- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (9 — 15 апреля 2018 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. Вооруженные силы США, Великобритании и Франции 14 апреля нанесли масштабный ракетный удар по нескольким объектам на сирийской территории.

На всем протяжении прошедшей недели ситуация вокруг Сирии продолжала обостряться. США вели интенсивные консультации со своими союзниками и партнерами по вопросу нанесения удара по САР. Одновременно с целью дезинформации в Вашингтоне, Лондоне и Париже, в том числе на самом высоком уровне, делались противоречивые заявления о возможности проведения военной операции против Сирии и ее сроках. Совет Безопасности ООН 10 апреля обсуждал ситуацию в Сирии в связи с утверждениями США и их союзников о якобы имевшей место химической атаке в городе Дума, но не смог прийти к единому мнению по обсуждавшемуся вопросу. Были отвергнуты три проекта резолюции по расследованию инцидента, предложенные США, Россией и компромиссный вариант, выдвинутый Швецией.

Россия неоднократно заявляла о необходимости избегать каких-либо шагов, способных привести к росту напряженности в Сирии. Президент России В. Путин в ходе телефонных разговоров с президентами Турции и Франции Р. Т. Эрдоганом и Э. Макроном указывал на необходимость «проведения тщательного и объективного расследования, до завершения которого целесообразно избегать голословных обвинений в чей-либо адрес», подчеркивал необходимость воздерживаться «от непродуманных и опасных действий, которые явились бы грубейшим нарушением устава ООН и имели бы непредсказуемые последствия».

Российские военные в Сирии неоднократно предупреждали о готовящейся серьезной провокации для того, чтобы обвинить Дамаск в применении химоружия (ХО). Сирийские врачи в Думе опровергли информацию о якобы поступлении к ним больных с признаками химического отравления. Российские военные химики после проверки не обнаружили пострадавших с симптомами поражения ХО в больнице Думы. ОЗХО направило специальную миссию в Думу для проверки сообщений о возможном применении химоружия, а Сирия и Россия заявили о готовности незамедлительно обеспечить этой миссии доступ к району якобы имевшего место применения ХО в Думе.

В итоге США, Великобритания и Франция, отвергнув доводы России и не дождавшись расследования инцидента на месте, в городе Дума, миссией ОЗХО, выбрали путь военной агрессии.

По данным Минобороны России, ракетный удар по объектам военной и гражданской инфраструктуры САР был нанесен самолетами и кораблями США совместно с ВВС Великобритании и Франции с 03:42 до 05:10 (время московское). Удар отражали сирийские средства ПВО – ЗРК С-125, С-200, «Бук» и «Квадрат». Успешно перехвачена 71 крылатая ракета из 103 выпущенных. США и их союзники пытались уничтожить шесть сирийских авиабаз, но им удалось повредить только два аэродрома, в том числе один заброшенный. Российских граждан среди пострадавших в результате удара по Сирии нет. Подразделения ПВО РФ в САР не применялись для отражения ракетного удара. «Анонсированное участие французской авиации не зафиксировано», — сообщили в МО РФ. По информации Пентагона, по целям в Сирии было выпущено 105 ракет, которые «уничтожили все заданные цели» в районе Дамаска и в провинции Хомс. Ракетные удары отражали только средства ПВО САР, причем, как заявили американцы, их ответ «был неэффективным». Президент США Д. Трамп заявил, что целью операции является «сдерживание производства и применения химического оружия в будущем». По словам министра обороны США Дж. Мэттиса, «удар носил единичный характер» и был связан с объектами по производству химоружия, а «его продолжение будет зависеть от действий Дамаска». США обсуждали с Москвой меры, направленные на избежание жертв во время удара по Сирии, сообщил представитель администрации Д. Трампа. О предстоящей операции были предупреждены Турция и Израиль. Ущерб от ударов, нанесенных по сирийской территории, ограничивается только материальными потерями, Имеется лишь трое раненых сирийцев. Многие эксперты подчеркивают «формальный характер» нанесенного западными союзниками удара.

