- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О переговорах министров иностранных дел Ирана, Азербайджана, Грузии и Турции в Баку

15 марта в столице Азербайджана Баку состоялись четырехсторонние переговоры министров иностранных дел Ирана, Азербайджана, Грузии и Турции, направленные на содействие региональному миру и сотрудничеству, активизации региональной торговли между четырьмя странами. Это первый саммит четырех стран в подобном формате. Иран, Турция и Азербайджан уже проводили такие встречи, но впервые к ним присоединилась Грузия. В ходе переговоров основное внимание было уделено таким вопросам, как региональные события, борьба с незаконным оборотом наркотиков и усилением экономических отношений между государствами-участниками.

Министры также обменялись мнениями о путях укрепления своего сотрудничества в различных сферах, а именно в области энергетики, транспорта, туризма и культуры. На встрече глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф подчеркнул, что такие переговоры могут в значительной степени способствовать ситуации в области безопасности в регионе и экономическому росту.

До начала четырехсторонних переговоров М.Д.Зариф провел отдельные двусторонние встречи с тремя министрами иностранных дел Эльмаром Мемедьяровым,  Михаилом Джанелидзе, Мевлютом Чавушоглу и с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым.

На встрече с азербайджанским лидером и главой внешнеполитического ведомства Иран и Азербайджан договорились облегчить визовые процедуры в обеих странах. «У Ирана есть соглашения об отказе от визового режима с Турцией и Грузией, и иранцы, которые едут в Азербайджан, смогут вскоре выиграть от выдачи виз, включая получение визы по прибытии», — сказал иранский министр.

Ильхам Алиев в свою очередь назвал Иран «безопасной» и «стабильной» страной и призвал к расширению отношений. Он отметил, что отношения между Ираном и Азербайджаном никогда не были такими хорошими, как в нынешний момент.

На отдельной встрече со своим грузинским коллегой Михаилом Джанелидзе М.Д.Зариф призвал к расширению банковских отношений между двумя странами и настаивал на важности реализации проекта железной дороги, которая связала бы побережье  Персидского залива с Черным морем.

По словам иранского министра, «наше сотрудничество (четырех стран – авт.) может проложить путь к миру и стабильности в регионе». М.Д.Зариф назвал транзит одним из важнейших направлений сотрудничества между четырьмя странами, благодаря которому они могут соединить Персидский залив и Индийский океан с Черным морем и Средиземноморьем и «обеспечить быстрый, безопасный и дешевый маршрут для стран региона и мира».

По итогам переговоров четыре министра опубликовали совместное заявление, в котором они «приветствовали растущее партнерство и подтвердили свою приверженность расширению связей, основанных на уважении, доверии и добрососедстве».

В заявлении стороны подчеркнули необходимость уважения территориальной целостности и соблюдения суверенитета и иммунитета границ государств, и их приверженность мирному разрешению конфликтов в регионе. Данный пункт особо важен для Азербайджана и Грузии, имеющих территориальные споры и конфликты с соседними странами – Арменией и Россией.

Они также договорились раскрыть свой полный финансовый, торговый и экономический потенциал для развития совместных проектов в сферах энергетики, транспорта, банковского дела, связи и технологий, сельского хозяйства и окружающей среды. Другими ключевыми вопросами, перечисленными в совместном заявлении, являются сотрудничество в борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом и организованными преступлениями, включая наркотики, торговлю оружием и торговлю людьми, а также преступления против культурного и исторического наследия и кибер-преступлений.

Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым, выступая накануне в аэропорту Эсенбога в Анкаре перед его визитом в столицу Азербайджана для участия в 6-м глобальном бакинском форуме, сообщил о предстоящей встречи и подчеркнул: «Министры иностранных дел этих четырех стран получат возможность обсудить и возродить исторический Шелковый путь».  Вышеназванные страны находятся на пути проекта «Один пояс, один путь», согласно которому планируется возродить Шелковый путь, включающий в себя новые автомобильные и железнодорожные пути, построенные через Китай, Казахстан, побережье Каспийского моря, Азербайджан и Грузию, которые далее пойдут в Европу через Турцию.

