- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Информационный и дипломатический контекст израильского ответа на «Марш возвращения» в Газе

Острейшей для Израиля продолжает оставаться ситуация в секторе Газа, где, начиная с пятницы, была объявлена масштабная протестная акция под названием «марш возвращения». Сами по себе события в зоне вновь разгорающегося конфликта представляются опасными, поскольку лейтмотивом действий руководства ХАМАСа является провоцирование столкновений израильских военных и якобы мирных палестинцев, несмотря на то, что последних назвать таковыми довольно сложно. Отдельным направлением противоборства вновь оказалась информационная и дипломатическая сферы, которые представляют особое значение в том случае, если ХАМАСу удастся воплотить задуманное и растянуть свои протесты на заявленные 6 недель.

С точки зрения главы израильского правительства Б.Нетаньяху, ситуация находится под контролем. Комментируя происходящее, он выразил благодарность военнослужащим ЦАХАЛ, которые защищают суверенитет Израиля и дают возможность мирным жителям спокойно отметить праздник Песах. Помимо этого он ответил на очередную порцию критики турецкого лидера Р.Т.Эрдогана, сообщив: «Самая нравственная армия мира не нуждается в нравоучениях того, кто много лет беспорядочно бомбит мирное население». Однако в действительности происходящее в информационном поле не выглядит столь безоблачным.

Экс-посол Израиля в США, а ныне депутат Кнессета от партии «Кулану» и заместитель министра в Министерстве главы правительства М.Орен считает, что государство вновь проигрывает часть войны, которую он сам называет дипломатической, хотя из сказанного им, скорее, следует, что речь идет об информационной сфере. Ссылаясь на публикации не только региональной, но и мировой прессы, политик отмечает, что созданный информационный фон сводится к тому, чтобы признать виновным во всем Израиль. По словам М.Орена: «Даже дружественные нам издания, такие как The Wall Street Journal не упоминали, что ХАМАС является террористической организацией…Вы готовите ЦАХАЛ к войне, но вы должны готовиться и к этому (информационному-авт.) типу войны, который во многих отношениях является самым важным и определяющим».

Во многом со словами бывшего посла можно согласиться. Так, израильское внешнеполитическое ведомство в минувшие выходные разместило на своей официальной странице в интернете комментарий о происходящем, в котором утверждалось: «приграничные сооружения между Израилем и сектором Газа отделяют суверенное государство и террористическую организацию…Любой, кто ошибочно видит в этом убийственном зрелище даже йоту выражения свободы, слеп к угрозам, с которыми сталкивается Государство Израиль». Официальный представитель ЦАХАЛа Р.Манелис сообщил, что все убитые в инцидентах в приграничной полосе были мужчинами в возрасте от 18 до 30 лет, 10 из которых принадлежали к боевому крылу палестинского сопротивления. Впрочем, в большинстве публикаций, появившихся за рубежом, фигурировали иные цифры, отражающие лишь число убитых и раненых в столкновениях при этом со ссылкой на палестинские источники, а основным акцентом была атака солдат на мирных протестующих.

Во многом схожие оценки дает и израильский Институт стратегических исследований Бегин – Садат (BESA). Его старший научный сотрудник Г.Фриш отмечает, что ключевой краткосрочной целью палестинской «инновации» в виде «мирного» марша, является не убийство израильтян, а как можно большее количество смертей самих палестинцев, которое погубит Израиль в дипломатическом смысле. Уже затем, по мнению автора, мишенью террористов станут сами израильские граждане, но к тому моменту борьба палестинцев снова будет восприниматься как освободительная, а сила, примененная Иерусалимом, как непропорциональная. Также как подчеркивает эксперт, на праве на возвращении настаивают те, кто не является на самом деле беженцами, поскольку этот статус передается по наследству. Мало того, если вспомнить данные последних совместных палестино-израильских опросов, то станет очевидно, что сражаются они не под влиянием «фантомных болей» по поводу утраченной земли, а пытаются вытребовать себе как можно большее количество привилегий и возможные компенсации от Израиля как плату за спокойствие.

Не лучшим образом, действует сейчас и собственно израильская пресса, своими публикациями лишь содействующая нагнетанию напряженности. С одной стороны, постоянно поступающие сообщения с места событий усиливают в обществе ощущения незащищенности. Прежде всего, этому способствуют сообщения о том, что цель протестующих – прорыв границы. С другой стороны, сами местные колумнисты далеко не всегда поддерживают свою страну и её армию, откровенно не учитывая, что она ведет борьбу с террористами. Такова, например точка зрения автора Haaretz Г.Леви, на страницах газеты назвавшего ЦАХАЛ «израильскими силами резни», а общественное мнение по поводу происходящего «безразличным».

Другая война, тесно примыкающая к информационной – дипломатическая. Её Израиль сегодня тоже ведет с переменным успехом, рискуя проиграть. С одной стороны, Иерусалим вновь получил политическую поддержку Вашингтона в субботу, когда делегация США в ООН заблокировала проект резолюции Совета Безопасности, представленный Кувейтом, который призывает к расследованию событий на границе с сектором Газа. Также на сторону Израиля встала Великобритания, вероятно по-прежнему выражающая надежду, что в обмен на свою точку зрения по палестинской проблеме сможет получить лояльность Израиля в отношении конфликта Лондона и Москвы. За свои позиции США и Соединенное Королевство удостоились от палестинского представительства в ООН клейма «соучастников резни». А вот Франция, крайне заинтересованная в израильском влиянии на администрацию Д.Трампа в связи с туманным будущим СВПД, оказалась менее лояльной, напомнив Иерусалиму о праве палестинцев на протесты и призвав к сдержанности. Непростая ситуация сложилась и с региональными лидерами в лице Иордании и Египта, которые сначала достаточно неумело попытались повлиять на то, чтобы акция не разгорелась с такой силой, а теперь перешли к тактике самозащиты, которая помогла бы им обезопасить себя от последствий этого «мирного» марша.

Таким образом, Израиль пока отдает приоритетное значение факту физической защиты населения страны и её суверенитета, однако, как часто бывает в таких случаях, чем успешнее идет выполнение этой задачи, тем сильнее и острее становится антиизраильская критика на международной арене. В текущих условиях особая опасность разгорающегося витка напряженности заключается в том, что его пиком планируется празднование 70-летие Израиля и анонсированный США перенос посольства из Тель-Авива в Иерусалим, что может создать условия, при которых к борьбе присоединятся соседние враждебные государства, где радикализации населения будут способствовать заявления лидеров о попытке Израиля и США покуситься на мусульманские святыни. Впрочем, такой сценарий опасен для всего региона, где срежиссированный протест против США и Израиля может вновь привести к неконтролируемому хаосу.