- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов поставок военной техники из Израиля

Как отмечают китайские специалисты, оборонно-промышленный комплекс (ОПК) Израиля был создан при серьезной технической и финансовой поддержке США, поскольку это государство является одним из основных и эффективных партнеров Вашингтона на Ближнем Востоке. При этом необходимо учитывать, что разработки израильских специалистов регулярно используют в своей продукции американские корпорации, получающие основные тендеры на поставку вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) для Вооруженных сил США.

Конечно, израильские разработчики ВВСТ достаточно активно контактируют с военными из самых разных регионов. Так, в 70-е и 80-е гг. прошлого столетия представители оборонно-промышленного комплекса Израиля установили тесные контакты с партнерами из Китайской Народной Республики.

В результате китайско-израильского военно-технического сотрудничества, установленного вопреки желания официального Вашингтона, конструкторы, инженеры и производственные специалисты предприятий ОПК КНР освоили технологии проектирования и изготовления:

– управляемых ракет класса «воздух-воздух»;

– легких разведывательных беспилотных летательных аппаратов;

– беспилотных летательных снарядов предназначенных для ударов по радиолокационным станциям вероятного противника.

Именно благодаря израильской разработке национального истребителя «Лави» китайские авиастроители смогли создать собственный легкий одномоторный истребитель под обозначением «Цзянь-10», который позволил заменить устаревшие модели боевых самолетов ВВС НОАК. Анализ фотоматериалов позволяет утверждать, что при формулировании тактико-технического задания на «Лави» израильские специалисты учитывали возможности другого известного истребителя – F-16, который обладает достаточной маневренностью, но при необходимости может поднимать значительную бомбовую нагрузку для ликвидации наземных объектов вероятного противника.

В качестве примеров таких специальных мероприятий следует привести «Операцию Вавилон» (известна также как «Операция Опера»), в результате которой было уничтожен строящееся здание атомного реактора в Ираке. Следует отметить, что упомянутая операция была проведена израильскими военными еще в 1981 году, поскольку основную часть истребителей F-16 в модификации A/B ВВС Израиля приняли на вооружение в 1980 г., т.е. спустя пять лет, после начала крупносерийного выпуска в США.

Конечно, американские военные также передали несколько истребителей в модификации F-16 C/D, однако все полученные самолеты были модифицированы специалистами компании IAI и Elbit. В основном изменения включают установку более эффективных радиолокационных станций, радиостанций шифрованной связи. Вполне естественно, что израильские программисты разработали собственное программное обеспечение для рассматриваемых истребителей, равно как и для других импортных боевых самолетов – истребителей-бомбардировщиков F-15I.

Кроме того израильские специалисты достигли больших успехов в разработке и эксплуатации контейнерных оптико-электронных систем разведки и целеуказания,  а также систем  радиоэлектронной борьбы. Оба компонента позволяли израильским боевым летчикам господствовать в воздушном пространстве соседних государств. По оценкам китайских специалистов, иранские военные максимально серьезно относятся к процессу эволюции ВВС Израиля, поскольку израильские инженеры постоянно разрабатывают авиационные средства поражения, предназначенные для нанесения ударов, без входа в зону действия средств ПВО.

По данным китайских источников, к настоящему моменту средний возраст модифицированных истребителей F-16 A/B и F-16C/D (всего около 40 самолетов, сопоставим с модификацией Block 50 ВВС США) составляет 36 лет и, по оценкам представителей ВВС Израиля, возможностей данных машин уже недостаточно в условиях растущей напряженности в регионе. Данное утверждение вполне справедливо с учетом того, что сирийские подразделения ПВО при помощи российских военных инструкторов стали способны противодействовать звеньям и эскадрильям рассматриваемых истребителей. Китайские специалисты полагают, что эффективность действий ПВО Сирии выросла после того, как российские специалисты провели цикл занятий с сирийскими военными, а также подключили радиолокационные станции дивизионов/батарей зенитно-ракетных систем С-400 ВКС РФ к работе по обнаружению воздушных целей и выдаче целеуказаний для сирийских защитников воздушного пространства.

Представители ВВС Израиля отмечают, что F-16A/B не подходят для подготовки молодых пилотов, поскольку не позволяют имитировать режимы полетов, характерные для боевых самолетов другой категории. Достоверно известно, что учебные эскадрильи ВВС Израиля укомплектованы современными учебно-боевыми самолетами М346, позволяющими готовить летчиков из расчета их перевода в части, которые будут укомплектованы истребителями пятого поколения F-35I Adir.

