- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильская реакция на ракетный удар США и их союзников по Сирии

Спустя несколько часов после совместной атаки США, Великобритании и Франции по Сирии премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху выразил свою «полную поддержку Трампу», заявив: «Год назад я дал понять, что Израиль полностью поддерживает решение президента Трампа противостоять использованию и распространению химического оружия. Решимость президента Трампа и поддержка Израиля остались неизменными». Однако в Израиле обеспокоены последствиями таких действий.

По следам ракетного обстрела объектов на сирийской территории издание «Едиот Ахронот» сообщило о том, что Израиль был предупрежден как минимум за 12 часов об этой операции. Официальный анонимный источник издания при этом не сообщил, помогал ли Израиль в определении целей.

Премьер-министр Биньямин Нетаньяху прокомментировал атаку следующим образом: «Президенту Асаду должно быть ясно, что его безответственные попытки приобрести и использовать оружие массового уничтожения, его вопиющее пренебрежение международным правом и его готовность разрешить Ирану и аффилированным с ним структурам создавать военные базы на сирийской территории подвергли Сирию опасности»[i] [1].

Генерал-майор запаса Армии обороны Израиля, бывший командующий Южным военным округом, ныне министр строительства и член военно-политического кабинета Израиля Йоав Галант заявил, что «удары носят справедливый характер в связи с кровавыми действиями правительства Асада. К тому же авиаудары США по химическим объектам асадовского режима посылают важный сигнал оси зла – Ирану, Сирии и «Хизбалле»»[ii] [2].

Газета «Исраэль ха-Йом» публикует сообщение агентства Reuters, согласно которому в США считают, что Россия могла фальсифицировать исследования последствий химатаки в Думе. «Агентства ООН по оказанию помощи не имеют доступа к большинству населенных пунктов в районе Дамаска, включая город Думу, тогда как сирийский режим отрицает свою ответственность». «Всемирная организация здравоохранения безуспешно требует доступа в этот район для лечения жертв, подвергшихся воздействию химического оружия, в целях уменьшения ущерба здоровью и оказания медицинской помощи местному населению». Факт ухода из города боевиков «Джейш аль-Ислам» трактуется, как очередная успешная оккупационная операция сирийского режима в процессе взятия под контроль всей территории Сирии с помощью России, Ирана и «Хизбаллы»[iii] [3].

Тем временем, Израиль на этих выходных повысил уровень боевой готовности своих вооруженных сил на северной границе, опасаясь жесткого иранского возмездия вследствие американских ударов, а также последней  по времени атаки Израиля по иранской базе БПЛА Т-4 на территории Сирии (которую Израиль признал только неделю спустя, 16 апреля)[iv] [4]. Так, лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла, заявил – «израильтяне должны знать, что они совершили историческую ошибку. Они сделали глупость – вступили непосредственно в борьбу с Ираном»[v] [5].

Некоторые русскоязычные порталы, прежде всего опубликовали заверения Пентагона в том, что «все ракеты достигли цели без существенного вмешательства сирийской системы противоракетной обороны; попытки сирийской ПВО были незначительными по сравнению с масштабами американской атаки». «Пентагон «осторожно выбирал цели, чтобы не нанести вреда невинным гражданам». Приводятся также данные Министерства обороны РФ – «сирийские ПВО сбили 71 ракету из 103». Однако «Пентагон продемонстрировал снимки уничтоженных объектов, связанных с химическим оружием армии Асада. Это центр исследований в Барзахе недалеко от Дамаска, склад химического оружия в Хим Шиншаре, и расположенный в семи километрах от последнего бункер для хранения химического оружия»[vi] [6].

