- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран: власти против Telegram

Похоже, что в Иране борьба с социальными сетями и мессенджерами, в особенности – Telegram, который приобрел славу лучшего и самого удобного в мире, вступает в новую фазу.  Она характеризуется серьезным участием государства в этой борьбе. Последние публикации иранских СМИ показывают поддержку наступления на «зловредные распространители» сообщений, вложений и чатов со стороны различных слоев как светской, так и религиозной элиты. Один из самых яростных противников западных и вообще – иностранных мессенджеров – главный имам пятничных намазов святого для шиитов города Мешхеда аятолла  Ахмад Алам-оль-Худа, поддавшись недавно общему поветрию, как сообщил сайт Khabar-online,  покинул мессенджер  Telegram, но на днях вынужден был к нему вернуться. Именно по этому мессенджеру один из самых упертых фундаменталистов в прошлый четверг объявил, что в целях защиты отечественных мессенджеров и преодоления монополии иностранных социальных сетей, он отныне прекращает любую деятельность на этом мессенджере и приступает к сотрудничеству исключительно с отечественными сетями. Несмотря на такое пафосное заявление, в субботу 28 апреля аятолла Алам-оль-Худа передал по Telegram (sic — !) объявление, что ввиду того, что мало кто из его абонентов пользуется отечественными мессенджерами, он вынужден  пока что продолжать частично пользоваться и Telegram. Здесь же он добавил, что максимальное сотрудничество он намерен проводить только с иранскими мессенджерами.

Как отмечают фарсиязычные СМИ, это уже вторая неудачная попытка аятоллы Алам-оль-Худа по пропаганде отечественных мессенджеров вместо зарубежных, в первую очередь – Telegram, предпринимаемая в последние недели в целях реализации постановления правительства президента Х.Роухани. В начале апреля нынешнего года Telegram провел специальный опрос, в ходе которого пользователи этой сети должны были дать ответ на вопрос: «После закрытия Telegram каким мессенджером вы бы препочитали пользоваться?». 91%  из опрошенных более чем 11 тысяч пользователей ответили, что они не готовы перейти на отечественные мессенджеры, а продолжат пользоваться этим же мессенджером, даже если для этого придется пользоваться прокси-серверами.

Аятолла  Алам-оль-Худа, который является одним из самых яростных борцов за ограничение свободы социальных сетей,  сказал в своем субботнем заявлении, что те, кому дороги исламские ценности, должны защищать  отечественные мессенджеры в противовес зарубежным. Интересно, что первыми это сделали два руководителя страны – духовный лидер аятолла Али Хаменеи и президент Хасан Роухани. Их примеру последовали  все прочие функционеры режима, публично отказавшиеся от использования Telegram.  Аятолла Али Хаменеи даже выпустил по этому поводу специальное заявление, где, отнюдь не в первый раз, обосновал свое решение необходимостью «защиты национальных интересов, преодоления монополии мессенджера Telegram», и объявил, что делает это немедленно.  Кстати, подписчиками Хаменеи на этом мессенджере на момент прекращения пользования им духовного лидера страны, как пишут СМИ, было 997 720 человек. Следом за Хаменеи и Роухани, с Telegram распрощались первый вице-президент Эсхак Джахангири,  директор канцелярии президента Махмуд Ваэзи, весь штат Совета экспертов, Наблюдательного совета,  Министерства образования ИРИ, ряд информационных агентств, связанных с фундаменталистами. Впрочем, заметил М.Ваэзи, это следовало сделать гораздо раньше, ибо еще четыре года назад правительство Х.Роухани издало постановление, в котором предписывало всем, «кто работает с Telegram, перейти на отечественные мессенджеры».  По словам этого высокопоставленного чиновника,  в тот год они известили об этом все правительственные ведомства, которым отныне «запрещалось проводить государственную деятельность с помощью иностранных мессенджеров».

