- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор гуманитарной ситуации в Южном Судане: апрель 2018 г.

Намеченный на 17 мая 2018 очередной раунд  переговоров между властями Южного Судана и оппозицией при посредничестве Эфиопии, сроки которого ранее неоднократно сдвигались из-за непреодолимых разногласий между враждующими сторонами, станет по сути барометром развития гуманитарной ситуации в стране на среднесрочную перспективу.

Последняя за этот период неудачная попытка заключить перемирие при международном посредничестве в декабре 2017 года, привела к новому витку обострения гуманитарной ситуации. Тогда перемирие продлилось менее суток, и волна насилия и вооружённых столкновений поднялась с новой силой. В апреле с.г. международные мониторинговые группы, работающие под эгидой Совместной комиссии по мониторингу и оценке (JMEC), отмечали рост насилия против гражданского населения и гуманитарного персонала в трёх регионах Южного Судана — Юнити, Джонглей и Центральная Экватория. Именно в этих регионах зафиксирован массовый наплыв внутренне перемещённых лиц, преимущественно детей, женщин и пожилых, в результате конфликта. Здесь же в апреле в штате Центральная Экватория послали 10 сотрудников гуманитарного персонала ООН и международных НПО. В другом вооружённом эпизоде в начале апреля в результате нападения боевиков на представительство Международного комитета Красного Креста в городе Леер, весь персонал был эвакуирован, а поставка гуманитарной помощи (раздача семян и инвентаря для фермеров) для 25 тысяч человек была временно приостановлен.

С этими выводами созвучны и оценки  ряда других международных НПО, работающих непосредственно в зоне конфликта, например Human Rights Watch. По их данным, в ходе вооруженного конфликта различные вооружённые группы, будь то правительственные либо оппозиционные, активно берут на вооружение тактику насилия и убийства гуманитарного персонала и медицинских работников, а также целенаправленного разрушения социальной инфраструктуры и больниц.

В результате эскалации вооруженного конфликта с начала текущего года стала стремительно деградировать и без того сложная гуманитарная обстановка. В частности, судя по докладам международных гуманитарных и неправительственных организаций, участились случаи вооруженных нападений на медицинские учреждения, а также целенаправленная блокировка вооруженными группами доступа гуманитарной помощи бенефициарам. Так, например, из имеющихся в стране 1900 больниц почти 20% к началу 2018 года закрылись, и ещё 50% работают неполноценно и на пределе своих возможностей, испытывая регулярный дефицит медикаментов, персонала и оборудования. В итоге, как полагают эксперты неправительственной организации Watchlist on Children and Armed Conflicts, 70% населения Южного Судана не имеют адекватного и регулярного доступа к качественной медицинской помощи. Что касается гуманитарного доступа, то по данным этой неправительственной организации, только за 2016 и 2017 годы было зафиксировано как минимум  750  случаев препятствования гуманитарного доступа со стороны различных вооруженных групп, включая и правительственные войска.

Продовольственная ситуация в Южном Судане также продолжила ухудшаться. По самым последним исследованиям в рамках интегрированной классификации уровня продовольственной безопасности (IPC), по состоянию на апрель текущего года более 6.3 млн человек испытывают острую нехватку продовольственного обеспечения. На май-июнь придётся пик продовольственного кризиса, который по мнению экспертов Всемирной продовольственной программы ООН, может быть преодолён только в случае последовательного и комплексного гуманитарного реагирования. По состоянию на апрель, Всемирная продовольственная программа обеспечивает продовольственной помощью 1.9 млн человек, однако с учетом негативной тенденции этого года, рассчитывает к июню-июлю нарастить эту помощь выйти  на ежемесячное обеспечение 4.8 млн нуждающихся. С января по линии ВПП ООН уже поставлено 89 тысяч тонн продовольственной номенклатуры.

Также, с начала года ухудшилась и продолжает ухудшаться статистика в сфере миграции. Растёт как число внутренне перемещённых лиц (1.76 млн человек), так и число беженцев из Южного Судана в соседние страны (2.45 млн человек). Общее число нуждающихся в гуманитарном содействии в стране достигло 7 млн человек, а помощь на сегодня реально получают чуть более 2 млн человек.

Такая ситуация сложилась главным образом ввиду недостаточного финансирования гуманитарной операции в Южном Судане — гуманитарный призыв ООН в 2018 году с бюджетом 1.7 млрд долларов США на начало мая профинансирован только на 8% (142 млн долларов). При этом, Проблема заключается еще и в ограниченном гуманитарном доступе к нуждающемуся населению.

Еще одним фактором, негативно влияющим на гуманитарную ситуацию в стране, стал провал экономической политики властей Джубы, который все более очевидно проявляется в начале года. В частности, в результате неудачи политики нефтяного экспорта, общая макроэкономическая ситуация в стран продолжила ухудшаться, а национальная валюта девальвировать. Данная динамика не позволила правительству маневрировать в плане удержания стабильного уровня цен, особенно на продовольствие, которые с января поползли вверх. Резкая девальвация южносуданского фунта в январе и отмена субсидий на пшеницу сделали своё дело. Даже несмотря на хорошие показатели урожая 2017-2018 гг, оказавшегося выше среднего уровня за последние пять лет, цены на основную продовольственную номенклатуру — овёс, пшеницу и просо — выросли в два или даже три раза по сравнению с показателями прошлого года.

Таким образом, намеченные на 17 мая переговоры между командой президента С.Киира и оппозицией и их итоги окажут прямое воздействие на дальнейшее развитие гуманитарной ситуации в Южном Судане. Очевидно, что вооруженный конфликт не только обостряет гуманитарную ситуацию напрямую, но и сковывает экономическую политику властей по восстановлению и реконструкции за счёт перспективного нефтяного сектора, главного ресурса национальной экономики. Тем более, что отсутствие внутреннего перемирия и политической устойчивости не позволяет Южному Судану сфокусировать усилия на строительстве стабильных отношений с северным соседом, который контролирует транзитный маршрут, по которому Джуба экспортирует нефть на внешние рынки. Одним из камней преткновения является цена на транзит нефти, которую Хартум мог произвольно повышать. Другой проблемой стали обвинения со стороны  Южного Судана, в частности, в краже 6 млн баррелей нефти в 2011 году на сумму 800 млн долларов. В сложившейся ситуации власти Южного Судана продолжают нести ощутимые потери из-за невозможности полностью реализовать потенциал нефтяного ресурса, в том числе из-за внутреннего конфликта и отсутствия последовательной экономической стратегии.