В СМИ высказываются опасения того, что Россия «намерена воспользоваться ситуацией и продать Башару Асаду более современные системы ПВО – комплексы С-300». Обозреватель издания «Едиот Ахронот» Рон Бен-Ишай намерение России объясняет тем, что «русские тем самым хотели бы не только совершить акт возмездия против американских, западных и израильских интересов в регионе. Русские, как обычно, используют любой шанс для увеличения валютных поступлений за счет тяжелого положения своих союзников». «Сирия давно просит С-300, а иранцы готовы финансировать сделку, но Россия под давлением Израиля и Соединенных Штатов воздерживалась от продажи сирийцам этих ракет». Вообще, «комплекс С-300 уже купили больше 20 стран, его технические характеристики известны во всем мире. Кроме того, это большая система, которую сложно спрятать или перенести, поэтому, несмотря на то, что русские модернизировали систему в последние годы, она перестала быть непреодолимой угрозой, какой была 10 лет назад». «Несмотря на то, что американцы и израильтяне обладают данными о комплексе С-300 и могли найти решение противодействия и его нейтрализации, необходимо с осторожностью подойти к факту  попадания комплекса в руки сирийцев, т.к. это станет угрозой военной и гражданской авиации Израиля и Иордании. Таким образом, за приобретением Сирией С-300 последуют превентивные меры Израиля, которых раньше еще не было».

«Если предположить, что сирийцы применят С-300 против израильских ВВС, то Израиль ответит ударом, а в случае уничтожения комплекса ПВО будет нанесен репутационный ущерб российской военной промышленности. Таким образом, Россия, скорее всего, постарается продать С-300 Сирии, но не последнюю модификацию, т.к. если израильтяне ее разрушат, русские смогут заявить, что это была устаревшая модель». «В любом случае у Сирии нет денег, и России, и Ирану придется распределить между собой финансовую нагрузку, которая составляет сотни миллионов долларов». «Израилю же необходимо приготовиться к нейтрализации угрозы в случае такого возможного развития событий»[vii] [7].

После удара 14 апреля в Израиле обострилось и другое опасение, которое заключается в том, что «атака позволит американцам сказать: «Мы сделали то, что необходимо» и покинуть Сирию,  оставив Израиль один на один с иранской угрозой на северной границе»[viii] [8].

Газета «Гаарец» отмечает, что в Вашингтоне, Лондоне и Париже решали задачу – как бы ударить в такой политической ситуации неопределенности. Та скорость, с которой министр обороны США Джеймс Мэттис заявил, что обстрел был разовый, свидетельствует о том, что «тройственная атака» (как ее назвали в Иране по аналогии с агрессией в 1956 году на Синае, Суэцким кризисом) являлась не более, чем жестким посланием в рамках вовлеченности Запада в предотвращение распространения неконвенционального оружия.

Однако даже обозначение «красных линий» в отношении применения химического оружия требует объяснений, почему именно инцидент в Думе вызвал ответную реакцию, а десятки случаев в прошлом были проигнорированы, за исключением Хан-Шейхуна. «Последняя атака не меняет стратегию США относительно их вовлеченности в сирийский конфликт. Политика Трампа по-прежнему заключается в том, чтобы американские войска покинули территорию Сирии. Вашингтонская администрация не намерена выступать в качестве партнера в политическом процессе, который ведет Россия для разрешения кризиса».

К тому же ракетный обстрел Сирии продемонстрировал скорее отсутствие решительности западной коалиции бороться со складами химического оружия или изменить статус нынешнего сирийского режима. Тот факт, что в атаке не участвовали Германия, Италия и другие страны Запада, члены коалиции по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), свидетельствует не только о наличии разногласий по характеру ответных мер, но  главным образом, о расколе между Д.Трампом и американскими союзниками.

«Что касается Израиля, то последний ракетный обстрел Сирии не влияет на его личные счеты с Сирией и Ираном, хотя события взаимосвязаны. Можно предположить, что Россия в ответ перекроет Израилю свободный доступ в небо Сирии для нанесения ударов по иранским объектам. Так, не отвечая военными мерами, Москва может наказать союзника главного «агрессора» – США». Если так произойдет, то Путин отправит двойное сообщение – одно в Вашингтон как спонсору Израиля, а другое – в Израиль, который нарушает суверенитет Сирии, а значит и российскую монополию в контроле сирийской территории. Иран же, несмотря на прозвучавшие в адрес Израиля угрозы, в т.ч. от лидера «Хизбаллы» Хасана Насраллы, отреагировал вяло, назвав страны-агрессоры «преступниками». Просто через месяц ожидается, что Трамп примет решение по «ядерной сделке» с Ираном, поэтому последнему не выгодно ставить под угрозу это соглашение жестким ответом США, и уж тем более – Великобритании и Франции».

