- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К началу визита президента РФ В.Путина в Турецкую Республику

В районе 15.15 по местному времени (совпадает с московским – В.К.) борт №1 России приземлился в анкарском аэропорту «Эсенбога». Спустившийся по трапу президент РФ В.Путин совершил рукопожатия с встречающими его официальными лицами в сопровождении почётного караула, сел в президентский эскорт и отправился в «Аксарай», где его ожидал президент Турции  Р.Т.Эрдоган. Президента в поездке сопровождают восемь министров российского кабинета, а также главы «Газпрома» и «Росатома».

В качестве зарисовки сразу поделимся наблюдением: президента В.Путина в аэропорту встречали на уровне заместителя министра иностранных дел, а сама процедура встречи и рассадки делегации по автомобилям не продлилась более нескольких минут. Можно это, конечно, списать на рутинность происходящего с учётом частоты встреч между двумя лидерами. Но в протокольных восточных странах, к которым в полной мере относится Турция, мелочей не бывает.

Все помнят визиты, в том числе, приезды в Турцию В.Путина (и, кстати, президента САР Б.Асада), когда Р.Т. Эрдоган встречал своих высокопоставленных гостей прямо в аэропорту и поднимался к ним по трапу самолета. Тем более, что это — первый зарубежный визит вновь избранного российского президента, что придает ему дополнительный смысл и вес. Тем не менее, похоже, турецкая сторона посчитала излишним чересчур активно демонстрировать в аэропорту своё удовольствие от того, что избранный президент России, в первую очередь, приехал именно в Турцию. Впрочем, это в значительной мере компенсировалось пышной встречей в резиденции «Аксарай», где Р.Т.Эрдоган встретил В.Путина у ворот.

Что российские, что турецкие обозреватели, в общем и целом, говорят об одних и тех же вопросах повестки дня переговорах между лидерами двух стран, к которым завтра присоединится президент Ирана Хасан Роухани.

В первую очередь, это, конечно, военно-политическое сотрудничество в Сирии, атомная электростанция «Аккую» (было принято решение относительно нецелесообразности президентам ехать на стройплощадку в район г. Мерсина и лично участвовать в торжественной церемонии заливки первого бетона, так что она будет осуществляться в режиме телемоста – В.К.), строительство газопровода «Турецкий поток», поставка в Турцию российских систем ПВО С-400. Не оставляет российско-турецкие отношения «плодоовощной вопрос», также остающееся замороженным с 1 января 2016 года с российской стороны двустороннее Соглашение об упрощении визового режима от 2010 года (вступило в силу в 2011 году). Кроме того, 2019 год объявлен перекрестным годом культур между двумя странами – России в Турции и Турции в России, что придает контактам определенный «гуманитарный уклон».

При этом, надо отметить, что даже по тем вопросам, которые задают положительную динамику российско-турецких отношений у турецких обозревателей (в первую очередь, прозападных – В.К.) находится немало критических стрел.

Ярким примером является ситуация в Сирии. 3 апреля  в турецкой газете Hürriyet Daily News появилась статья авторства Барчин Йинанч, озаглавленная «Турция падает в российскую ловушку». Вместо того, чтобы говорить об альянсе Россия – Турция – Иран, она говорит об альянсе Москва – Тегеран – Дамаск, который делает «очень умный шаг», позволяя «выдавить курдов от турецко-сирийской границы» и стремясь заполнить этот вакуум «джихадистами и исламистами». И подобная точка зрения разделяется немалой частью турецкого общества.

Про систему ПВО С-400 мы не раз писали, что данная покупка воспринимается в турецком обществе нередко в качестве «красивой игрушки», которую приобретает (приобретает ли – отдельный вопрос – В.К.) для себя Р.Т.Эрдоган, которая не только не имеет практического военного смысла, но, вдобавок, ещё способна создать Турции новые проблемы с Западом – США, ЕС и Североатлантическим альянсом. С другой стороны, если это, действительно, блеф турецкого лидера в расчёте надавить на Запад и добиться себе каких-либо преференций, то когда-то эта игра он должна вскрыться, ибо до бесконечности нельзя держать вопрос в полуподвешенном состоянии.

АЭС «Аккую», церемония заливка первого бетона по которой (на момент написания данной статьи) должна начаться буквально с минуты на минуты стоит говорить откровенно: у турецкой бюрократии и делового сообщества сложилось открыто негативное впечатление о «практиках работы» российских исполнителей проекта. И неслучайно, что две из трех наиболее приближенных к турецкому руководству частных строительных компаний («Колин» и «Кальон») попросту из проекта «сбежали», оставив разбираться с этим третью компанию — «Дженгиз». И когда российская пресса пишет про то, что соинвестором может зайти компания ЕЮАШ, то остается просто развести руками, ибо ЕЮАШ — это государственная генерирующая компания, которая, по-большому счёту, давно уже ничего не строит и никуда не инвестирует. У нее нет ни денег ни кадров для того, чтобы серьёзно участвовать в проекте «Аккую».

И, вообще, в интересах турецкой стороны держать этот вопрос в подвешенном состоянии, поскольку у них есть право, но не обязанность входить в этот дорогостоящий проект (долей до 49% — В.К.), который чреват  такими коммерческими рисками, и прибыль по которому расположилась на такой линии горизонта, что их не в силах взять на себя ни одна частная компания. Только государственная и то далеко не каждая.

Вопросы с помидорами и с визами – это, конечно, важные темы, однако, всё же, это — вопросы исключительно технического свойства. Какие квоты и каким фирмам они будут даваться – с одной стороны. А с другой стороны, перед какими категориями турецких граждан можно приподнять «железный занавес» и разрешить им безвизовой въезд в Россию (допустим, перед обладателями служебных паспортов – В.К.). Все это – предмет затяжных дипломатических баталий.

И если посмотреть на вопросы российско-турецкой повестки дня через эту призму, то можно увидеть, что существующая даже положительная повестка между Россией и Турцией – далеко небеспроблемная и, в перспективе, может принести сторонам немало неприятных моментов. Что уж говорить о том, что между странами изначально является неблагополучным. Так что, российско-турецкие отношения, невзирая на очевидную западную «помощь» для их сближения, остаются проблемными, а очередная встреча между лидерами двух стран вряд ли принесет какие-либо значимые прорывы.