- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об автомобильной промышленности Марокко

В последние несколько лет показатели автомобильной промышленности Марокко демонстрируют колоссальный рост, вследствие которого королевство сумело стать вторым (после ЮАР) производителем автомобилей в Африке. Производимая продукция также стала одним из крупнейших источников экспортной выручки, опередив даже фосфаты и продукцию АПК. Автомобилестроение является и основным источником роста производства индустриальной продукции в Марокко в последние годы.

[1]

Рисунок 1. Данные об объемах экспортной выручки Марокко за 2012 – 2017 гг., млрд долл. США

Как видно из данных рисунка 1, значение автомобилестроения значительно увеличилось в течение последних лет. Правительство страны связывает с сектором большие надежды и в течение следующих десятилетий.

История развития отрасли в королевстве началась в 1959 году, когда в Касабланке было создано предприятие SOMACA (Société Marocaine de Constructions Automobiles), являвшееся единственным производителем готовых автомобилей в Марокко до 2012 года. Значительную помощь в создании мощностей оказывали итальянская Fiat Automobiles S.p.A. и французская Simca (Société Industrielle de Mécanique et Carrosserie Automobile). Владельцами предприятия являются французские компании Renault и PSA.

Помимо SOMACA, осуществляющего финальную сборку автомобиля, в королевстве давно представлено еще несколько десятков иностранных (европейских, японских, американских) предприятий, производящих составляющие (кабеля, сидения, кондиционеры и др.) и запчасти, а также обеспечивающие техобслуживание и торговую деятельность. Многие расположены в Касабланке и в Кенитре. Значительная часть (до 90 %) производимой ими продукции экспортируется. Всего на территории королевства функционирует более 200 компаний (в т.ч. местных), вовлеченных в автомобильную промышленность. Отрасль обеспечивает около 75 000 рабочих мест.

Общий объем произведенных автомобилей до 2012 года не превышал 50 тыс. ежегодно, что было более чем в два раза меньше, чем объем продаж на внутреннем рынке.

Хотя королевство вносило очень скромный вклад в мировое автомобилестроение (менее 0,1 %), эти показатели были все же хорошими по меркам стран Африки и многих государств Ближнего Востока. Отрасль развивалась и продолжает развиваться, хотя и скромными темпами (если не учитывать завод в городе Танжер), создаются новые предприятия, а производимая продукция отвечает современным требованиям и способна конкурировать на мировых рынках.

Инвестиционной привлекательности автомобилестроительной отрасли королевства способствует несколько факторов:

— стабильная по меркам Африки политическая и экономическая обстановка в стране;

— географическое расположение (близость к ЕС; в последние годы особенную роль в связи с созданием крупного современного порта в Танжере играет и близость к важным судоходным маршрутам в районе Гибралтарского пролива; в перспективе возможно усиление значимости относительной географической близости Марокко к африканским государствам);

— расширенный доступ к таким крупным рынкам сбыта, как ЕС (соглашение 2000 г. об Ассоциации подразумевает свободный доступ на рынки готовой промышленной продукции на двусторонней основе) и США (в 2004 г. две страны подписали соглашение о свободной торговле);

— более дешевая стоимость рабочей силы в отрасли (по оценкам American Journal of Engineering Research, аналогов королевству по этому показателю нет ни в одной стране-члене ЕС). К примеру, в 2014 году, по оценкам компании Renault, средняя заработная плата работника предприятия по сборке автомобилей во Франции оценивалась в 40 долл. США в час, тогда как в Марокко она составляла 6 долл. США в час;

— относительно высокий уровень квалификации населения (упомянутый американский журнал особо высоко оценивает квалификацию марокканских рабочих женского пола, занятых в автомобильной индустрии);

— готовность правительства принимать стимулирующие шаги (создание нескольких свободных экономических зон, где законодательством предусмотрен широкий перечень налоговых льгот, особенно на первые 5 лет, меры по субсидированию);

— в последние годы стимулирующее значение сыграло и понижение рыночных цен на нефть (в отличие от многих стран Ближнего Востока, Марокко импортирует большую часть энергоносителей, поэтому затраты на энергию снизились).

Пока категоричных причин для резкого снижения инвестиционной привлекательности отрасли по сравнению с прошлыми периодами нет, хотя угрозы для этого имеются.

Однако сделанный в течение последних лет рывок в производстве автомобилей обусловлен главным образом за счет одного предприятия в городе Танжер, о котором стоит сказать отдельно.

Компания Renault приняла решение о создании мощностей по автомобильной сборке в 2007 году. Решение о строительстве предприятия и о выборе Марокко в качестве территории было обусловлено рядом причин.

Во-первых, в 2000-х гг. европейские производители постепенно утрачивали свои позиции на мировых рынках автомобилестроения, особенно в пользу стран АТР. В этой ситуации одним из способов повышения конкурентоспособности стало снижение себестоимости производимой продукции, в т.ч. за счет переноса мощностей на территорию соседних государств.

Во-вторых, для крупного производителя автомобилей, Франции, Марокко является географически близко расположенной страной, которая имеет ряд преимуществ для инвестиций, описанных выше (дешевая стоимость рабочей силы, широкие льготы). Особо отметим, что завод дислоцируется в 32 км от нового и крупнейшего в королевстве порта Танжер, который оборудован по современным требованиям и расположен на таком важном участке мирового судоходства, как Гибралтарский пролив. Это позволяет значительно оптимизировать процесс логистики при экспорте продукции.

