих ВУЗах.

Что же стоит за этими, на первый взгляд, разрозненными, хотя и в свете опыта последних лет, совсем не тривиальными событиями?

Ответом может быть тяжелый кризис, который сегодня переживает весь проект BDS. Оформившись в середине нулевых годов нового века, он стал едва ли не последней надеждой арабских противников еврейского государства и их союзников в исламистских, левацких и неофашистских кругах, после того, как остальные элементы их «гибридной войны» с Израилем – конвенциональные конфликты, волны террора и кампании экономического давления окончились практически тотальным фиаско.

Смысл BDS заключался, как мы уже отмечали в предыдущем тексте, в попытке «красно-зеленого альянса» перетащить свою антиизраильскую активность на поле «политики прав человека». Этим ультимативным «человеком», по замыслу инициаторов новой стратегии является палестинский араб, гуманитарные и гражданские права которого, в нарушение международного права и человеческой морали, якобы, подавляет «коллективный еврей-сионист».

Минимальные успехи организаций, связанных с BDS на дипломатическом, и стремящиеся к нулю – на экономическом векторе, заставили их обратить особое внимание на подрастающее поколение. Прежде всего – на ВУЗовские кампусы, где на протяжении многих лет тон задают носители тенденциозных пропалестинских и антисионистско-антисемитских нарративов. И именно там BDS убедительно продемонстрировало свое истинное лицо, агрессивно навязывая свою повестку дня с помощью обструкции, тенденциозного манипулирования информацией, расистской дискриминации, физического и интеллектуального насилия и подавления инакомыслия. То есть, методами, борьба с которыми, якобы, и является декларированной целью данного движения.

Не случайно, в глазах многих движение бойкота Израиля сегодня выглядит маргинальным тоталитарно-экстремистским, и – что вообще убийственно для научного мира – в основе своей, антиинтеллектуальным проектом. По признанию Асафа Рамировского (Asaf Romirowsky), исполнительного директора организации «Ученые за мир на Ближнем Востоке», «большинство сотрудников академических учреждений, которые участвуют или поддерживают BDS, относятся к категории «академиков-активистов» (феномен, развивающийся в Северной Америке с 1960-х годов): они в основном занимаются «политическим театром» вместо того, чтобы заниматься [собственно] наукой».

Эти радикальные критики Израиля, нередко отрицающие его право на существование как еврейского государства, или его право на существование в принципе, по оценкам ученого, «вместо участия в рациональном анализе всего сложного контекста арабо-израильского конфликта, занимаются антиинтеллектуальной демонизацией Израиля и его сторонников». В итоге, заключает Рамировский, противостоять этим сотрудникам ВУЗов довольно сложно, ибо они, по сути, не исследователи, а полемисты, и потому их коллегам крайне сложно поддерживать с ними диалог с помощью рациональных аргументов.

Интеллектуальный поворот

Но и даже в этих условиях можно говорить, что активисты BDS по-настоящему не достигли своих целей даже в тех интеллектуальных кругах, которые ранее были в принципе готовы взвесить их аргументы. Так, поддерживающий BDS профессор Калифорнийского Университета Марк Пилисук (Marc Pilisuk), подтвердил, что главной причиной провала их движения стало отсутствие «общественного признания» декларируемых им целей и методов. Действительно, устойчивая антисемитская репутация движения BDS способствует резкому снижению его влияния даже там, где его идеи прежде распространялись «вирусным» способом – в тех профессиональных академических союзах, где тон задают упомянутые академики-активисты.

Их последним значимым успехом стала резолюция в поддержку академического бойкота Израиля, принятая в 2013 году Ассоциацией американских исследований (American Studies Association – ASA), но победа оказалась «пирровой». Практически сразу после этого решения о прекращении связей с ассоциацией заявили три ведущих объединения американских ученых – Американская ассоциация университетских профессоров, Американский совет по образованию, и Ассоциация американских Университетов и объединения сотрудников ряда ведущих ВУЗов. А более 250 глав ВУЗов и ведущих научных организаций США осудили декларацию ASA как «вопиющее нарушение базовых принципов академической свободы».

