- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О первом визите премьер-министра Пакистана Шахида Аббаси в Афганистан и подписание документа «План действий»

6 апреля состоялся официальный визит премьер-министра Исламской Республики Пакистан Шахида Хакана Аббаси в Афганистан. В результате переговоров был подписан «Афгано-пакистанский План действий мира и солидарности» (далее – «План действий»), состоящий из семи пунктов, направленный на достижение понимания между сторонами. Главной темой встречи стали предстоящие переговоры Кабула и движения «Талибан», который Пакистан вне сомнения продолжает поддерживать.

Это первый визит нового главы правительства Пакистана на территорию западного соседа. Напомним, что Аббаси занял высший пост у себя в стране в августе 2017 года после отстранения от власти Наваза Шарифа в результате коррупционного скандала. Президент Афганистана Ашраф Гани встретил Аббаси у трапа самолета со всеми почестями, подчеркнув статус и значение визита. В Кабуле прошла встреча с главой исполнительной власти (премьер-министром) Абдуллой Абдуллой, на которой Аббаси заявил о намерениях подарить Афганистану несколько тонн пшеницы, а также снизит пошлины для афганских товаров. Пакистанская делегация состояла из ключевых государственных деятелей, в частности главы МИДа Хаваджа Асифа, шефа МВД Ахсана Икбаля, губернатора приграничной провинции Хайбер-Пахтунхва (с пушту — земля пуштунов) Икбаля Сафара, советника по нацбезопасности Насира Хана, а также немалого числа высокопоставленных военных.

По итогам переговоров стандартного пресс-подхода организовано не было. Это общая практика афгано-пакистанских переговоров: особая закрытость и минимальное внимание для прессы. Население обеих стран, мягко говоря, не питает особо теплых чувств друг к другу, поэтому  власти пытаются минимизировать публичность контактов.

Стороны ограничились короткими заявлениями, распространенными их пресс-службами. В заявлении офиса премьер-министра Пакистана было отмечена поддержка Аббаси усилиям президента Гани по налаживанию диалога с движением «Талибан». «Во время встречи Аббаси с президентом Ашрафом Гани было подчеркнута поддержка Пакистана переговорного процесса, который ведет правительство Афганистана. Пакистан привержен миру и поддерживает усилия Кабула по его достижению», — говорится в официальном заявлении пресс-службы пакистанского премьера.

Афганская сторона выпустила более развернутое сообщение, где намеренно делался акцент на экономических вопросах и проблеме общей границы.  Это понятно, президент Гани не хочет показывать положительное отношение Исламабада к идее переговоров с талибами. Афганское население недолюбливает пакистанцев и поддержка Исламабада скорее негативный фактор для президента Гани с точки зрения пиара. «Президент Ашраф Гани поприветствовал премьер-министра Шахида Аббаси в Кабуле. Этот визит является частью комплексного диалога, предложенного президентом Гани в ходе переговорного процесса на Кабульской конференции. Обе стороны согласились поддерживать мирный процесс, который проводит афганская сторона», — сказано в официальном сообщении Арга (президентский дворец). Кроме того, было отмечено, что стороны обсудили вопросы экономической кооперации, инфраструктурных проектов и безопасности на границе. Других значительных официальных заявлений по итогам визита сделано не было.