Президент России В. Путин заявил 14 апреля, что военная акция западной коалиции против Сирии является «актом агрессии», нарушением «норм и правил международного права», подчеркнув, что «Россия самым серьезным образом осуждает нападение на Сирию, где российские военнослужащие помогают законному правительству в борьбе с терроризмом». Путин особо отметил, что США использовали инсценировку применения отравляющих веществ против гражданского населения, чтобы нанести удар по Сирии.

Действия США и их союзников осудили: Иран, Ирак, Алжир, Куба, Белоруссия и ряд других стран. Любые односторонние военные действия в обход СБ ООН противоречат уставу и принципу ООН, заявили в МИД КНР. Египет заявил, что «глубоко обеспокоен» ростом напряженности вокруг Сирии в связи с нанесенным ракетным ударом по территории САР. Поддержку действиям коалиции выразили страна НАТО, аравийские монархии, Израиль, Турция, Австралия, Япония и ряд других стран. Генсек ООН А. Гутерриш призвал не допустить обострения ситуации в Сирии после односторонней силовой акции.

Миссия ОЗХО прибыла 14 апреля в Дамаск для расследования предполагаемой химической атаки в Сирии. Совет Безопасности ООН 14 апреля отклонил предложенный Россией проект резолюции с осуждением удара США и их союзников по Сирии и требованием прекратить агрессию против САР. Против голосовали три страны-агрессора, их союзники и партнеры.

13 апреля сирийская армия установила полный контроль над городом Дума, тем самым правительственные силы полностью освободили от боевиков район Восточная Гута под Дамаском. Всего, согласно достигнутым договоренностям с лидерами экстремистских группировок, из Восточной Гуты в северную провинцию Идлиб вывезли 67680 боевиков и членов их семей. В то же время в свои дома вернулись более половины вышедших жителей —  63 тыс. человек. Правительство САР развернуло работы по восстановлению разрушенной гражданской инфраструктуры Восточной Гуты.

По сообщению Минобороны России, 9 апреля два истребителя F-15 ВВС Израиля нанесли удар восемью ракетами по аэродрому T-4 в центральной части Сирии. Подразделениями ПВО ВС САР уничтожены пять ракет. Три ракеты достигли западной части аэродрома. Погибли 14 иранских военнослужащих. Президент России В. Путин 11 апреля обсудил по телефону с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху ситуацию в Сирии. Путин подчеркнул «принципиальную важность соблюдения суверенитета Сирии, призвал воздерживаться от любых действий, еще больше дестабилизирующих ситуацию в этой стране и представляющих угрозу ее безопасности». Нетаньяху сказал Путину, что Израиль не позволит Ирану закрепиться в военном отношении в Сирии.

15 апреля в городе Дахран (Саудовская Аравия) прошел очередной ежегодный саммит Лиги арабских государств. В нем приняли участие главы 17 из 22 стран-членов организации. Саммит осудил предполагаемые химические атаки в Сирии и потребовал тщательного международного расследования. Заявлено о необходимости «поиска политического решения, который покончит с кризисом в Сирии на основе женевского процесса». Итоговое заявление поддерживает возобновления переговоров между палестинцами и израильтянами, «отвергают и осуждают решение США по Иерусалиму, считая его ошибочным». Следующий саммит ЛАГ пройдет в 2019 году в Тунисе.

На минувшей неделе йеменские шиитские мятежники-хоуситы усилили удары по территории Саудовской Аравии. Так, 10 апреля хоуситы заявили о запуске баллистической ракеты по позициям войск аравийской коалиции в провинции Джизан на юго-западе КСА. На следующий день авиаудары с использованием беспилотников были нанесены по аэропорту и предприятиям нефтяной компании Saudi Aramco. 11 апреля ПВО КСА перехватили две баллистические ракеты над Эр-Риядом. Хоуситы утверждают, что нанесли ракетный удар по комплексу Минобороны КСА в столице королевства. Руководство хоуситов заявило: «Мы будем и впредь наносить удары по военным и экономическим объектам и любому стратегическому интересу Саудовской Аравии, мы прекрасно знаем как выбирать цели».

Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман 9-10 апреля посетил с официальным визитом Францию. В Париже он провел рабочую встречу с премьер-министром Франции Э. Филиппом и переговоры с главой французского государства Э. Макроном. Как подчеркнул Макрон, Париж стремится к укреплению стратегического партнерства с Эр-Риядом. «Мы имеем ясное устремление — это основание долгосрочного партнерства между нашими странами. Франция исторически имеет стратегические отношения с Саудовской Аравией с самого начала существования вашей страны». Президент заявил, что Франция намерена и дальше поставлять оружие КСА, несмотря на участие Эр-Рияда в вооружённом конфликте в Йемене. Макрон также отметил, что Франция согласна с позицией КСА относительно необходимости «обуздания» экспансионистской политики Ирана на Ближнем Востоке.

Анкара не откажется от покупки у Москвы ЗРС С-400, заявил в очередной раз президент Турции Р. Т. Эрдоган. По его мнению — «это шаг в обеспечении нашей безопасности. С-400 кому-то досаждает. Турция будет сама определять свою судьбу». В то же время Эрдоган заявил, что Турция «делает ставку на отношения с Западом, а связи с Россией, Ираном и Китаем являются не альтернативой, а дополнением к ним».

13 апреля несколько тысяч палестинцев приняли участие в акциях протеста в секторе Газа. Беспорядки происходили в пяти районах вдоль границы анклава с Израилем. По информации палестинской стороны, около 900 палестинцев, участвовавших в протестных выступлениях, получили ранения в ходе столкновений с израильскими военными, четыре палестинца погибли. Это была уже третья подряд пятница, когда жители сектора Газа проводили массовые акции протеста в приграничных с Израилем районах.

Эмир Катара Тамим Аль Тани на минувшей неделе посетил с визитом США. На переговорах с президентом Д. Трампом он заявил, что будет вместе с Соединенными Штатами бороться с финансированием терроризма. В свою очередь Трамп отметил: «Мы занимаемся тем, чтобы финансирование терроризма прекратилось в странах, с которыми мы действительно связаны… Эти страны прекращают финансирование терроризма. Это — ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар и другие». Глава Белого дома высоко оценил отношения между США и Катаром. Два лидера обсудили угрозу, которую Иран и Россия якобы представляют для региональной стабильности. Кроме того, были рассмотрены «препятствия на пути к восстановлению единства» в ССАГПЗ. Стороны «договорились о важности единства стран Персидского для снижения степени угроз безопасности и обеспечения процветания населения в регионе».

Госдепартамент США 10 апреля одобрил возможную продажу Катару 5000 высокоточных ракет с лазерным и инфракрасным наведением на общую сумму 300 млн долларов для ударных вертолетов AH-64Е «Апач», состоящих на вооружении ВВС эмирата.

Иран и Катар 11 апреля заключили соглашение об активизации сотрудничества в охране морской границы двух стран и патрулировании акватории Персидского залива.

10 апреля президент Судана О. аль-Башир издал указ об освобождении политзаключенных на всей территории страны «в ответ на просьбу суданских политических партий, участвующих в процессе национального диалога». В указе отмечается, что этот шаг «направлен на восстановление национального согласия в стране, политического и социального мира, на создание подходящей обстановки для привлечения и участия в национальном диалоге всех политических сил и общественных движений в Судане». Даны указания незамедлительно приступить к реализации президентского указа.

Приложение

 

 

Оман: проблемы обеспечения национальной безопасности

 

 

Основным внешним фактором, влияющим на политику руководства Султаната Оман в области национальной безопасности и обороны, является перманентно сложная военно-политическая обстановка в регионе Персидского залива. Внутри страны – это стремление правящего режима сохранить стабильность общественно-политической и экономической ситуации в Султанате. В ближайшей перспективе важнейшим для оманского государства, его стабильности и безопасности станет вопрос о наследнике престола.

