- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

НАТО и Турция на современном этапе

Накануне, в материале на сайте ИБВ, мы уже писали о том, какие в настоящее время царят настроения в проправительственно настроенных слоях турецкого общества в отношении Запада.

Если кратко, то в массовом сознании в слово «Запад» укладывается образ, как минимум, недоброжелателя, а, в ряде случаев, и собирательного внешнего врага, которого пугает «сильная Турция».

И эти настроения будут всячески подогреваться правящей Партией справедливости и развития, которая в условиях непростой экономической обстановки будет сплачивать вокруг себя электорат внешним врагом. Коль скоро, предыдущий коллективный договор про успешную экономику можно считать утратившим силу.

Впрочем, возможно мы повторимся, сказав о том, что антизападные настроения в Турции возникли не вчера и не на пустом месте и не диктуются уже исключительно местной внутриполитической конъюнктурой. Они знаменуют глубокий системный раскол, возникший в отношениях между Турцией и Западом, который невозможно одномоментно, волевым решением, преодолеть. Вообще, представляется, что точка невозврата в отношениях между президентом Турции Р.Т.Эрдоганом и западными «партнёрами» уже пройдена и кардинальные изменения можно ожидать лишь после его ухода с политической арены. То есть, – нескоро.

На фоне того, что творится в отношениях по осям Турция – США и Турция – ЕС, руководством НАТО в лице генерального секретаря Йенса Столтенберга предпринимается множество шагов для того, чтобы держать контакт с Турцией открытым.

Понятно, что выходить Турция из блока НАТО не собирается (а зачем, собственно? – В.К.), однако, время от времени руководством страны задаются на публике риторические вопросы, относительно того «зачем Турции быть в НАТО?». Особенно, в условиях, когда её принципиальные интересы в сфере безопасности оставлены со стороны партнёров по НАТО без должного внимания. Так что, ответом на все эти вопросы служат частые визиты Йенса Столтенберга в Анкару, равно как и постоянное упоминание Турции в качестве важнейшего партнёра НАТО в регионе.

Накануне, после заседания глав МИДов стран НАТО в Брюсселе, Йенс Столтенберг провел встречу с пулом турецких журналистов, назвав Турцию «ключевой страной для НАТО в регионе» и указав, что это является аксиомой с учётом географического положения страны. Таким образом, как указывает турецкая пресса, Йенс Столтенберг оппонирует тем западным лидерам, которые ставят под вопрос место и значимость Турции в этой организации.

Каковы же основные тезисы заявлений Й.Столтенберга, изобилующих эпитетами о «важнейшем союзнике» и о «благодарности в его адрес»:

  1. Турция – важное звено в коллективной обороне Альянса, в частности, с точки зрения борьбы с терроризмом.
  2. Турция – страна, которая обсуждается в НАТО в ежедневном режиме. Турция – часть принимаемых решений, а также миссий и операций НАТО.
  3. Турция занимает стратегическое положение в регионе, соседствуя с представляющими угрозу для членов НАТО Ираком и Сирией.
  4. Турецкие военнослужащие — участники военных миссий НАТО, в частности, в Афганистане, где они демонстрируют высокую выучку и профессионализм.
  5. Некоторые военнослужащие приняли участие в попытке военного переворота 15 июля 2016 года, что не отменяет тезиса об их профессионализме.
  6. Попытка военного переворота была резко осуждена руководством НАТО, а соответствующие послания были отправлены в адрес президента Турции Р.Т.Эрдогана и министра иностранных дел М. Чавушоглу.
  7. У НАТО, как у некоторых других ведомств, нет собственного списка террористических организаций. Однако, Турция, как член НАТО, — самая пострадавшая от терроризма страна.
  8. У Турции есть право на самозащиту, при этом для руководства НАТО важнейшими моментами является пропорциональность турецких действий, а также скоординированность между Турцией и США.

На вопрос о том, кто стоял за попыткой военного переворота в Турции Й.Столтенберг ответил в том духе, что он не может этого комментировать, поскольку вопрос лежит сейчас в «юридической плоскости».

Можно было бы и дальше продолжать повторять за Й.Столтенбергом эпитеты из мушкетерской серии «вместе – мы сильнее» и «один за всех и все за одного» (дословно – В.К.), однако, ни слова конкретики для турецкой публики им сказано не было. Ни про операцию «Оливковая ветвь» и Манбидж, ни про нынешние  турецко-европейские и турецко-американские отношения, ни, в целом, про ситуацию в Сирии и дальнейшие перспективы борьбы с терроризмом.

Тот факт, что Й.Столтенберг указал на отсутствие у НАТО списка террористических организаций, говорит лишь только о том, что он не хочет перед телекамерами причислять к ним ни так называемую «террористическую организацию Фетхуллаха Гюлена», ни РПК и, вообще, углубляться в эти скользкие темы на публике. Имеющие при этом для самой Турции принципиальное значение, в качестве одного из залогов легитимации в глазах Запада применяемых ею методов как в стране, так и за её пределами.

То есть, даже в плане моральной поддержки Турции НАТО занимает достаточно двойственную позицию, не говоря уже о поддержке фактической. Что не может ускользнуть от внимания турецкой общественности, тем самым лишний раз её раздражая. Вообще, Й.Столтенбергу уже пора перестать выступать на публике с такими вот общими заявлениями про Турцию – больше пользы будет.