- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов участия ВМС Великобритании в ракетном ударе по Сирии и деятельности ВС РФ

Оценки участия АПЛ ВМС Великобритании

Как стало известно СМИ КНР, экипаж новейшей атомной подводной лодки проекта «Астьют» ВМС Великобритании не смог выполнить поставленную боевую задачу – осуществить пуск крылатых ракет типа Tomahawk по объектам военной инфраструктуры Сирийский Арабской Республики. Данная неудача британских подводников была обусловлена активными действиями двух российских дизель-электрических подводных лодок проекта 06363 Черноморского флота ВМС РФ, а также противолодочных кораблей, которые заблаговременно покинули порт Тартус и заняли позиции у северной границы территориальных вод Сирии. Китайские специалисты отмечают, что российские военные моряки грамотно воспользовались низкой акустической заметностью своих подлодок и вынудили британских моряков вступить с ними игру по взаимному обнаружению и уклонению.

 

Проблемные моменты подводных сил ВМС Великобритании

Китайские обозреватели отмечают, что еще с момента ввода встрой первой АПЛ проекта «Вэнгард» в 1993 г. английские конструкторы уделяют особое внимание снижению акустической заметности своих субмарин, а именно постоянно совершенствуют ядерную силовую установку, разрабатывают новые демпфирующие механизмы, оптимизируют размещение механических систем, которые могут издавать звуки при работе. Кроме того, британские конструкторы стараются уменьшить количество и размер технологических отверстий во внешнем корпусе лодок, поскольку они создают дополнительный шум при движении в подводном положении.

Следует отметить, что АПЛ проекта «Астьют» является новейшей подводной лодкой ВМС Великобритании, а значит британское военно-политическое руководство планировало проверить экипаж и субмарину в боевой обстановке. По данным китайского специализированного издания «Современные корабли», подводные силы ВМС Великобритании испытывают некоторые проблемы с привлечением нового пополнения, поскольку престиж службы снижен из-за регулярных сексуальных скандалов.

Британские специалисты также выделяют проблему информационной безопасности АПЛ, которая связана с тем , что основные электронные системы субмарин получают обновление программного обеспечения через флэш-носители (USB или SD-карты), на которых вполне могут быть вирусные программы, позволяющие хакерам вероятного противника взломать систему управления лодкой или пуском ракет.

Следует отметить, что недобор в учебные части и проблемы со здоровьем среди членов экипажей АПЛ (годным к службе признано не более 2900 военнослужащих) напрямую влияют на интенсивность боевой службы – действующие АПЛ с укомплектованными экипажами выходят на боевое дежурство продолжительностью 90 суток  по три раза в год.  Однако, основной вопрос, который беспокоит командование ВМС Великобритании – надежность узлов и механизмов пусковых установок крылатых ракет, как основного вооружения АПЛ данного проекта.

Последние по времени успешные пуски КР типа Tomahawk осуществлял экипаж АПЛ «Викториус» в ходе операции ВМС стран-членов НАТО по ликвидации руководителя Ливии Муаммара Каддафи. Также, следует привести данные китайских специализированных изданий о том, что за последние пять лет  АПЛ ВМС Великобритании смогли только один раз успешно осуществить пуск баллистической ракеты Trident D5 при этом на счету ВМС США 148 успешных контрольно-испытательных пусков.

Очевидно, что все указанные выше проблемные моменты обусловили крайне слабое присутствие ВМС Великобритании в восточной части Средиземного моря и как следствие невозможность выполнения боевой задача силами одного экипажа АПЛ проекта «Астьют».

 

Деятельность ВС РФ по усилению присутствия в Сирии      

Китайские специалисты отмечают, что уже на следующий день после ракетного обстрела большой десантный корабль проекта «Тапир» Черноморского флота и транспортное судно «Александр Ткаченко» проследовали через Босфор и Дарданеллы с грузом военной техники. Китайские специалисты отметили, что в данном рейсе корабли доставили в Сирию грузовые автомобили типа «Урал» и «Камаз», стандартные бронетранспортеры БТР-80, оборудованные новыми системами подавления сигналов радиовзрывателей СВУ.

По оценкам обозревателей китайских специализированных изданий, подобный состав груза обусловлен тем, что в настоящее время в Сирии сосредоточены значительные силы российских «частных военных компаний» — около 6000 человек, которые будут принимать участие в наступательных операциях на Идлиб и другие анклавы террористов. Вероятно, дополнительные силы компаний «Вагнер» и «Славянский корпус» были переброшены из юго-восточных регионов Украины для создания численного превосходства  над боевиками. Некоторые китайские и западные специалисты полагают, что указанная выше техника  также поступит в распоряжение подразделений Сил специальных операций ВС РФ, которым уже недостаточно возможностей штатных бронемашин типа «Тигр».

Кроме упомянутой колесной техники также были замечены два  высокоскоростных патрульных катера проекта 03160 «Раптор», которые дополнят отряд из двух катеров этой модели, передислоцированных для патрулирования акватории ПМТО «Тартус» еще в 2016 г. Некоторые западные и российские специалисты полагают, что данные катера являются копией шведских быстроходных катеров проекта СВ90. Следует отметить, что проект 03160 разработан специалистами концерна «Калашников» поскольку надувные лодки с жестким днищем БК-10 не удовлетворяют требованиям ВМС РФ по вооруженности и защищенности десанта и экипажа, хотя и обладают высокой скоростью и маневренностью.

По мнению обозревателей китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», российский «Раптор», во-первых, обладает увеличенными линейными размерами (длина 16 м, ширина 4 м, высота 4,33м, осадка 0,87 м); во-вторых, большим водоизмещением (20,5 тонн); в-третьих, на российском катере установлены дизельные двигатели С18 мощностью 1150 л.с. каждый, тогда как силовые установки СВ90 выдают всего лишь по 850 л.с.  Дальность плавания российского катера составляет 160 миль.

Благодаря повышенным энергетическим возможностям катера проекта 03160 развивают максимальную скорость 50 узлов, тогда как СВ90 всего лишь 40 узлов. Известно, что российские катера укомплектованы японскими водометными движителями марки Kamewa, которые обладают более прогрессивными характеристиками, чем однотипные устройства FF410 производства известной британской компании «Роллс-Ройс».

Китайские специалисты отмечают, что даже если российские конструкторы и использовали техническую документацию на СВ90, то они серьезно модернизировали шведский проект, поскольку корпус 03160 получил дополнительное усиление. Кроме того, благодаря бронированию экипаж и десант российского катера располагает лучшей защитой в этом классе надводных транспортных средств.

В качестве вооружения, российские конструкторы разместили в дистанционном модуле пулемет калибра 14,5 мм (максимальная дальность обстрела 1800 м), а на корме размещен пулемет калибра 7,62 мм. При необходимости модуль позволяет использовать автоматический гранатомет калибра 40 мм, тогда как оптико-электронная станция обнаруживает и сопровождает цели на дальности до 3000 м. Также вполне вероятно, что данные катера могут быть вооружены противотанковыми управляемыми ракетами, которые позволят бороться с тяжелой бронетехникой в прибрежной полосе.

Конечно, катера проекта 03160 не могут заменить более тяжелые противодиверсионные разведывательные катера проекта «Грачонок», однако их возможностей вполне достаточно для охраны, визуального наблюдения и оперативной доставки боевых пловцов в заданный квадрат акватории.