На обеспечение внешней безопасности Омана непосредственное влияние оказывает геостратегическое положение страны, расположенной на перекрестке важнейших мировых транспортных путей в северо-западной части Индийского океана. В Маскате осознают важность этого фактора, позволяющего с оманской территории контролировать Ормузский пролив, через который осуществляется значительная часть морских перевозок углеводородов.

Для внешнеполитического курса Омана традиционно характерны прагматизм, гибкость и осторожность. Султанат предпочитает, по возможности, не вмешиваться в региональные и межарабские разногласия и конфликты. Одновременно Маскат позиционирует себя в качестве основного посредника по всем вопросам, связанным с взаимоотношениями и разногласиями между странами региона Персидского залива и, отчасти, между арабскими странами. При этом характерной чертой национальной политики является непреклонная позиция Маската по вопросам своего суверенного права контактировать с теми, с кем он сам полагает необходимым.

Оман заинтересован в обеспечении внешней стабильности для реализации программ развития и решения существующих в стране внутренних проблем. Оманское руководство тщательно анализирует возможные последствия своих действий в сфере внешней политики и безопасности. Все это выделяет позицию Омана от многих стран Ближнего Востока и зоны Персидского залива. Военно-доктринальные установки Омана основываются на том, что страна не будет вести агрессивных войн. Официально потенциальный противник Омана не определен. Маскат ратует за создание системы региональной безопасности в зоне Залива, за исключение возможности возникновения здесь вооруженных конфликтов, выступает за сбалансированное распределение сил в регионе, при котором Саудовская Аравия и Иран уравновешивали бы друг друга.

Одним из приоритетов внешней политики и политики безопасности Омана являются связи с аравийскими монархиями. Страна, участвуя в деятельности ССАГПЗ, поддерживает решения этой организации по основным региональным и международным проблемам. Отдельно подчеркнем, что Оман не желает установления саудовской гегемонии в ССАГПЗ. Султанат не примкнул к Саудовской Аравии, Бахрейну и ОАЭ в их недавнем конфликте с Катаром и всячески дистанцируется от него. У Омана сохраняются элементы настороженности и недоверия в отношениях с некоторыми аравийскими монархиями. Этому способствует подчеркиваемая в Маскате близость отношений с Тегераном, что вызывает недовольство, особенно Эр-Рияда и Абу-Даби. Султанат официально отказался от сотрудничества с КСА по вопросам безопасности. В целом Оман в отношениях с аравийскими монархиями твердо, последовательно и умело отстаивает свою позицию по различным региональным проблемам, не поддаваясь на внешние угрозы и шантаж со стороны «старших братьев». В то же время, как отмечают эксперты, «эффективных методов воздействия в этой ситуации на Оман у КСА практически нет».

Оман урегулировал территориальные вопросы, существовавшие с соседними государствами Аравийского полуострова. В 1992 г. были подписаны необходимые документы с КСА, в 1995 г. — демаркирована граница с Йеменом, а в 2002 г. был подписан договор о границе между Оманом и ОАЭ.

Оман, не поддержал действия КСА в Йемене и не вошел в состав созданной саудовцами арабской коалиции, воюющей в этой стране. В Эр-Рияде считают, что оманцы фактически поддерживают йеменских шиитских мятежников-хоуситов с территории Дофара, в том числе, не препятствуя поставкам оружия через омано-йменскую границу. «Оманское руководство никогда старалось не вмешиваться в эту ситуацию [йеменскую], справедливо полагая, что такое положение дел является главной гарантией от возникновения волнений местной [дофарской] элиты». К тому же «контроль пограничников Омана в данном регионе фактически отсутствует». Оман проводит регулярные контакты с хоуситами, а в последнее время активизировал посредничество между сторонами, вовлеченными в йеменский конфликт.