 

Поставки F-16 в Хорватию и Колумбию

В этой связи представляется возможным обратить внимание на подход израильских военных к вопросу о снятия F-16 с вооружения.  Как указывают обозреватели некоторых специализированных китайских военно-технических изданий, еще в 2017 г. израильские военные начали переговоры с представителями ВС Аргентины, Колумбии и Хорватии о поставках истребителей F-16. Необходимо учитывать, что техническое обслуживание рассматриваемых боевых самолетов всегда проходило на высоком уровне, что позволило сохранить их летную годность даже с учетом регулярных боевых вылетов (только в 2017 г. более 100).

Очевидно, что представителей ВВС государств Южной Америки и Балканского региона привлекает низкая цена на истребители из наличия ВВС Израиля. Так, по данным китайских источников, 16 боевых самолетов ВВС Хорватии получат за 500 млн долл. США. По мере реализации данного контракта будут списаны 12 устаревших истребителей МиГ-21.

Данный контракт является очередным примером победы ВВС и ОПК Израиля в конкурентной борьбе со шведской компанией SAAB и французской Dassault, которые предлагали свои JAS-39 и Mirage. Вполне вероятно, что дополнительным доводом к приобретению F-16 у Израиля стало то, что данные боевые машины кроме управляемых ракет класса «воздух-воздух» позволяют применять противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, оперенные корректируемые авиационные бомбы типа JDAM, ракеты класса «воздух-земля» типа JSOW и другие авиационные средства поражения с инерциальными системами наведения.

Как уже было отмечено выше, ВВС Колумбии обратили свое внимание на израильские F-16, поскольку сроки эксплуатации истребителей KFIR вышли и национальные ВВС нуждаются в поддержании боеготовности по разумной цене.  По оценкам китайских специалистов, если Колумбия достигнет понимания с Израилем, то ВВС этого южноамериканского государства получат от 12 до 16 истребителей.

В отношении возможного «аргентинского контракта» на поставку F-16 из Израиля необходимо указать, что переговоры о поставках своих истребителей пытались вести представители ОПК Европы, РФ и КНР, однако официальный Буэнос-Айрес не высказал интереса к продукции ОСК «МиГ» или к китайско-пакистанской разработке – легкому одномоторному истребителю JF-17 «Гром».

Подводя промежуточный итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что Израиль  в сумме получит около одного млрд долл. США за проданные самолеты. Очевидно, что израильские военные избавятся от устаревших самолетов, а предприятия ОПК еврейского государства получат новых клиентов, которым в будущем понадобится регулярное техническое обслуживание. Китайские эксперты указывают, что ОПК Израиля чрезвычайно ревностно реагирует на любые попытки китайских оружейников поставлять свою продукцию в те страны, которые входят в список покупателей ВВСТ израильского производства.

 

Продолжение закупок F-15

По данным СМИ КНР, израильские военные заинтересованы в получении истребителей-бомбардировщиков F-15 (пр-во Boeing), которые позволяют поднимать большую боевую нагрузку при большей дальности полета в сравнении с истребителями пятого поколения F-35I Adir. Обозреватели китайских изданий полагают, что в мае 2018 г. командование ВВС Израиля представит в Генеральный штаб Армии обороны Израиля и Совет командующих видов войск предложение о приобретении в США партии F-15. Стоимость перспективного контракта оценивается в 3 млрд. долл. США, что позволит корпорации Boeing сохранить на определенный срок сборочную линию данных боевых самолетов, которые хорошо знакомы израильским летчикам и техникам.

Для сравнения, в период с 2019 по 2028 гг. Израиль получит военно-финансовую помощь от Вашингтона в размере 38 млрд долл. США, без учета того, что дополнительно американские партнеры будут ежегодно выделять по 500 млн долл. США на поддержание и развитие системы ПРО Израиля.

С учетом вышесказанного представляется возможным сделать вывод о том, что решения военно-политического руководства Израиля о поставках боевых самолетов из наличия ВВС полностью согласованы с Вашингтоном и не угрожают интересам ОПК США на глобальном рынке вооружений. Кроме того, очевидно, что израильские военные будут продолжать практику приобретения авиационной техники в США и дальнейшей ее модернизации с учетом характерных задач.