- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Цели и задачи международной конференции по Афганистану в Узбекистане

27 февраля в столице Узбекистана Ташкенте прошла международная конференция по Афганистану, в которой приняло участие около 20 государств. Прорыва не состоялось, однако он и не мог состояться. Форум стал важной вехой, которая характеризует ситуацию в Афганистане. Начинается долгий и болезненный этап постепенной интеграции умеренных талибов в легальную политическую действительность Афганистана. Чем и почему важен этот форум? И в чем заключались интересы Москвы в проведении мероприятия с участием представителей ведущих стран мира в ключевой столице Центральной Азии?

Новый президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев может записать конференцию «Мирный процесс, сотрудничество в области безопасности и региональной взаимодействие» себе в актив. Это безусловный успех узбекской дипломатии. Инициатива проведения конференции была выдвинута узбекским лидером и поддержана главой Афганистана Ашрафом Гани совсем недавно — в конце 2017 года. В январе нынешнего года на заседании Совета Безопасности ООН делегации Узбекистана и Афганистана организовали совместную презентацию предстоящего форума.

Ташкент несколько месяцев готовил форум. Прошли длительные переговоры министра иностранных дел республики, мастодонта дипломатии Абдулазиза Камилова в Вашингтоне, Москве, Брюсселе. Многие детали конференции были обсуждены и на полях ООН. Кроме того, Россию представлял в Ташкенте министр иностранных дел Сергей Лавров, что подняло статус и показало  уровень заинтересованности Москвы в разрешении афганского конфликта. К тому же министр Лавров в преддверии форума находился в постоянном контакте со своим старым другом министром Камиловым. По нашим данным, именно узбекскому министру удалось уговорить Лаврова лично принять участие в конференции. Накануне начала конференции автору этих строк удалось переговорить со спецпредставителем президента РФ по Афганистану, директором Второго департамента МИД Замиром Кабуловым., который курирует вопросы, связанные с Афганистаном, Ираном, Пакистаном и Индией.  Кабулов заявил автору, что Москва поднимет вопрос о необходимости прямых переговоров Кабула и движения «Талибан» в Ташкенте. Ровно так и произошло.

По итогам форума была подписана Ташкентская декларация, то есть все участники пришли к единому мнению в непростых условиях. Когда речь идет об Афганистане это бывает крайне редко. Данная декларация была принята Афганистаном, Китаем, Францией, Германией, Индией, Ираном, Италией, Японией, Казахстаном, Кыргызстаном, Пакистаном, Катаром, Россией, Саудовской Аравией, Таджикистаном, Турцией, Туркменистаном, ОАЭ, Великобританией, США, Узбекистаном, ЕС и ООН. То есть всеми ключевыми игроками современного мира. Одним словом, Ташкент поднял свой авторитет в качестве посредника в сложнейших вопросах мировой политики, а конференция определила в общих чертах контуры афганского мирного процесса. Без сенсаций, прорывов и умопомрачительных успехов. Тихо, спокойно и ровно.

Месяцем ранее, 28 февраля, во время открытия Международной конференции по Афганистану в Кабуле (так называемый «Кабульский процесс») президент Ашраф Гани выступил с сенсационным заявлением. Он сказал, что готов признать движение «Талибан» легальной политической силой, освободить и амнистировать пленных талибов. Это и стало главным лейтмотивом форума в Ташкенте.

Задача конференции в Узбекистане состояла в привлечении более широкого количества игроков в процесс легитимизации талибов. Так как это неизбежный процесс, мировым игрокам нужна была интеграция в этот процесс государств, играющих важную роль в мировой политике. Особая задача состояла в привлечении стран Центральной Азии, которые всегда выступали против диалога с талибами. Однако США решили, что интеграция талибов в коридоры власти Кабула рано или поздно состоится – без этого не обойтись. И поэтому следует начать разговор с государствами региона. Узбекистан – идеальный пример. Это самая влиятельная страна региона, а также крупнейший игрок в Афганистане среди всех государств Центральной Азии. Россия уже давно заявляет о необходимости диалога с талибами. Здесь интересы сторон сходятся. Кабулов как раз говорил автору, что Вашингтон наконец-то услышал Москву и осознал неизбежность разговора с умеренными талибами.

В этом контексте все задачи форум выполнил. В Ташкент слетелись высокопоставленные чиновники и обговорили саму идею интеграции талибов. Речь шла о разговоре пока только о самом плане, «дорожной карте». То есть это самое начало процесса. 9-ый пункт Ташкентской декларации говорит следующее – «Подтверждаем нашу поддержку усилий Правительства Афганистана начать прямые переговоры с «Талибан» и признаем Кабульский процесс в качестве главного форума и инструмента наряду с другими региональными и международными мирными инициативами по Афганистану». В этом заключалась задача форума, для этого он и затевался.

Разумеется, это не говорит об успешности интеграции талибов – это совершенно другой вопрос. Пока еще не ясно как она пройдет. Это сложнейший процесс, о нем нужно говорить отдельно. Более того, это долгая история, которая начнется не в этом году. Однако началась подготовка региона – ЦА, Пакистана, Индии, Ирана и, разумеется, самого Афганистана – к переговорам с «Талибаном». Спикер движения «Талибан» Забихулла Муджахед в разговоре с автором сказал, что они «не были приглашены и не принимали участие в конференции в Ташкенте». Талибов не пригласили, однако им послали сигнал: прекратите теракты и насилие, и тогда с вами начнут разговор.