- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К итогам брюссельской донорской конференции по Сирии

Состоявшаяся 25 апреля в Брюсселе вторая донорская конференция по Сирии (ровно год спустя после первого аналогичного мероприятия) продемонстрировала заметное снижение донорского сообщества в вопросе обеспечения устойчивого финансирования гуманитарных усилий ООН в Сирии и соседних странах.

Главный итог проведенной под эгидой Евросоюза и ООН конференции с участием 36 доноров – мобилизация 4.4 млрд долларов США на проекты гуманитарной помощи и развития в Сирии и регионе на 2018 год. Кроме того, подтверждено еще выделение 3.4 млрд долларов США на сирийские проекты в 2019-2020 гг. Нужно отметить, что заявленная донорами сумма взносов оказалась меньше, чем результат, достигнутый по итогам аналогичной конференции в апреле 2017 года. Во многом это связано с задержкой выделения со стороны США обещанного взноса в размере 1 млрд долларов. Задержка, по мнению международных экспертов, произошла в свете продолжающихся дискуссий между Вашингтоном и Анкарой по поводу реализации пакета помощи сирийским беженцам в Турции, согласованного два года назад. Большая часть взносов была выделена Германией, Еврокомиссией и Великобританией. Кроме этого, ставка на щедрые финансовые пожертвования со стороны богатых стран Персидского залива себя не оправдала.

Гуманитарный координатор ООН Марк Лоукок сдержанно отчитался об успехах донорской конференции, поблагодарив доноров и заявив, что это лишь «первый важный шаг».  ООН рассчитывает до конца года мобилизовать недостающие средства, а это как минимум еще 5 млрд долларов. В совокупности, ООН планирует мобилизовать 9.2 млрд долларов США, из которых 5.6 млрд долларов – на содействие 9 млн сирийских беженцев в соседних странах в рамках регионального плана чрезвычайного реагирования, и остальные 3.6 млрд долларов – на гуманитарное содействие 13.1 млн человек внутри Сирии.

С учетом того, что мобилизовать достаточных ресурсов не удалось, многие ооновские агентства уже заявили о планах по сокращению своих программ помощи на сирийском направлении и сосредоточении финансовых ресурсов на главных приоритетных направлениях. Нужно отметить, что приоритеты эти будут направлены в первую очередь на решение самых насущных вопросов гуманитарного характера, включая продовольственную и медицинскую помощь, защиту населения, доступ к питьевой воде и размещение. Такой подход разделяют и главные так называемые традиционные доноры, четко обозначив в качестве приоритета гуманитарное содействие и воздерживаясь от обязательств по реконструкции. Верховный комиссар ЕС по внешним делам и безопасности Ф.Могерини прямо заявила об этом на самой брюссельской конференции, подчеркнув, что масштабные проекты по восстановлению могут начаться только после достижения окончательного политического урегулирования. В то же время, как признают сами профильные ведомства ООН, мера эта во многом вынужденная, поскольку более эффективным и целесообразным было бы сфокусировать усилия в Сирии на восстановлении, например, аграрного сектора для создания новых рабочих мест и устойчивого дохода, а также стимулирования рынков и торговли.

Что касается проектов помощи сирийским беженцам в соседних странах, то в этом контексте недофинансирование таких программ может иметь серьезные и далеко идущие политические последствия и послужить катализатором социальной напряженности между местными общинами и сирийцами, о чем в ходе брюссельской конференции активно сигнализировали правительства Турции, Ливана и Иордании. В Ливане – в силу сложного финансово-экономического положения страны и дисбаланса между местным и сирийским населением – ситуация наиболее сложная и накаленная. В последние месяцы в ряде районов страны наблюдается насильственная высылка отдельных групп сирийцев, в совокупности это несколько десятков тысяч человек. Ливанский премьер-министр Саад Харири накануне предстоящих в стране выборов прямо высказался в том духе, что наблюдается рост напряженности и противоречий между ливанскими и сирийским общинами в силу возросшей «конкуренции за рабочие места», добавив, что Ливан остается «большим лагерем для беженцев». Очевидно, что какие бы силы не пришли к власти в Бейруте, проблема сирийских беженцев здесь будет всегда в политической повестке и дополнительные финансовые средства от доноров будут необходимы с изрядной регулярностью для снижения остроты проблемы. Турция, также недовольная ходом развития ситуации с сирийскими беженцами, разочарована политикой Евросоюза в связи с нежеланием последнего «разделить тяжесть проблемы сирийских беженцев». Выступая на донорской конференции в Брюсселе, турецкая делегация отметила невыполнение Брюсселем одного из важных пунктов договоренностей, касающегося либерализации визового режима для граждан Турции в ЕС, при том, что главную задачу по предотвращению нелегальной миграции сотен тысяч сирийцев в Евросоюз Анкара в рамках своих обязательств успешно решила.

Таким образом, главным, пожалуй, итогом брюссельской конференции стало расширение водораздела между интересами западных доноров, правительств, стран, принимающих на своей территории беженцев (Турция, Ливан и Иордания) и собственно самих сирийских беженцев. С одной стороны – Вашингтон и Брюссель направили четкие сигналы сообществу ООН, что продолжать финансировать в колоссальных объемах сирийскую операцию, особенно в части восстановления и реконструкции, при сохранении всей полноты власти в руках президента Б.Асада, они не намерены. При этом ставя в прямую зависимость масштабы своих взносов от динамики политического регулирования. С другой стороны, правительства соседних с Сирией стран требуют от ведущих доноров не снижать обороты и даже более того – наращивать финансовую поддержку программ помощи сирийцам с учетом того, что их внутреннее социально-экономическое положение и характер взаимоотношений местных общин с беженцами оставляет желать лучшего. С третьей стороны, по мере затягивания гуманитарного кризиса, положение беженцев и внутренне перемещенных лиц в самой Сирии продолжает стремительно ухудшаться, и с каждым месяцем такая структурная деградация их социально-экономического статуса потребует все больше ресурсов на восстановление.