- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об автомобильной промышленности Египта

Египет имеет одну из самых развитых автомобилестроительных отраслей в Африке, которая вносит значительный вклад в экономику страны. В республике функционирует более 330 фабрик, работающих на отрасль, которые обеспечивают занятостью около 70 тыс. человек. Объемы производимой продукции непостоянны, но наибольшие показатели, которых удавалось достичь в предыдущие годы, достигали почти 120 тыс. автомобилей в год.

Однако, в отрасли наблюдаются кризисные явления (см. таблицу 1).

 

Таблица 1. Данные об объемах производства автомобилей и об объемах внутренних продаж автомобилей в Египте

Год Объемы производства, тыс. шт. Объемы внутренних продаж, тыс. шт.
2005 64,5 121,4
2006 91,5 170,6
2007 104,4 206
2008 119,8 239
2009 92,3 205
2010 116,6 249
2011 81,7 272
2012 56,5 286
2013 30,8 283
2014 42,5 349
2015 36 332
2016 36,2 264
2017 36,6 181

Источник: International Organization of Motor Vehicle Manufacturers[i] [1]

Как видно из данных таблицы 1, в течение 7 лет наблюдается тенденция к снижению количества произведенных автомобилей, а в последние 2 года и значительное сокращение внутренних продаж.

Помимо проблем макроэкономического характера, существуют и другие причины. Для выявления этих причин и перспектив развития отрасли следует учитывать некоторые особенности автомобильной индустрии Египта.

Отрасль начала формироваться в начале 1950-х гг., когда компания Ford Focus  соорудила первое сборочное предприятие в Александрии. Позднее новое правительство страны взяло курс на индустриализацию, в котором развитие автомобилестроения заняло особое место из-за его большого влияния на показатели промышленного и экономического роста. С этой целью была основана компания «Ан-Наср» в 1960 году, ставшая первым предприятием в арабских странах, осуществляющим производственную, а не сборочную деятельность в автомобилестроении. Вскоре оно стало одним из крупнейших производственных центров в Египте. В последующие годы «Ан-Наср» получила несколько лицензий от таких производителей, как Chrysler, KIA, Peugeot, Fiat, Tofas. Предприятия, которые функционировали в составе «Ан-Наср», сегодня широко представлены в египетской автомобильной индустрии, контролируя до 90 % местной производственной промышленности в этой отрасли (без учета автосборки силами иностранных компаний).

В условиях внедрения социалистических принципов в экономику, компания в первые годы пользовалась широкой государственной поддержкой и почти монопольным положением на внутреннем рынке, что имело как положительный, так и отрицательный эффект. К последним можно отнести пренебрежение к вопросам, связанных с технологической и производственной модернизацией на предприятиях в условиях отсутствия острой конкуренции. Компания «Ан-Наср» продолжала пользоваться поддержкой государства до конца 1990-х гг. Хотя Египту и удалось создать развитую по меркам региона автомобилестроительную отрасль, она была не полностью адаптирована к современным условиям рынка, а ее продукция не в полной мере отвечала спросу. Но при этом боязнь потерять эту отрасль постоянно вынуждали правительство принимать меры для искусственного ограничения иностранного присутствия и укрепления позиций производителя на внутреннем рынке, что в конечном счете приводило к росту издержек и отставанию в качестве выпускаемой продукции. Кроме того, тесные отношения с государственными структурами обусловили то, что многие решения по вопросам дальнейшего развития компании (в-частности, создание совместных предприятий и сотрудничество с иностранными инвесторами) даже после отказа от социалистических принципов принимались исходя не столько из их экономической целесообразности, сколько из политической ситуации. Последствия всего этого ощутимы до сих пор.

В 2000 году компания была приватизирована и разделена на несколько предприятий.

С начала 1990-х годов иностранные производители и экспортеры стали значительно расширять присутствие на египетском рынке автомобилестроения. Инвестиционная привлекательность арабской республики для производителей и экспортеров автомобилей в 1990-х – 2000-х годах была обусловлена следующими причинами:

Описанные выше преимущества являются значимыми, и отрасль начала развиваться, главным образом благодаря приходу иностранных компаний на рынок. В стране функционирует 16 заводов, которые в состоянии производить до 225 тыс. автомобилей в год.

Однако подавляющая часть производимой продукции ориентирована на внутреннего потребителя, объемы экспорта незначительны. В 2012 году отмечалось, что около 25 % от общего объема внутренних продаж готовых автомобилей удовлетворяются за счет египетских производителей, остальные 75 % — за счет импорта[ii] [2]. Наиболее крупными поставщиками продукции являлись Корея, Япония, Германия. Местные производители продолжают значительно зависеть от импорта составляющих.

