- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новых перспективах и вызовах в аграрном секторе Египта

На фоне масштабных экономических реформ, запущенных правительством Египта в последние годы, аграрный сектор может стать одним из важнейших локомотивов намеченного прогресса. Направленные на создание современной рыночной модели меры (ужесточение финансовой дисциплины и контролирование расходов, сокращение субсидий на электроэнергию, девальвация национальной валюты, налоговая реформа) вкупе с обеспечением политической стабильности и безопасности создают благоприятную почву для роста притока иностранных инвестиций и донорских поступлений, в том числе в перспективный аграрный сектор. Следует отметить, что запущенные руководством Египта реформы уже напрямую повлияли на рост инвестиций, в частности, обеспечив положительное решение Международного валютного фонда о выделении кредита в размере 12 млрд долларов США на трехлетний период, в поддержку экономических реформ.

Перспективы аграрного сектора связаны в этом контексте в первую очередь с созданием новых рабочих мест (особенно в частном секторе, который составляет 65% национальной экономики), а также с наращиванием экспортного потенциала сельского хозяйства для активизации политики Каира на внешних рынках. Кроме того, аграрный сектор за счет роста производства призван сыграть важную роль в решении амбициозной задачи правительства по увеличению валового внутреннего продукта на 7% к 2023 году. Вклад сельского хозяйства в ВВП страны, как и в целом в мировом масштабе, неуклонно снижался с 1980-х гг. и составляет сейчас в Египте 12%, но с 2016 года наметилась тенденция к росту.

Что касается первой задачи, то она решается вполне успешно – с декабря прошлого года по апрель 2018 года уровень безработицы в Египте сократился с 13.5 до 11.3%, во многом благодаря аграрному и агропромышленному сектору, включая производство продовольствия.

Наращивание экспортного потенциала аграрного сектора Египта происходит медленно, но устойчиво. Эта задача подчинена более амбициозной цели сокращения нефтяного экспорта в среднесрочной перспективе за счет наращивания экспортного потенциала других отраслей, которые в совокупности к 2020 году должны достичь не менее 61% или 30 млрд долларов США. Каир целенаправленно инвестирует в расширение торгово-экономической интеграции и закреплении своих позиций на продовольственных рынках африканских стран и государств Залива. При этом, активно привлекаются иностранные инвестиций, в первую очередь из Китая и ОАЭ, для модернизации перерабатывающих мощностей, развитии зон экономической свободы, расширении экспортной (прежде всего, портовой) инфраструктуры. В итоге, совокупный экспорт Египта в 2017 году вырос на 14% и достиг отметки 7.4 млрд долларов. Причем самыми быстрорастущими секторами в контексте экспорта стали сельское хозяйство, продовольственные товары, удобрения и химикаты. Основные рынки реализации египетского экспорта в 2017 году – Евросоюз, США, Турция, Саудовская Аравия, ОАЭ и Ливан.

В то же время, не следует забывать, что Египет является крупнейшим в мире импортером пшеницы для удовлетворения внутренних нужд и вероятно останется таковым в долгосрочной перспективе, и этот фактор будет неизменно балансировать усилия Каира по наращиванию аграрного экспорта по другим продовольственным номенклатурам. В частности, на 2018-2019 финансовый год, согласно утвержденному бюджету, Египет планирует закупить 7 миллионов тонн пшеницы, что на 1 млн. тонн больше, чем за истекший период. Одновременно, в этом году правительство намерено закупить свыше 4 млн тонн пшеницы у местных фермеров (сезон урожая в Египте длится с апреля по июль).

Главным вызовом для дальнейшего развития и расширения аграрного потенциала Египта является дефицит водных ресурсов, который может развернуть нынешнюю позитивную динамику в аграрном секторе вспять. Проблема достаточности водных ресурсов традиционно является для Египта вопросом национальной безопасности. В частности, ключевым вопросом здесь является управление водными ресурсами Нила, который обеспечивает 95% водных запасов страны. Для обеспечения устойчивости, c 1902 года Египет периодически заключал региональные соглашения с соседними странами для гарантированного получения 55 млрд куб. м воды Нила в год для обеспечения внутренних потребностей. Кроме этого, еще порядка 5 млрд куб. м воды выкачивается из невозобновляемых источников в египетской пустыне. Тем не менее, ежегодный дефицит водных ресурсов страны по-прежнему остается высоким и достигает 30 млрд куб. м в год (общие потребности – 90 млрд куб. м для 90-миллионного населения). По мере динамичного роста населения Египта эти потребности продолжают и далее расти. Новым вызовом в сфере водной безопасности Египта является амбициозный проект сооружения Эфиопской большой восстановительной плотины (Grand Ethiopian Renaissance Dam, GERD), активно лоббируемый Эфиопией и Суданом, реализация которого существенно сократит подачу воды Нила Египту. Очередной раунд многосторонних переговоров в Хартуме 6 апреля текущего года с участием министров иностранных дел трех стран — Египта, Cудана и Эфиопии – провалился и ситуация продолжит оставаться неустойчивой с точки зрения доступа Египта к водным ресурсам. А это может угрожать перспективам развития аграрного сектора, который потребляет 84% всех водных ресурсов Египта, к тому же параллельно испытывает серьезную нагрузку в контексте климатических изменений.

 

В качестве противодействия, египетское правительство предпринимает различные шаги по повышению эффективности управления и рационального использования водных ресурсов. В частности, одобренный 23 апреля 2018 года национальным парламентом новый закон вносит поправки в механизм управления водными ресурсами, уполномочивая министерства сельского хозяйства и ирригации запрещать культивирование некоторых злаков в районах с низким потенциалом водных ресурсов, в целях рационализации потребления воды в сельскохозяйственных нуждах. В рамках нового закона правительство уже определило приоритетный список из 53 стратегических культур, которые устойчивы к климатическим изменениям и не потребляют много воды. В то же время, посевы не вошедших в эту категорию сельскохозяйственных культур, будут планомерно свернуты. В частности, планируется сократить посевы риса в отдельных районах, что позволит сэкономить до 3 млрд куб. м воды в год. Кроме того, совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) будет запущен новый проект по поддержке устойчивого управления водными ресурсами и модернизации ирригационных систем во вновь освоенных районах ведения сельского хозяйства (за счет расширения земледелия в полупустынных регионах). В частности, предполагается внедрить новые технологии автоматического мониторинга оптимизированного потребления грунтовой воды для ирригации. Как ожидается, в результате реализации проекта на этих землях удастся достичь сокращения потерь водных ресурсов для орошения на 20%.

Думается, по мере реализации макроэкономических реформ вклад аграрного сектора в ВВП страны и его экспортный потенциал будет возрастать. При этом, позитивная динамика будет корректироваться с учетом демографического фактора, а также глобальных колебаний цен на продовольствие и энергоресурсы, что является чувствительным фактором для продовольственной безопасности Египта. Не следует также сбрасывать со счетов и проблему дефицита водных ресурсов, решение которой, несмотря на предпринимаемые правительством внутренние меры по рационализации потребления, в первую очередь будет зависеть от успехов региональной дипломатии Египта и его договоренностей с соседними странами.