В-четвертых, свою роль сыграл и фактор близких политических отношений между Парижем и Рабатом. Тем более, с марокканской стороны проект курировался высшим руководством.

В-пятых, особо подчеркнем энергетический аспект. В настоящее время завод указывает в числе своих достижений широкое использование технологий, снижающих эмиссию углекислого газа, а также технологии переработки биомусора в процессе производства, в качестве вспомогательных источников установлены несколько ветровых генераторов. Однако полностью обеспечить производственный процесс этими источниками, конечно, невозможно. Город Танжер, являясь крупным индустриальным центром, широко использует энергию, генерируемыми газовыми электростанциями «Тахадарт» и «Айн Бени Матар». Напомним, что топливом для них является газ, поступающий главным образом в качестве платы алжирской стороны за транзит в Испанию по газопроводу «Магриб-Европа» (7 % от объема транспортируемого сырья). Это почти бесплатный источник энергии (если не считать затраты на транспортировку и переработку), так как плата за поставку энергоносителя или даже затраты на процесс добычи отсутствуют, что для Марокко является просто уникальным случаем. В отдельных источниках указывается, что газ снабжает завод в Танжере напрямую, минуя электростанции. То есть, затраты на энергию на предприятии, возможно, сведены к минимуму.

Первая сборочная линия на заводе введена в эксплуатацию в 2012 году, вторая – в 2013 году. Продукция сразу начала экспортироваться. Основные направления поставок  – страны ЕС и Турция, всего же по состоянию на 2017 год автомобили продаются в 73 страны. На 31.12.2016 количество персонала составляло 7,9 тыс. человек. Рекорд годовой производственной мощности установлен в 2016 году (273 176 автомобилей), а летом 2017 года отмечен выпуск «юбилейного» миллионного автомобиля с момента запуска предприятия. Завод осуществляет главным образом финальную сборку.

Владельцами предприятия являются S.A. Caisse de Dépôt et de Gestion (47,6 %) и Renault SAS (52,4 %).

В 2017 году французскими специалистами запущено строительство завода в Кенитре под названием PSA Peugeot Citroën Plant. Завершение строительства ожидается в 2019 году, мощность предприятия должна составить 90 000 автомобилей в год. Количество рабочих мест, которые будут обеспечены заводом напрямую, оценивается в 3 500 человек.

О намерениях соорудить сборочное предприятие в Марокко заявил в 2017 году китайский производитель BYD (Build Your Dreams), однако решения пока не принято.

Согласно статистическим данным, приведенным International Organization of Motor Vehicle Manufacturers, по итогам 2017 года количество произведенных в Марокко автомобилей составило 376 826, что ставит страну на 28 место в мире.

Правительство страны заявляет об очень амбициозных целях достичь к 2020 году ежегодного объема производства 1 млн автомобилей (при сегодняшних показателях это позволит королевству стать 20-м производителем в мире), создать еще 160 000 рабочих мест.

Однако оценивая состояние и перспективы отрасли, разделять оптимизм марокканских властей преждевременно.

Предприятие в городе Танжер следует рассматривать отдельно от развития автомобилестроительной отрасли в Марокко: в отличие от предыдущих заводов в Касабланке, оно осуществляет только сборку из готовых составляющих. То есть, в королевстве обеспечивается только один из этапов сложного производственного процесса, а из числа местных производителей вспомогательное участие принимают только несколько местных компаний. Примечательно, что, несмотря на колоссальный рост произведенных автомобилей, производственные показатели остальных марокканских предприятий, создающих запчасти и составляющие, остались почти неизменными. Иными словами, сама отрасль практического развития не получает.

Вероятно, что при принятии решения французским производителем о строительстве мощностей весомую (возможно, и решающую) роль сыграл политический фактор. В случае с другими инвесторами ситуация, возможно, будет иная.

Наконец, несмотря на очевидную привлекательность, в королевстве не решен ряд важных проблем, связанных с развитием промышленности. Прежде всего, это проблема дефицита энергоносителей. Как сказано выше, в случае предприятия в Танжере стабильный и дешевый источник энергии имеется, но эта ситуация скорее исключение. Для обеспечения аналогичного завода подобных масштабов потребуется строительство новой электростанции, причем в условиях Марокко это, скорее всего, будет газовая (королевство приняло обязательство по снижению эмиссии, поэтому, строительство мощностей, перерабатывающих нефть или уголь, сомнительно). Исходя из инфраструктурных возможностей, пока природный газ Рабат может приобрести только у одного поставщика – Алжир, однако его цена, скорее всего, будет уже рыночной. То есть, затраты на обеспечение энергией у потенциальных предприятий по автосборке будут выше.

Кроме того, в королевстве имеются проблемы, характерные для всего региона – неэффективность законодательства, коррумпированность, угроза дестабилизации военно-политической обстановки, недостаточный уровень развития собственной технологической базы и другие.

Безусловно, факт создания предприятий по сборке автомобилей совместно с французскими инвесторами следует отнести к успеху марокканских властей, так как это позволило создать рабочие места и принести стране стабильный доход в твердой валюте (что особенно важно).

Однако воспринимать их как революционное событие в автомобилестроительной отрасли Марокко не стоит. Ввиду этого, достижение упомянутой цели о ежегодном производстве 1 млн единиц в ближайшие годы выглядит неоправданно оптимистичной.