Тесные военно-политические отношения с США и Великобританией, в целом прозападная внешнеполитическая ориентация Омана остаются одной из основ его политики, в значительной степени определяют приоритеты в сфере национальной безопасности и обороны, рассматриваются в Маскате в качестве гарантии защиты страны от посягательств извне. Оман вошел в состав международной антитеррористической коалиции, созданной США в 2014г. для борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ) и оказывает ей политическую поддержку, но не участвует в боевых действиях против ИГ в Сирии и Ираке.

США считаются важнейшим стратегическим партнером Омана. Вашингтон оказывает Маскату военную и экономическую помощь. Со своей стороны, Оман ратует за сохранение американского военного присутствия в зоне Персидского залива. США предоставлена возможность размещения на территории страны военных запасов и использования военных баз. При этом в Омане стремятся не афишировать наличие в Султанате американских военных объектов. Также отметим, что, предоставляя базы для использования ВС США, оманское руководство предусмотрело отказ от своих обязательств на случай, если боевые действия будут вестись против Ирана. Администрация президента США Б. Обамы использовала хорошие отношения между Оманом и Ираном, «чтобы продвигать свою дипломатию с Тегераном», однако «администрация Трампа рассматривает связи с Ираном как проблему».

Оман – давний британский союзник с общими интересами по дипломатическим, экономическим вопросам и вопросам безопасности.

Омано-иранские отношения имеют давние исторические корни. Оман признает стратегический и политический вес Исламской республики в регионе. К тому же Иран делит с Оманом контроль над Ормузским проливом, то есть «действует в сфере жизненно важной для стратегических и политических интересов султаната». Оман видит в Иране важного политического и экономического партнера, а двусторонние отношения поступательно получают дальнейшее развитие. Маскат признает право Тегерана на мирное использование атомной энергии, но против возможного создания Ираном ядерного оружия. Успешно развиваются торгово-экономические связи. Оман стремится дистанцироваться от ирано-саудовского противостояния. При этом достаточно часто, султанату приходится выступать в роли медиатора в спорах между КСА и Ираном.

В последние десятилетия Оман развивался в условиях внутриполитической стабильности. Реформы, проводившиеся по инициативе и под руководством султана Кабуса (правит с 1970 г.), способствовали укреплению национального единства страны, ее динамичному развитию, привели к заметным позитивным сдвигам в экономической и социальной сферах. В то же время изменения, происходившие в Омане, проводились в жизнь при сохранении в неприкосновенном виде фактического самодержавного характера власти султана. В стране имеет место сверхцентрализация власти в руках одного человека – султана Кабуса, причем монарх не склонен отказываться от своих многочисленных властных прав и полномочий, отвергает возможность диалога по данному вопросу. Сверхконцентрация власти в руках Кабуса превратила его в ключевую фигуру, от которой в значительной степени зависит стабильность и безопасность правящего режима. Кроме того, это делает исключительно важным вопрос о престолонаследии. Кабус (1940 г. рождения) холост, бездетен, но при этом гласно не называет престолонаследника. В этой связи, скорее всего, процедура выбора нового султана будет осуществлена из списка лиц, который он собственноручно написал. В него входят как члены семьи Кабуса, так и его близкие советники.

Остро стоит проблема избыточной миграции. Оман входит в число государств с самой большой долей иммигрантов в структуре населения — 24,4%.

В целом стране на сегодняшний день отсутствуют условия нарушения баланса сил и противовесов различных политических элит и конфессий. Политическая оппозиция по-прежнему очень слаба, а деятельность политических партий и организаций в Омане запрещена. Вместе с тем, поддержание достигнутого уровня благосостояния оманцев требует предельного напряжения сил и возможностей страны.

Таким образом, уровень внешних и внутренних угроз безопасности государству можно оценить как низкий. Непосредственной опасности правящему в Омане режиму не существует.