- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новой попытке США восстановить контакт с палестинцами

Эпистолярный жанр, называемый сегодня в некоторых словарях образцом забытой, а то и древней коммуникации, как оказалось, жив благодаря палестинской настойчивости в вопросе отказа от переговоров с американской администрацией. Доказали это письма, отправленные специальным представителем президента СШАД.Трампа  Д.Гринблаттом и его старшим советником Д.Кушнером на имя премьер-министра в составе Палестинской национальной администрации (ПНА) Р.Хамдаллы. Формальным поводом к их появлению стали два события – покушение на главу палестинского правительства и вашингтонский саммит Израиля и арабских государств, состоявшиеся на прошлой неделе. Неформальным мотивом для отправки сообщений была, вероятно, очередная попытка Вашингтона дать понять, что, несмотря на отсутствие видимого прогресса на палестино-израильском треке, команда Д.Трампа все-таки работает над планом урегулирования, что позволяет надеяться, что он когда-нибудь будет представлен.

В четверг часть из посланий американских переговорщиков попала в израильскую прессу, не наделав при этом много шума. Причина тому оказалась одна – отсутствие обратной связи. По этой причине новая попытка восстановить общение, прерванное иерусалимской декларацией, а точнее высказанными еще до неё намерениями США закрыть офис ООП в Вашингтоне, оказалась такой же по сути безрезультатной, как и предыдущие, когда, например М.Аббас убегал от представительницы США Н.Хейли в ООН. Впрочем, с присущим американцам оптимизмом от лица Белого дома последовало сообщение, больше напоминающее строчку из песни российской рок-группы «Сплин»: «я пишу и не жду никогда ответа». Как отмечает известный израильский журналист Б.Равид, ссылаясь на беседу с неназванным чиновником американской администрации, целью письма Р.Хамдалле была демонстрация внимания после произошедшей попытки покушения на него.

Вот только на дружеский жест написанное похоже ровно на половину. В начальной и завершающей частях послания, опубликованного в израильской прессе, действительно выражается озабоченность случившимся и своего рода уважение к деятельности Р.Хамдаллы. Но сразу за этим, после слов «мы рады, что вы не пострадали», следует сжатый пересказ того, что Рамалла должна сделать для преодоления кризиса в Газе, т.е. передается суть упомянутого выше израильско-арабского саммита, как раз посвященного гуманитарной ситуации в Секторе. Следуя принципу «сначала похвали – потом поругай», Д.Гринблатт и Д.Кушнер выражают Р.Хамдалле признательность за продолжение проекта NGEST (Northern Gaza Emergency Sewage Treatment) суть которого заключается в очистке сточных вод в Северной Газе. Затем они недвусмысленно намекают палестинской стороне на слабость, которую нужно преодолеть, взять в свои руки полный контроль над Газой и устранить террористов. Также немаловажно, что основные управленческие моменты сообщаются не главе ПНА М.Аббасу, а его премьер-министру. Это обстоятельство в некоторой степени свидетельствует, что США, возможно, более не рассчитывают на палестинского лидера как главного переговорщика, предпочитая дождаться его ухода с ключевых постов. В условиях сохраняющейся неопределенности по поводу преемника вполне целесообразно пытаться выстроить диалог с тем, кто на деле выполняет координационные функции.

Дополняет это своеобразное давление на палестинскую сторону еще одно письмо, написанное Д.Гринблаттом семье лейтенанта ЦАХАЛа А.Голдина, тело которого, равно как и тело сержанта О.Шауля, террористы по-прежнему удерживают, надеясь выторговать в обмен своих вполне живых и опасных для общества братьев по оружию. Автором этого послания, также представленного израильской прессой в четверг, является Д.Гринблатт. Текст довольно прост по содержанию и включает в себя компиляцию из нескольких заявлений представителя Д.Трампа по вопросу возвращения Израилю тел военнослужащих, а также общий посыл, заключающийся в том, что американская администрация при разрешении палестинской проблемы работает и над этой её составляющей.

Для Рамаллы это письмо означает, что вопрос также должен быть разрешен ПНА, если она когда-то хочет превратиться в государство. Мало того, учитывая, что на упомянутой конференции представителей Израиля и стран региона, утверждалось, что проблема Газы так или иначе первостепенна, в некоторой степени можно рассматривать вопрос возвращения тел военнослужащих и находящихся в секторе израильтян в качестве возможного предварительного условия, хотя оно пока официально не выдвигалось. Есть в этом и определенный смысл с точки зрения российско-израильских отношений. Несмотря на то, что в Иерусалиме всегда с недовольством воспринимали общение Москвы с ХАМАСом, видя в последнем безусловно террористическую организацию, сам факт наличия этого канала коммуникации всегда представлялся важным. В этой связи израильское правительство неоднократно обращалось к России с просьбой помочь вернуть тела военнослужащих, однако, каких-либо подвижек на этом направлении до сих пор не наблюдалось.

Таким образом, США явно сохраняют заинтересованность в продолжении участия в палестино-израильских делах. При этом затрагивает она не только обязательства перед ближневосточным партнером, но данные ранее обещания разрешить конфликт в течение срока полномочий нынешней администрации. Также для Вашингтона сейчас характерна тенденция к изменению образа действий в отношениях с Рамаллой от попыток вернуть её за стол переговоров перешедшая к стимулированию исполнения вполне законных своих обязательств. Однако приведет ли этот сдвиг к каким-либо серьезным изменениям, прогнозировать пока сложно, поскольку, как утверждают в американской администрации, важен не только факт завершения работы над проектом урегулирования, но и подходящие обстоятельства для его обнародования.