- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможном военном сотрудничестве между Россией и Ливаном

Большой отклик в ливанских СМИ получило интервью, данное 11 апреля Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Ливане Александром Засыпкиным телеканалу «Аль-Манар», являющемуся официальным рупором движения «Хизбалла». По словам дипломата, Россия будет исполнять заявление президента Владимира Путина, связанное с любой агрессией в отношении Сирии. «Мы будем сбивать американские ракеты и наносить удары по источникам огня», — сообщил Засыпкин в интервью ливанской телекомпании. Посол подчеркнул, что эскалация конфликта приведет к еще более глубокому кризису, при этом оговорившись, что Россия готова вести переговоры. По мнению Засыпкина, Соединенные Штаты и их союзники расценили последние события в Восточной Гуте как собственный провал и нынешними действиями пытаются отсрочить неизбежные результаты трехстороннего саммита Турции, России и Ирана в Анкаре.

Повышенное внимание, проявляемое ливанцами к планам России в Сирии, объясняется тем, что Ливан находится в непосредственной близости от сирийского театра военных действий и возможный конфликт между великими державами на территории Сирии не может не затронуть их страну. Другой причиной повышенного интереса ливанских политических сил к военной политике России является возможная конфронтация между Ливаном и Израилем за обладание над спорными вторым и девятым блоками газовых месторождений на средиземноморском шельфе. Учитывая, что в консорциум по разработке ливанского газа вошла российская компания «Новатэк», некоторые политические круги и деятели Ливана, включая президента страны Мишеля Ауна и командующего Вооруженными силами Ливанской Республики генерал-лейтенанта Жозефа Ауна, стали лоббировать активное военное сотрудничество между Ливаном и РФ.

Одним из признаков активизации российско-ливанских отношений стало предложение о заключении соглашения о военном сотрудничестве между Ливаном и РФ. При этом посыл о заключении такого соглашения исходил от ливанской стороны. Идею соглашения впервые озвучил премьер-министр Ливана Саад Харири во время визита в Россию в сентябре 2017 года. 6 февраля Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев дал поручение Министерству обороны РФ подготовить  и подписать оборонное соглашение с Ливаном. Проект соглашения предусматривал несколько пунктов. Во-первых, использование российскими вооруженными силами портов Ливана, в частности Бейрутского порта для захода и ремонта российских военных кораблей, а воздушного пространства Ливана для пролета самолетов российских ВКС. Во-вторых, совместное использование трех военных баз (назывались база Рияк в долине Бекаа, а также база на юге Ливана в районе Сайды и база на севере страны в Аккаре) антитеррористическими подразделениями Ливана и России. Интересно, что до 2017 года эти базы находились в совместном ведении Ливана и антитеррористической коалиции, возглавляемой США, То есть, российские спецназовцы должны были сменить здесь своих американских коллег. В-третьих, обмен разведывательной и иной информацией в аспекте борьбы с терроризмом и пиратством. В-четвертых, переход ливанской территории под защиту российских систем ПВО, установленных в Сирии. В-пятых, поставка Ливану российских вооружений в кредит на сумму в один миллиард долларов в течение пятнадцати лет. По сообщению ливанских СМИ, речь шла о танках Т-70 и Т-72, вертолетах МИ-17 и других видах вооружений.

Последнее предложение было выгодно для вооруженных сил Ливана, материально-техническая база которых оставляет желать лучшего. В 2008 году российско-ливанское соглашение о поставках оружия из РФ в Ливан было сорвано. По мнению ливанских СМИ, это объяснялось позицией тогдашнего президента Ливана Мишеля Сулеймана, избегавшего слишком тесного сближения с Москвой. Альтернативой стали бесплатные поставки оружия из Франции. Однако французы снабжали ливанских военных по принципу «На Тебе, Боже, что нам негоже», включая устаревшие грузовики и неисправные БТРы без запчастей. В 2015 году Саудовская Аравия объявила о выделении Ливану гранта на сумму в 3 млрд долларов на закупку нового французского оружия. Выделение гранта было заморожено в марте 2016 году, когда ливанская делегация отказалась голосовать за антииранскую резолюцию ЛАГ. Весной 2017 года после визита президента Мишеля Ауна в Эр-Рияд этот грант вроде бы был разморожен, но пока Бейрут не получил ни доллара от саудовских банков.

Подписание военного соглашения ожидалось во время поездки министра обороны Ливана Якуба Саррафа в Москву, где он принимал участие в проходившей 4-5 апреля ежегодной Конференции по безопасности. Однако министр вернулся из России с пустыми руками. Ливанские эксперты и журналисты полагают, что он просто не получил соответствующих полномочий от ливанского правительства и обвиняют в срыве подписания соглашения премьер-министра страны Саада Харири. В этой связи СМИ Ливана – телекомпания «Аль-Манар» и газета «Аль-Ахбар», связанные с «Хизбаллой»,  развернули против Харири настоящую информационную войну. Они обращают на то, что в ходе Римской конференции по безопасности, состоявшейся 15 марта и посвященной международной военной помощи Ливану, Саад Харири встречался со специальным представителем президента Российской Федерации по Ближнему Востоку Михаилом Богдановым и подтвердил свою приверженность соглашению. Однако ливанское правительство так и не утвердило проект соглашения. 27 марта и 3 апреля вопрос о военном соглашении был включен в повестку дня кабинета министров, и оба раза его рассмотрение было отложено по проекту генерального секретаря кабинета министров (руководителя аппарата правительства) Фуада Флафеля, которого считают человеком Харири.

Наблюдатели связывают такое пренебрежение с беспрецедентным давлением, оказанным на С.Харири со стороны посла США в Ливане Элизабет Ричард и посла Великобритании Хьюго Шортера. Западные дипломаты говорили о нежелательности совмещения российских вооружений с оружием, поступающим из стран НАТО. Они также акцентировали, что западное оружие может быть поставлено Ливану бесплатно в то время как за российский кредит придется расплачиваться. 9 апреля в ходе Парижской конференции стран-доноров Ливана ОАЭ выделили Бейруту грант в 200 миллионов долларов на покупку вооружений, но эта сумма явно недостаточна для ливанских вооруженных сил.

Депутат ливанского парламента от «Хизбаллы» Навваф аль-Мусауи, комментируя предложения России и проволочки Харири спросил у членов правительства: «Почему мы не идем на сотрудничество с Россией и Китаем и не получаем оружие от этих великих держав? Почему ливанское правительство проявляет нерешительность в подписании соглашения с Россией? Сирия имеет позитивный опыт военного сотрудничества с Россией, почему же мы не хотим перейти под зонтик российской противовоздушной обороны?». Обращаясь к своим проамериканским коллегам в парламенте Мусауи задал вопрос: «Если россияне хотят базы и аэропорты, почему мы не можем разрешить им использовать Бейрут и Рияк, которыми пользуются американцы?».

Представляется, что для расширения своих возможностей в Ливане, Москве необходимо создавать пророссийское лобби в этой важной ближневосточной стране. В состав такого лобби помимо «Хизбаллы» могли бы войти Сирийская социально-национальная партия (ССНП), Прогрессивно-социалистическая партия Ливана (ПСП), значительная часть политически влиятельной православной общины.