Египетские предприятия продолжают играть важную роль в производстве автомобилей, во многом благодаря государственной поддержке. Так, согласно законодательству, не менее 45 % составляющих при сборке легкового автомобиля и не менее 70 % при сборке грузового автомобиля должны быть предоставлены местными производителями[iii] [3]. Пока что защитную функцию выполняют и ввозные пошлины.

При этом даже в благоприятные годы остро стояла проблема зависимости от иностранных поставок комплектующих. В свою очередь, эта проблема обуславливалась не только недостатком собственной производственной базы, но и ее низким уровнем технологической оснащенности. На это неоднократно указывают как египетские, так и международные аналитические материалы, а об этой проблеме высказывались даже египетские министры. За 20 с лишним лет провести модернизацию для становления конкурентоспособной отрасли в Египте не удалось. В результате технологического отставания и низкой экономической эффективности местных предприятий стоимость многих автомобилей, собранного в Египте, превышает на 30 % стоимости аналога, произведенного за границей.

При этом необходимо учитывать, что автомобилестроение – сложная и многогранная отрасль, поэтому делать однозначные оценки не стоит. Так, по мнению экспертов, отдельные составляющие египетской продукции все-таки способны выдержать конкуренцию на мировом рынке. К таковым относят[iv] [4]:

— шины и внутренние трубки;

— стекло и ветровое стекло;

— алюминиевые детали;

— электрические провода;

— рессоры;

— масляные фильтры;

— воздушные фильтры;

— обивочный материал;

— пластмассовые детали и бамперы.

В 2000-х годах росли объемы производства, а также внутренние объемы продаж. Даже в 2014 году прогнозы развития отрасли были оптимистичными, а некоторые эксперты указывали на возможности увеличения внутренних продаж до 1 млн автомобилей в течение 10 лет.

Но, как было сказано выше, отрасль вошла в кризис, итогом которого стало ухудшение ситуации на рынке и снижение объемов производства. Основными причинами этого кризиса являются:

— снижение покупательской способности населения вследствие экономического кризиса в стране;

— девальвация национальной валюты, которая, с одной стороны, снизила стоимость затрат на оплату труда, что может поспособствовать привлечению иностранных инвесторов. С другой стороны, она повлекла за собой удорожание импортных деталей и агрегатов. Провести быстрое импортозамещение в условиях Египта в этой отрасли не получится по ряду причин. В-частности, в апреле 2015 года компания «Мерседес» объявила о закрытии сборочной линии в Египте именно по этой причине[v] [5];

— общее снижение инвестиционной привлекательности, связанное с событиями «арабской весны»;

— реформирование системы государственного субсидирования цен на энергоносители и, как следствие, удорожание их стоимости для внутренних потребителей;

— ожидаемое упразднение торговых барьеров с ЕС с 01.01.2019, которое, вероятно, повлечет за собой еще большее вытеснение местных производителей. Этот фактор значительно снижает инвестиционную привлекательность проектов, связанных с созданием автомобилестроительных мощностей.

Египет столкнулся с угрозой того, что большая часть автомобилестроительной отрасли будет просто уничтожена в последующие годы, что может иметь самые негативные последствия для экономики страны. Допускать этого нельзя, поэтому можно предположить, что руководство арабской республики рано или поздно примет меры для поддержки отрасли. К таковым можно отнести реформирование законодательства (например, расширение налоговых льгот для производителей), отпуск предприятиям топлива по субсидированной цене, государственные закупки. Правда, возможности Египта на этом направлении сильно ограничены.

Но главным условием для выхода из кризиса является расширение и модернизация предприятий отрасли, для чего необходимо привлечение иностранных инвестиций. Ряд преимуществ (географическое расположение, высокая численность населения, дешевая стоимость рабочей силы) в Египте сохранились, в перспективе может появиться еще одно преимущество в виде выхода на африканские рынки (особенно страны – члены COMESA). Основная задача по привлечению инвестиций сегодня лежит на правительстве.

Инвестиции в автомобильную промышленность Египта со стороны частных производителей ЕС маловероятны: в условиях снижения внутренней покупательской способности большинство египтян, вероятно, будут вынуждены или отказаться от автомобилей, или пересесть на более дешевые марки. Впрочем, в случае заинтересованности европейских стран в сохранении своих позиций возможна государственная поддержка проектов, реализуемых в Египте.

Альтернативным инвестором для Египта могут стать другие страны, особенно производящие более дешевую продукцию: Китай, Россия, Турция.

[i] [6] http://www.oica.net/category/sales-statistics/ [7]

[ii] [8] http://www.ditp.go.th/contents_attach/79012/79012.pdf [9]

[iii] [10] http://www.ditp.go.th/contents_attach/79012/79012.pdf

[iv] [11] http://www.ditp.go.th/contents_attach/79012/79012.pdf [9]

[v] [12] https://oxfordbusinessgroup.com/analysis/changing-gears-while-prospects-domestic-automotive-sector-are-promising-there-are-challen-0 [13]