Визит долго готовился. Президент Гани пригласил пакистанского премьера в середине марта, и сразу после этого стороны начали подготовку к мероприятию. 2 апреля высокопоставленная пакистанская делегация прибыла в Афганистан для подготовки встречи на высшем уровне. Исламабад уже тогда озвучил инициативу по созданию пяти совместных рабочих групп по налаживанию диалога с Афганистаном: контртерроризм, обмен разведданными, военное сотрудничество, экономика и проблема беженцев. Несмотря на все попытки наладить диалог, которые предпринимаются официальными лицами в Кабуле и Исламабаде, двусторонние  отношения находятся в глубоком кризисе. Буквально за день до встречи в верхах пакистанские военные нарушили воздушное пространство Афганистана и нанесли бомбовые удары по позициям предполагаемых боевиков, которые якобы пытались пересечь границу и проникнуть на территорию Пакистана. МИД Афганистана выпустил ноту, в которой в жесткой форме объявил протест Пакистану. В свою очередь Исламабад опроверг обвинения в нарушении воздушного пространства, заявив, что проводилась воздушная спецоперация на пакистанской территории против афганских террористов, которые пытались пересечь границу. Сложно разобраться, на чьей стороне правда. На самом деле, сейчас это не имеет значения, подобные инциденты не редкость в регионе афгано-пакистанского приграничья. Не исключено, что это дело рук части консервативно настроенных пакистанских военных, которые, несмотря на переговоры, показывают, кто хозяин на границе.

Как было отмечено выше, переговоры закончились подписанием достаточно солидного документа – «Плана действий», состоящего из семи пунктов.

Пакистан поддерживает афганские мирные переговоры и процесс национального примирения

  1. Обе страны предпримут эффективные действия против элементов, представляющих угрозу национальной безопасности обеих стран
  2. Обе страны обязуются отказаться и противодействовать использованию своих территорий третьими странами, группами, сетями, личностями и анти государственными элементами.
  3. Создать совместный механизм надзора и координации принятых решений при помощи «офицеров связи» (посредники, каналы связи)
  4. Обе страны обязуются избегать нарушения воздушного пространства друг друга
  5. Обе страны должны избегать публичных обвинений друг друга и искать согласия через механизмы «Плана действий»
  6. Создать рабочие группы и необходимые механизмы сотрудничества в соответствии с «Планом действий» и вышеупомянутыми принципами.

Кроме того, Пакистан выразил поддержку планам Кабула  начать переговорный процесс с движением «Талибан». Сейчас сложно сказать, как будут развиваться афгано-пакистанские отношения в ближайшее время. И будет ли «План действий» соблюдаться. Одно можно с уверенностью утверждать: регион вступает сложный процесс переговоров Кабула с талибами. И Пакистан играет здесь не последнюю роль. Наверняка, в ходе этого процесса неизбежно будут возникать кризисные ситуация между Исламабадом и афганским правительством. И скорее всего визит премьер-министра Пакистана и подписанный в ходе него документ так и останется добрым пожеланием сложных и не любящих друг друга соседей.

В экспертном сообществе Афганистана и Пакистана переговоры на высшем уровне  были восприняты  с интересом. Дело в том, что попыток наладить диалог между Кабулом и Исламабадом было много. Но ощутимых результатов так и не было зафиксировано. Достаточно профессиональная пакистанская пресса высказывала точку зрения, что, несмотря на враждебные отношения, афганцы обязаны дать шанс новому премьеру, который протягивает руку Кабулу. Кроме того, такие солидные издания, как DAWN и Express Tribune, отметились классической критикой в адрес Кабула. «Именно на территории Афганистана нашли прибежище тысячи боевиков, которые представляют угрозу Пакистану. Откуда боевики попадают в Пакистан? Из Афганистана. Вместо того чтобы бесконечно обвинять Пакистан в своих бедах, афганцам следовало бы привести свою страну в порядок». В таком духе писала пакистанская пресса. Хотя здесь не было ничего нового. В афганских СМИ и экспертом сообществе все точно также, но наоборот. Здесь нужно подчеркнуть, что многие влиятельные афганские эксперты – эмигранты, проживающие в США, работают на влиятельные и именитые мозговые центры. По их словам, давление США на Пакистан дало свой результат и Исламабаду пришлось пойти на уступки. То есть афганские эксперты воспринимают визит Аббаси в Кабул через призму давления Вашингтона на Исламабад. Далее было немало публикаций классических для афганского экспертного сообщества. В них пакистанское государство и в особенности военные обвинялись во всех смертных грехах, которые выпали на судьбу Афганистана. Одним словом, в публикациях афганских и пакистанских журналистов и экспертов была доля правды, но в основном они были политизированы и необъективны.