Судя по всему, эти академические лидеры разделяли реакцию профессора Лоренса Саммера, ныне занимающего должность директора Центра делового и государственного управления (Тhe Mossavar-Rahmani Center for Business and Government) в знаменитой Гарвардской школе управления им. Дж.Ф.Кеннеди. И чей прошлый внушительный опыт включает также должности президента Гарвардского университета, министра финансов США в администрации Клинтона и директора Национального совета по экономике США в 2009-2010 гг., а также вице-президента по вопросам развивающихся экономик и главного экономиста Всемирного банка.

Профессор Саммер, которого трудно заподозрить в антилиберальных настроениях, назвал абсурдной «идею, что из всех стран мира, где могут нарушаться гражданские права, проводиться неприемлемая внешняя политика, или приниматься неверные решения, лишь одна страна – Израиль достойна бойкота». И который призвал к ответному бойкоту бойкотирующих, предложив университетам взвесить осмысленность оплачивать тех преподавателей, кто принадлежит к ASA или участвует в ее [антиизраильских] мероприятиях.

В итоге, по признанию газеты New York Times (в прошлом охотно предоставлявшей трибуну сторонникам BDS) ASA, превратилась в «парию» академического истеблишмента США, послужив предупреждением тем научным и профессиональным ассоциациям, которые подумывали принять аналогичную версию в отношении Израиля как «виновника» продолжения ближневосточного конфликта. Так или иначе, на сегодняшний день нет крупной академической структуры, которая приняла бы идею «вирусным» способом, и ни одного серьезного Университета, где такой шаг бы по-настоящему обсуждался. Действительно, на протяжении последних 13 лет, сторонники движения бойкота, вывода инвестиций и санкций сумели провести устраивающие их резолюции лишь в 54 из многих сотен американских кампусов. Что трудно назвать успехом.

Аналогичная тенденция, чем дальше, тем больше завоевывает и другую сферу, где в недавнем прошлом активисты чувствовали себя весьма вольготно – культуры и искусства. Примером стала карьера популярной певицы новозеландского происхождения Эллы Марии Йелич-О’Коннор (Ella Marija Yelich-O’Connor), использующей сценическое имя Лорд. По данным СМИ, певица сегодня ощущает резкое падение интереса публики к ее концертам. Американские кинокритики связывают этот факт с участием певицы в кампании бойкота Израиля BDS, включая отмену запланированного на июнь 2018 года ее выступления в Тель-Авиве. Как пишет критик Роджер Фридман, «по совету Роджера Уотерса, который также бойкотирует Израиль, она решила не выступать в Тель-Авиве, не понимая, что он подстрекает ее к антисемитизму. Предельно ясно, что позиция Лорд в отношении Израиле привела к провалу ее турне». И по аналогичным причинам, как считает Фридман, Лорд не позвали выступить на церемонии вручения Грэмми. И это – помимо того, что Лорд, как было упомянуто в нашей предыдущей статье, стала предметом инициативы по запрещению ее выступлений в штате Флорида, которая была внесена в местное Законодательное собрание на основании закона запрещающего органам штата иметь деловые отношения с организациями, поддерживающими бойкот Израиля.

Разумеется, данные тенденции, при всей их важности, не следует переоценивать – речь пока идет о первых признаках инфляции хорошо смазанного механизма антиизраильской пропаганды и информационного террора, который пока еще работает на таких площадках, как «прогрессистские» СМИ, леворадикальные творческие и активистские академические круги. Не говоря уже об абсессивно-антиизраильских международных организациях, подобных Совету по правам человека ООН, деятельность которого имеет заслуженную репутацию «театра абсурда».  Однако, почти несомненно, что начавшийся слом этого механизма будет постепенно набирать силу