Однако в 2014 г. на это серьезного внимания не обратили. Выступая две недели назад на пятничном намазе в Мешхеде, уже упомянутый нами аятолла Ахмад  Алам-оль-Худа описал сложившуюся ситуацию следующим образом: «Уже четыре года я непрестанно твержу об одном и том же – в стране необходимо закрыть иностранные мессенджеры. Из-за этого по моему адресу раздается только брань и ругань. И лишь теперь все увидели, что именно из-за мессенджеров проистекают все беды и идет моральное разложение». И вот сейчас решили взяться по-настоящему, со всей серьезностью. «Мы решили начинать с себя, — сказал глава президентской канцелярии, — чтобы показать действенный пример».

Дорога предстоит трудная. Цифры официальной государственной статистики Ирана показывают, что число пользователей мессенджера Telegram в стране превышает 45 миллионов человек. А вот что касается отечественных мессенджеров, то по данным одной из национальных организаций, занимающихся внедрением  местного онлайн-сервиса под названием «Соруш»,  его используют сегодня порядка двух с половиной миллионов пользователей.  Другой  местный мессенджер – «Виспи» — взяли на вооружение чуть более 700 000 пользователей.  Данные по другим местным мессенджерам, которые сообщает сайт фарсиязычной радиостации Радио Фарда, таковы : «Гап» — примерно 300 000 пользователей, социальная сеть «Бале» — более 300 000 пользователей, мессенджер «Ай-Гап» — чуть более 259 тысяч, «Ита» — в пределах 100 000 пользователей. Суммарно, по подсчетам  иранских СМИ,   местные мессенджеры сумели к настоящему времени привлечь на свою сторону порядка  четырех с половиной миллионов пользователей, что меньше в десять раз, чем число абонентов Telegram.

Как считают аналитики, пристальное внимание иранских властей к социальным сетям и мессенджерам неимоверно обострилось после того, как они сыграли мобилизующую роль в протестных акциях 2009-2010 гг. То же самое, но в большем масштабе,  случилось в недавнем декабре-январе. Протестные акции, начавшись на северо-востоке страны, быстро распространились на разные ее регионы. Поначалу облекаемые в экономические лозунги, вызванные экономическими проблемами, они почти мгновенно трансформироались в политические, в том числе экстремистского, по мнению режима, характера, представляющие угрозу существованию исламского строя.  Беспокоящим моментом было и то, что даже в значимых для исламского движения городах страны – Мешхеде и Куме –участники протестных актов озвучивали лозунги, требующие демонтажа существующего строя. Осмысливая уроки последней протестной кампании, в стране пришли к следующему выводу: большую роль в организации беспорядков сыграли «иностранные» социальные сети, которые сыграли мобилизующую роль в недавних событиях. Как пишут местные СМИ, их присутствие  в организации  и продвижении протестных актов доказано и очевидно. «Руководили этим «враги», желающие снижения уровня безопасности страны». При этом учтем, что социальные сети и мессенджеры Instagram и Telegram на всей территории страны в период основных протестных актов были заблокированы. Однако трезво мыслящие специалисты  считают, что хотя Telegram не играл никакой роли в организации протестных актов, но в их ходе именно на платформе этой социальной сети реализовывалась быстрая передача информации, необходимой для развертывания демонстраций. В последние дни ряд крупных иранских чиновников высказывались о том, что главная задача сегодняшнего дня – не закрыть Telegram, а просто лишить его монополии на пользовательскую сеть в Иране. Против этого месссенджера в Иране вводят различные технические ограничения, существенно минимизирующие его эффективность. При всем при этом, множество пользователей  Telegram в ИРИ заявляют, что они готовы мириться с такими, как они считают, временными недостатками, но не покинут его. Но, как видно, судьба  Telegram решена на «самом верху»: месяц назад председатель парламентской Комиссии по национальной безопасности и внешней политике Алаотдин Боруджерди официально заявил, что учитывая «деструктивную роль Telegram принято решение заменить этот мессенджер отечественным аналогом».