- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Российско-израильские отношения на фоне дипломатической ситуации вокруг Кремля

Традиционным элементом израильской внешней политики, зажатой в тиски ближневосточных проблем, продолжает оставаться необходимость балансировать между интересами внерегиональных игроков. Двумя главными полюсами силы по-прежнему являются Россия и США, на фоне все более обостряющихся между ними  противоречий. Есть еще европейский мир, в чем-то поддерживающий позицию Вашингтона, а в чем-то расходящийся с ним, да и между собой во мнениях. Непростая ситуация, складывающаяся на международной арене, все чаще требует от Иерусалима дать четкий ответ на вопрос, на чьей стороне он находится. Однако прямо обозначать свою внешнеполитическую линию по проблемам, не затрагивающим собственно израильские интересы, стране крайне не выгодно, что снова требует применения всех тонкостей дипломатической игры.

Наиболее показательным сегодня является пример израильской реакции на инцидент в Солсбери, от которого государство предприняло попытку дистанцироваться. Как мы помним, МИД Израиля резко осудил отравление экс-полковника ГРУ С.Скрипаля и его дочери, однако, воздержался от того, чтобы возлагать ответственность за произошедшее на Россию. Впрочем, избежать дальнейшего втягивания себя в этот конфликт не удалось. После того, как в понедельник ряд европейских правительств и США в качестве жеста солидарности с Соединенным Королевством заявили о высылке российских дипломатов, все внимательно стали следить за реакцией Израиля, от которого вновь почему-то ждали решительного шага. Его, как водится по приведенным выше соображениям, не случилось. Внешнеполитическое ведомство страны, равно как и канцелярия главы правительства остались глухи к запросам журналистов по поводу того, введет ли Иерусалим по отношению к Москве аналогичные меры.

Политиком, пожелавшим высказаться по данному информационному поводу, стал министр строительства и жилищной политики Й.Галант. Подчеркивая тесную связь страны с западным миром, он все же сообщил: «в то же время мы должны гордиться тем, что можем вести переговоры, общаться и жить бок о бок с русскими. И это то, что мы собираемся делать». В качестве аргументов в поддержку справедливости данной позиции Й.Галант упомянул о значительном количестве репатриантов и тех договоренностях в области их социального обеспечения, которых удалось достичь с Россией. Также член кабинета министров обозначил относительную географическую близость государств. Любопытно, но в некоторой степени сказанное им причудливым образом переплетается с высказанными ранее представителями российской стороны ремарками в адрес Израиля. Так, еще в бытность свою президентом РФ Д.А.Медведев называл Израиль «постсоветским государством», а относительно недавно заместитель посла России в Израиле Л.Фролов подчеркнул в интервью, что Москва встанет на сторону Иерусалима в том случае, если против него начнется агрессия. При этом в качестве определяющего фактора, лежащего в основе такой точки зрения, он назвал именно «русских» в Израиле.

Социальные и культурные связи, конечно, важны, однако, в основе диалога, как и раньше, лежат сугубо прагматические интересы. На фоне отказа Израиля от четкой солидаризации с Великобританией и её сторонниками по делу Скрипаля, в Москве 27 марта состоялись переговоры между посолом Израиля Г.Кореном и специальным представителем президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки М.Л.Богдановым. Традиционно сжатый пресс-релиз российского МИДа по этому поводу сообщает: «В ходе беседы обсуждалась складывающаяся ситуация в регионе Ближнего Востока с акцентом на сирийскую проблематику и положение дел в палестино-израильском урегулировании». И то, и другое для Израиля, продолжающего готовиться к войне на всех фронтах и, судя по всему, не до конца надеющегося на американскую «сделку мечты», крайне важно.

Б.Нетаньяху, уклоняющийся от решительных шагов и высказываний по поводу дела Скрипаля, в начале минувшей недели, как и ожидалось, поздравил президента РФ В.В. Путина с переизбранием. Глава израильского правительства отметил, что высоко ценит личный диалог с российским лидером, надеясь его продолжить. Конкретных тем будущих встреч он не назвал, хотя они и без того кажутся очевидными. Мало того, для формирования более доверительного фона в общении с Москвой, как отметило израильское электронное издание Times of Israel, Б.Нетаньяху не упомянул об излюбленной в западных СМИ теме нарушений и фальсификаций на российских выборах. Данное обстоятельство служит еще одним свидетельством того, что просто следовать за Западом Иерусалим не хочет, прекрасно понимая, что копание в российском политическом процессе ни к чему хорошему не приведет, да и переговоры с А.Навальным по ближневосточной проблематике вряд ли укладываются в голове израильского руководства.

Наоборот, переизбрание В.В.Путина в сочетании с взвешенной линией Иерусалима по поводу разногласий Кремля с США и Европой позволяет Израилю сохранить существующие каналы взаимодействия, особенно необходимые в условиях решения региональных проблем. Прежде всего, это касается сирийского направления, где февральские инциденты оставили неприятный осадок и массу предположений о том, почему израильские силовые акции были остановлены. В прошлом израильский политический и военный деятель, а ныне эксперт Э.Снэ предположил, что причиной тому послужил как раз разговор В.В.Путина с Б.Нетаньяху, в ходе которого, как он предполагает, российский лидер сообщил Израилю, что атак уже достаточно. Эксперт утверждает, что та беседа во многом оказалась для Иерусалима судьбоносной, поскольку правительство, ранее отстаивавшее для себя свободу действий в регионе, теперь фактически её утратило.

Во многом последнее допущение является справедливым, однако, стоит учесть и всю сложность ситуации. Во-первых, Иерусалим в полной мере не может рассчитывать на Вашингтон, чья политика на Ближнем Востоке сейчас в большей степени определяется перспективами СВПД. Во-вторых, антиизраильские выпады Сирии с того момента тоже приобрели меньший накал, хотя повод обрушится с критикой после обнародования ранее секретной в Израиле информации по уничтожению сирийского реактора в 2007 г. был хороший. В этой связи можно предположить, что влияние Москва оказала не только на Израиль. Мало того, проявилось и общее намерение всех сторон избежать эскалации, которая стала в какой-то момент уж слишком реальной.

Таким образом, ставя на передний план собственные интересы, из которых основное значение имеет ситуация в непосредственной близости от границ, Израиль делает ставку на курс, позволяющий избежать политических разногласий с Россией. Прогнозировать возможность резкого отхода от него нет достаточных оснований, учитывая общий характер российско-израильских связей и влияние Москвы на Ближнем Востоке. Вместе с тем определенные отклонения и вариации возможны при условии, что США все же начнут проводить более активную политику на тех направлениях, где Израилю особенно требуется поддержка. Помимо этого немаловажную роль может сыграть выбор обновленной команды Д.Трампа  в пользу силовой или дипломатической опции в регионе.