Обзор Отчета «Оливковая ветвь» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 1

Начинаем разбор сирийского Отчета главного мозгового центра, в настоящее время, – влиятельного проправительственного анкарского Фонда политических, экономических и социологических исследований (Setav). Полное его наименование звучит как «Новый фронт борьбы с терроризмом: операция «Оливковая ветвь»», авторства Недждета Озчелика и Джана Аджуна, оба из которых являются профильными экспертами Фонда.

Надо сказать, что операция «Оливковая ветвь», как логическое продолжение «Щита Евфрата», является, в определенной мере, переломным моментом в современном внешнеполитическом курсе Турции. Разумеется, это — не первый раз, когда Вооруженные силы Турецкой Республики проводят самостоятельную операцию за пределами страны. Здесь, в частности, можно вспомнить кипрскую кампанию, которая сопровождалась противостоянием с Западом, но имела для Турции принципиальное значение. Однако, речи о прямом военном столкновении с США в 1970-е годы не шло – только о напряженности, пусть и заметной, в отношениях, а сейчас, очевидным образом, турецкое руководство бравирует своей дерзостью совершить «бросок на Манбидж» на фоне бросающихся в глаза разброда и шатания американского руководства.

Бытовой антиамериканизм в Турции всегда был достаточно заметен, но сейчас он достиг небывалого доселе масштаба. С другой стороны, проправительственно настроенным слоями турецкого общества с удовлетворением, не сказать – с гордостью, отмечается «решительность» президента Р.Т.Эрдогана и нынешнего Совета национальной безопасности страны.

На этой ноте, собственно, Отчёт об «Оливковой ветви» и начинается, равно как с подчеркивания того факта, что Турецкая Республика буквально на наших глазах становится game changer в регионе, то есть — стороной, задающей свои правила игры. В какой степени это справедливо и насколько далеко простираются границы возможностей Турецкой Республики – этими вопросами мы зададимся после ознакомления с содержанием документа.

Отметим, что 2015 год стал переломным в подходе Турецкой Республики в решении застарелой курдской проблемы. Если вплоть до того времени, турецким руководством предпринимались заметные усилия к тому, чтобы добиться мирного урегулирования конфликта с радикально настроенными группами курдского населения страны, символом которых является Рабочая партия Курдистана РПК) и находящийся в тюремном заключении Абдулла Оджалан и немало разговоров велось о возможности его освобождения. То с 2015 года произошёл резкий поворот к силовым методам, переговоры с верхушкой РПК были свернуты, а турецкими Вооруженными силами и силами безопасности была начата активная фаза операции в восточных и юго-восточных провинциях страны.  Кроме того, не ограничиваясь линиями государственной границы, операция получила характер трансграничной (в частности, затронув границы с Сирией, Ираком и Ираном) и стала превентивной.

Как указывает Отчет, на первых двух этапах операции была обеспечена минимизация действий террористической организации внутри страны, её присутствия, человеческих, логистических и финансовых возможностей. Следующим шагом, по словам авторов документа, стало принятие на вооружение, по инициативе президента страны Р.Т.Эрдогана, новой доктрины безопасности и был совершен переход к борьбе с Рабочей партией Курдистана уже за пределами Турции. Как ими указывается, с учётом текущей ситуации в Сирии, Турция предприняла решительный и необходимый шаг в сторону всеобъемлющей борьбы с РПК.

В этом смысле, как пишет Отчёт, Р.Т.Эрдоганом было чётко заявлено, что страной, для обеспечения своей национальной безопасности, будут предприняты все необходимые меры – как внутри страны, так и за её пределами. Операция «Оливковая ветвь» стала, как известно, первой в плане борьбы с РПК на территории Сирии. Предыдущий этап – операция «Щит Евфрата» — с учётом особенностей тогдашней ситуации оказалась, в первую очередь, обращенной в сторону «Исламского государства» (ИГ, запрещённая в Российской Федерации террористическая организация – В.К.). Она не устраняла риск образования курдского пояса из так называемых «кантонов» вдоль турецко-сирийской границы. Таким образом, как пишут авторы документа, операция «Оливковая ветвь» стала шагом, нацеленным на источник терроризма.

Как указывается авторами, если принимать во внимание угрозу со стороны РПК вдоль границы Турции с Сирией и Ираком, то становится понятно, что операция не будет ограничена лишь только границами Африна. Собственно, это следует из заявлений президента страны Эрдогана и других официальных представителей, когда они указывают на то, что аналогичные операции следует ожидать уже на территории, к примеру, того же Ирака. Важной задачей представляется уничтожение коридора РПК/ПДС между Ираком и Сирией и изолирование террористических групп, каждых в своей «национальной квартире» с последующим уничтожением.

Здесь возрастает роль различных местных альянсов, союзов, тактических и оперативных, с региональными акторами и международными игроками. В ходе проведения операции по уничтожению террористических элементов, представляющих угрозу национальной безопасности Турецкой Республики, на эффективность операции, в свете необходимости достижения скорейшего результата, напрямую влияет упомянутое выше сотрудничество по линии разведки и вооруженных сил.

Как справедливо отмечает Отчёт, здесь необходимы военные и дипломатические усилия по поиску баланса в сложной системе уравнений, включающей в себя Свободную сирийскую армию (ССА) и другие местные «элементы», региональных игроков – Ирак и Иран, глобальных игроков – США, ЕС и Россию, международные организации, такие как НАТО и ООН.

62.83MB | MySQL:102 | 0,710sec