- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы для Израиля в связи с возможностью выхода США из СВПД

Проблема выбора представляется предметом весьма серьезным, особенно в том случае, если речь идет о судьбах мира. В этой связи международному сообществу крайне сложно определиться, как быть с дальнейшей судьбой соглашения по иранской ядерной программе, из которого, по оценкам многих экспертов, США готовы с полной решимостью выйти уже в мае. Израиль, будучи иранским злейшим врагом и ярым противником расширения лидерских амбиций Тегерана в опасной близости от своих границ, входит в число критиков СВПД. В сочетании с усилением команды американских «ястребов», которые грозятся свергнуть нынешний иранский режим, способствуя одновременно продвижению израильских интересов, это сулит довольно безрадостные перспективы для соглашения, еще недавно воспринимавшегося дипломатическим прорывом.

На сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре прошлого года глава израильского правительства Б.Нетаньяху озвучил формулу «fix or nix» (исправьте или откажитесь), свидетельствующую, на первый взгляд, о крайне жестком курсе по отношению к сделке с Ираном. Впрочем, при более пристальном рассмотрении всех обстоятельств возникают и некоторые оговорки. Так, в среде представителей израильских военно-политических кругов нет единой позиции по поводу того, какой из двух вариантов стоит предпочесть, да и излишняя напористость новых фигур в американской администрации вызывает настороженность.

В понедельник, вероятно, не только озвучивая интересы Вашингтона, но и рассчитывая на извлечение выгоды из американо-европейских споров по поводу будущего СВПД, Б.Нетаньяху встретился с министрами иностранных дел Франции и Германии Ж.-И. Ле Дрианом и Х.Маасом. В материалах, размещенных МИД Израиля в связи с названными переговорами, об Иране упоминается мало. Внешнеполитическое ведомство сообщает лишь, что Тегеран является «зонтичной организацией» для мировой террористической сети, а также указывает на необходимость предотвратить появление у режима аятолл ядерного оружия.

10-й канал израильского ТВ, углубляясь в суть встречи, в свою очередь, отмечает, что Б.Нетаньяху выступил в качестве своего рода проводника точки зрения Д.Трампа, сообщив своим гостям, что президент США готов выйти из сделки. О возможности повлиять на него глава израильского правительства, судя из сообщений канала, не упомянул, однако, она все же есть и вновь заключается в попытке разработать некое пакетное соглашение, охватывающее всю региональную проблематику.

В этом контексте стоит обратить внимание на то, что до прибытия в Иерусалим Х.Маас посетил Рамаллу, где провел переговоры с главой ПНА М.Аббасом. По информации немецкой прессы, в ходе беседы глава внешнеполитического ведомства ФРГ призвал палестинского лидера «не сжигать мосты», а по итогам заключил, что без США добиться палестино-израильского мира не представляется возможным. Однако это не удастся и без палестинцев, из чего следует, что в примирении Вашингтона и Рамаллы европейские дипломаты, на которых ПНА сейчас рассчитывает больше, чем на остальных посредников, смогли бы сыграть определенную роль. Но к этому их надо подтолкнуть, чему, в свою очередь, будут способствовать переговоры по трансформации иранской сделки, а не американский выход из неё.

Израиль тоже может получить от ЕС определенную выгоду, которую сулит уже сегодняшний образ действий ряда европейских дипломатов, демонстрирующих готовность усилить нажим на Тегеран для сохранения США в сделке. Так, в понедельник Франция, считающаяся одним из главных европейских сторонников сохранения США в СВПД, обратилась к руководству ЕС с рекомендацией ввести дополнительные санкции против Тегерана в наказание за его вмешательство в сирийский конфликт и ракетную программу. Однако позднее глава европейской дипломатии Ф.Могерини сообщила прессе, что Евросоюз не рассматривает перспективу введение новых мер воздействия, считая приоритетом соблюдение СВПД.

С другой стороны, тот же 10-й канал, а затем и Jerusalem Post отметили, что Б.Нетаньяху на встрече с главами МИД Франции и Германии в очередной раз сравнил СВПД с «мюнхенским сговором», чем доказал жесткость израильской линии. Впрочем, и в экспертном сообществе и в израильском военно-политическом истеблишменте крепнет убежденность, что сделка прошедшая процедуру определенной модернизации, Иерусалиму все же выгодна. Как подчеркнул в понедельник министр энергетики Ю.Штайниц: «Я бы предпочел вариант сохранения соглашения с изменениями срока и контроля за его соблюдением». Аналогичные взгляды отстаивает и экс-министр обороны Израиля М.Яалон, полагающий, что сначала надо использовать дипломатические методы, а уже затем переходить к силовым. По словам бывшего руководителя оборонного ведомства: «Региональные лидеры поняли, что их армии не могут победить ЦАХАЛ, и в результате начали развитие в двух направлениях…Первое – террор, партизаны и ракеты. Второе – неконвенциональные угрозы, прежде всего ядерная».

Наконец, далеко не всех радует преданный друг Израиля на посту советника Д.Трампа по национальной безопасности Дж.Болтон, с которым люди, знавшие его раньше, ассоциируют не достижение израильских целей, а, скорее, рост угрозы национальной безопасности страны. Еще один бывший министр обороны Израиля Ш.Мофаз на мероприятии, организованном газетой Yedioth Ahronoth в воскресенье сообщил, что в бытность свою постоянным представителем Соединенных Штатов при ООН Дж.Болтон убеждал его в целесообразности удара по Ирану. Добавил к этому Ш.Мофаз то, что не считает этот шаг мудрым ни для США, ни для других игроков до тех пор, пока иранская угроза не приобретет более реальные очертания.

Таким образом, отношение Израиля к СВПД пока все еще внешнеполитическая дилемма, где выбор в пользу одного из вариантов сулит свои плюсы и минусы. С высокой долей вероятности можно предположить, что Иерусалим последует в своей политике за США, попросту не имея в нынешних условиях более надежного партнера, с которым можно координировать усилия по широкому спектру региональных проблем. Россия могла бы изменить этот расклад, однако, для этого потребуется более предметное обсуждение с Израилем сирийской проблематики, в вопросе которой ближневосточное государство не готово отступить от курса на противодействие укреплению Ирана в Сирии.