«Сложная внутренняя экономическая обстановка в Иране, угроза введения новых санкций обязывают Тегеран проявлять чрезмерную осторожность по отношению к Израилю, ведь Израиль, как считается, оказывает значительное влияние на решения Трампа и Конгресса США. В любом случае, Сирия не способна реально реагировать на тройную атаку, и, по-видимому, не планирует открывать фронт против Израиля, так что основное бремя ответных мер возлагается на Россию».

Ответ России будет зависеть от холодного расчета и взвешивания всех «за» и «против», а также от соображений престижа. «С одной стороны, обстрел Сирии может расцениваться в качестве серьезной ошибки со стороны Соединенных Штатов и их союзников, но пока российские объекты или российская территория не будут атакованы, арену противостояния можно перенести на площадку ООН. С другой стороны, Россия могла бы расценить атаку США как удар по стратегическому союзнику, требующий ответа».

Обозреватель «Гаарец» Цви Барель полагает, что Россия предпочтет первый вариант, т.к. эта атака освобождает Россию от ответственности за применение Асадом химического оружия, а также от функции гаранта «подобающего» поведения Асада[ix] [9].

Трактовка сирийских событий обозревателями израильских СМИ и представителями экспертного сообщества обуславливается, с одной стороны, позицией высшего руководства страны, а с другой, отличается профессиональным анализом реальной ситуации в регионе, который поднимает непростые и требующие размышления вопросы.

[i] [10]                       Опасения в Израиле: «Свобода действий ЦАХАЛа на севере будет ограничена» // «Мако». 14.04.2018. URL: https://www.mako.co.il/news-military/security-q2_2018/Article-545409e63f4c261004.htm?sCh=3d385dd2dd5d4110&pId=1898243326 [11] (на иврите)

[ii] [12]                     Израиль предупрежден заранее об ударах по Сирии // Ynet. 14.04.2018. URL: https://www.ynetnews.com/articles/0,7340,L-5229944,00.html [13] (на англ.яз.)

[iii] [14]                     Соединенные Штаты: есть вероятность, что Россия фальсифицировала исследования связанные с химической атакой Асада //«Исраэль Хайом». 16.04.2018. URL:  http://www.israelhayom.co.il/article/549431 [15] (на иврите)

[iv] [16]                     Израильский источник впервые подтверждает: «Мы атаковали Иран в Сирии» // «Исраэль Хайом». 16.04.2018. URL: http://www.israelhayom.co.il/article/549441 [17] (на иврите)

[v] [18]                      Насралла Израилю: «Вы совершили историческую ошибку, вы в прямом столкновении с Ираном» // Ynet. 14.04.2018. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5229379,00.html [19] (на иврите)

[vi] [20]                    Пентагон: «Сирийские ПВО не были помехой – все ракеты достигли цели» // Israelinfo. 14.04.2018. URL: https://news.israelinfo.co.il/world/71635

[vii] [21]                    Поставки С-300 в Сирию: мы должны готовиться, но можем и противодействовать этому // Ynet. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5230068,00.html#autoplay [22] (на иврите)

[viii] [23]                   Опасения в Израиле: «Свобода действий ЦАХАЛа на севере будет ограничена» // «Мако». 14.04.2018. URL: https://www.mako.co.il/news-military/security-q2_2018/Article-545409e63f4c261004.htm?sCh=3d385dd2dd5d4110&pId=1898243326 [11] (на иврите)

[ix] [24]                     Возможный ответ Путина на нападение: ограничение деятельности Израиля в Сирии // «Гаарец». 15.04.2018. URL:https://www.haaretz.co.il/news/politics/.premium-1.5995572(на иврите)