Инициатива «Один пояс, один путь» была представлена председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином в 2013 году в качестве совместного плана с зарубежными странами, цель которой — укрепить совместные принципы открытости и сотрудничества, координации и обучения, рыночные операции и общие интересы, а также консультативная практика, строительство и совместная эксплуатация.

Прошедшей четырехсторонней встрече было уделено недостаточно внимания в СМИ всех участвовавших стран в то время, как встреча в Баку лишь положила начало дальнейшему сотрудничеству. Министры иностранных дел на данном этапе прописали основные направления сотрудничества, а в ближайшем будущем следует ожидать более конкретных соглашений в различных направлениях.

Саммит глав МИД прошел в преддверии открытия железной дороги Иран-Азербайджан. Ожидается завершение строительства участка Астара (Иран)- Астара (Азербайджан), который соединит ж/д пути соседних стран. В  этом контексте важно напомнить, что в октябре прошлого года с участием президентов и премьер-министров трех стран открылась 826-километровая железнодорожная линия Азербайджана-Грузия-Турция.

Данный маршрут сокращает время в пути между Китаем и Европой примерно на 15 дней, что в два раза быстрее, чем по морскому пути, и стоит вдвое меньше, чем воздушные перевозки. Это пассажирская и грузовая линия, соединяющая Европу и Китай через Россию с пропускной способностью в 1 миллион пассажиров и 5 миллионов тонн грузов. Общая стоимость проекта составила 1 млрд 400 млн долларов США, которые были оплачены из Государственного нефтяного фонда Азербайджана.

Эти три страны связаны нефтепроводами Баку-Тбилиси-Джейхан, эксплуатируемыми британской компанией BP, а также газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзрум, но торговые связи между Турцией и Кавказским регионом пока ограничены. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на церемонии открытия железной дороги заявил: «Новая железная дорога Баку-Тбилиси-Карс может стимулировать экономику в регионе. Эта новая железная дорога является частью Великого шелкового пути, и важно, чтобы мы реализовали этот проект с использованием собственного капитала».

Для Исламской Республики новый Шелковый путь имеет особое значение не только с экономической, но и геополитической точки зрения. В условиях американских санкций, азиатское направление экономики для Ирана остается альтернативным рынком. Благодаря китайскому проекту ИРИ оказывается вовлеченный не только в региональную торговую сеть, но и межрегиональную, т.к. Шелковый путь призван соединить Китай с Европой.

Бывший Чрезвычайный и полномочный Посол Ирана в Пекине Ферейдун Вердинежад на выборах совета директоров Торгово-промышленной палаты Ирана в Пекине, ссылаясь на реализацию нового Шелкового пути в виде проекта «Один пояс, один путь», сказал, что Иран играет значительную роль в достижении этой важной китайской цели с ее геополитическим, экономическим и политическим статусом, и Пекин без активного участия Тегерана не способен надлежащим образом реализовать проект.

Ф.Вердинежад отметил, что Иран и Китай стремятся установить новые экономические, политические отношения и стандартны на Ближнем Востоке, чтобы получить больше преимуществ от этого проекта. Он подчеркнул, что Иран также заинтересован в развитии своих политических и торговых отношений с Китаем, добавив, что Иран является воротами в Европу и Западную Азию из-за своего стратегического положения.

В свою очередь, посол Китая в Иране Пан Сен в интервью агентству «Мехр» отметил, что проект «Один пояс, один путь» — это открытие новой главы в отношениях между Китаем и Ираном. Говоря о том, что в последнее время отношения Пекина и Тегерана имеют хорошую тенденцию, посол подчеркнул, что Иран всегда был одним из основных торговых центров на Шелковом пути и в настоящее время является одним из ключевых партнеров в реализации проекта  «Одного пояса, один путь».

Таким образом, для Тегерана четырехсторонняя встреча имеет не только экономическое, но и стратегическое значение. Находясь на «перекрестке» нескольких торгово-экономических направлений, Иран способен связывать все азиатские регионы между собой, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой, а благодаря порту Чабахар Иран связывает Австралию и Океанию с Евразийским континентом. На этом пути Южный Кавказ и Турция являются связующим с Европой звеном, как через Средиземное море, так и через железнодорожные пути Азербайджана.