- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу об объявлении досрочных выборов в Турции

18 апреля 2018 г., президент Р.Т.Эрдоган сообщил о том, что в стране объявляется досрочный единый день голосования. Президентские и парламентские выборы, запланированные на 3 ноября 2019 года переносятся на 24 июля 2018 г. Заявление это было сделано после очередной встречи, состоявшейся между президентом и, по совместительству, главой правящей Партии справедливости и развития (ПСР), Реджепом Тайипом Эрдоганом и главой Партии националистического движения (ПНД) Девлетом Бахчели.

В качестве обоснования необходимости проведения досрочных выборов, президент Турции, в ходе своей пресс-конференции для журналистов в президентском комплексе (Аксарай), указал на то, что ход развития событий в Турции, включая продолжающуюся трансграничную антитеррористическую операцию в Ираке и в Сирии и кризис в соседних странах обусловили необходимость принятого решения.

Как заявил президент Турции: «Мы немедленно начинаем юридический процесс в связи с этим вопросом и, без сомнения, Высшая избирательная комиссия Турции начнёт приготовления к выборам, как можно быстрее». Также президент отметил, что есть необходимость немедленного перехода к президентской системе и этот вопрос был обсужден в деталях среди официальных лиц: «Мы достигли консенсуса между нашими коллегами, чтобы заручиться их поддержкой предложения по досрочным выборам».

Касательно процедурного вопроса, а именно, необходимости принятия подобного решения в стенах Великого национального собрания (Меджлиса) Турции, то здесь никаких, даже самых теоретических, препятствий для совместного предложения ПСР-ПНД предвидеть невозможно. Решение будет приниматься простым большинством голосов депутатов парламента, коих в настоящее время, после снятий депутатской неприкосновенности и заключения под стражу ряда народных избранников от прокурдской Партии демократии народов (ПДН), осталось 539. Как бы то ни было, для положительного принятия решения о переносе всеобщего дня голосования достаточно будет 276 голосов «за». У одной правящей Партии голосов уже насчитывается 317. Вкупе же с партнером по коалиции, этих голосов становится и вовсе 352. Так что, прямое предложение Эрдогана к Высшей избирательной комиссии приступить к подготовке к выборам не является поспешным.

Лидеры обеих оппозиционных партий и Мерал Акшенер (вновь созданная «Хорошая партия») и Кемаль Кылычдароглу (глава Народно-республиканской партии) поспешили заявить о своей полной готовности и мобилизации к предстоящим досрочным выборам. Хотя отдельные члены оппозиционных партий не преминули, обыгрывая аббревиатуру Высшей избирательной комиссии (YSK), назвать её «Высшей саботажной комиссией», что, впрочем, несправедливо, ибо никаких претензий к YSK, четко следующей букве закона, предъявить нельзя. Речь идёт об инициативе руководства страны, которое действует полностью в своем праве.

Теперь – к вопросу о том, что за этим развитием событий стоит.

Начать здесь хотелось бы с того, что поздравить экспертов ИБВ с очередным верным прогнозом. А точнее, с высокой вероятностной оценкой того, что досрочные выборы в Турции могут быть объявлены.

Напомним, что давалась она, исходя из того соображения, что на протяжении долгих лет общественный договор между руководством страны и турецким населением, голосующим за него, строился, прежде всего, на экономическом базисе. То есть, страна демонстрировала положительные темпы роста, благосостояние народа росло и ради всего этого определенная доля тех, кто даже не является симпатизантами правящих ныне происламских кругов страны, всё же отдавала в день выборов им свои голоса. В обмен на стабильность политическую и рост – экономический. После этого очень многие уходили в «несознанку», что они отдавали голоса за ПСР. Как даже писали в турецкой прессе, не всегда понятно, кто голосует за ПСР, коль скоро опрос журналистами всего своего ближайшего окружения, по идее, должен был приводить к другим результатам на выборах.

Теперь же, какие бы цифры экономического роста не показывало Турецкое статистическое агентство (нет сомнений в том, что они правильно считают цифры, тут все дело – в методике расчёта ВВП – В.К.), чисто визуально картина складывается далеко не радужно для тех, что живет в реальном мире, а не в мире статистики. Заправляется на заправках и ходит за продуктами в магазин. Это – с одной стороны. А, с другой стороны, — для турецкого бизнеса, для которого в плане поиска новых проектов и новой работы наступили не самые лучшие времена. Мы не раз писали о том, что 2018 и 2019 год станет последним годом для очень многих компаний малого и среднего бизнеса из числа тех, у кого нет «подушки безопасности». До ноября месяца 2019 года осталось достаточно много времени и результат выборов, на фоне негативной динамики (здесь президент Эрдоган говорит чистую правду, правда «переводит стрелки» на проблемы не у Турции, а у её соседей – В.К.), уходит в непредсказуемость.

Отсюда и вполне разумное сегодняшнее решение турецкого руководства об переносе выборов, которое с учётом бурных публичных коалиционных переговоров между ПСР и ПНД, уверены, не стало большой неожиданностью для осведомленных оппозиционных лидеров.

Ну, а мотивировка турецкого президента про то, что необходимо быстрее перейти к президентской системе также смотрится абсолютно логично. Ибо страх перед внешней угрозой (в данном случае, террористической – В.К.) есть наилучший сплачивающий общество фактор и мотивирующий проголосовать за сильных турецких лидеров под руководством Р.Т.Эрдогана.