- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О донорских приоритетах Евросоюза в Ливии

В последние месяцы наряду с активизацией политических усилий Брюсселя на ливийском направлении можно говорить также о заметном наращивании донорских усилий Евросоюза как в гуманитарной сфере, так в области устойчивого развития. С одной стороны, Евросоюз все более регулярно и активно стремится позиционировать себя в качестве главной внешнеполитической силы, определяющей стратегию ливийского политического урегулирования на глобальных площадках и, в первую очередь, в рамках усилий так называемого международного «квартета» посредников по Ливии (наряду с Брюсселем туда входят ООН, Африканский союз и Лига арабских государств). С другой стороны, налицо активное вовлечение Брюсселя в конкретные программы донорской помощи Ливии c явным стремлением политической элиты ЕС доминировать и на этом треке и обернуть финансовую поддержку кризисной национальной экономики в более значимый политический капитал.

По сути, с начала ливийского вооруженного конфликта Евросоюз стремительно превратился в главного донора программ содействия Ливии как на гуманитарном треке, так и в сфере развития, cсущественно расширив поле своей донорской деятельности. До ливийского конфликта, действуя в рамках инструментов европейской интеграции (в частности, т.н. политики европейского соседства), Евросоюз оказывал точечную поддержку Ливии в двух секторах – здравоохранении и миграционной политике. Такой курс, в частности, отмечается в донорской политике ЕС в 2007-2011 гг., в рамках которой в указанный период было выделено 83 млн долларов США. После свержения М.Каддафи ЕС взял курс на диверсификацию программ помощи. При этом если на первом этапе развития посткаддафовской Ливии программы содействия ЕС были в основном ориентированы на поддержку транзитного правительства, то после обострения вооруженного конфликта и эскалации насилия курс Брюсселя меняется. С середины 2014 года все проекты поддержки правительственных структур были свернуты, а программа переориентирована на помощь населению, гражданскому обществу, местным властям и муниципальным органам. По итогам 2017 года, согласно данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), 70% всего гуманитарного финансирования Ливии в рамках плана чрезвычайного реагирования обеспечили три донора – Еврокомиссия (29 млн долларов), Германия (27 млн долларов) и Италия (8 млн долларов). Общий пакет помощи ЕС Ливии по двусторонним каналам сегодня составляет 120 млн долларов, которые финансируют 37 различных проектов в 6 секторах: развитие гражданского общества, управление, здравоохранение, молодежь и образование, миграция и защита и, наконец, поддержка и посредничество в политическом процессе и сфере безопасности.

На этом Евросоюз не намерен останавливаться: в обозримой перспективе Брюссель продолжить оказание всеобъемлющей и адресной поддержки по различным векторам, особенно фокусируя усилия на поддержке институтов гражданского общества и налаживании их диалога с национальными и муниципальными властями. В частности, с марта 2018 года стартовала новая программа ЕС с бюджетом 50 млн евро по поддержке населения на уровне муниципалитетов Ливии с целью укрепления муниципальных институтов и их роли в определении социально-экономических ориентиров и предоставлении централизованных услуг, а также миграционной политики.

Также в приоритетах поддержка сферы здравоохранения, в частности, в таких востребованных секторах как поддержка материнства, предотвращение инфекционных заболеваний, обучение и повышение квалификации медицинского персонала и пр.

Настрой на дальнейшее закрепление своих донорских позиций Евросоюз озвучивал с последнее время с различных международных площадок. В частности, по заявлению верховного комиссара ЕС по внешней политике и безопасности Ф.Могерини 30 апреля с.г. на пресс-конференции по итогам 4-го заседания «квартета» посредников по Ливии, Брюссель нацелен на оказание комплексной, всеобъемлющей поддержки и намерен выделить в ближайшее время 200 млн евро на финансирование пакета программ содействия Ливии. Рефреном в заявлениях Ф.Могерини звучала мысль о том, что не следует отождествлять ливийскую политику Брюсселя исключительно с миграционным сюжетом. Мол, помимо решения проблемы миграции у Евросоюза есть гораздо более широкие и далеко идущие планы поддержки ливийской социально-экономической системы, разумеется, наряду с международной координацией процесса политического урегулирования.

Очевидно, что активная донорская позиция Брюсселя в Ливии обусловлена не только политическими мотивами, но и диктуется сугубо прагматическим интересом. Нужно отметить, что интересы европейских инвесторов и бизнеса к ливийскому рынку растут на фоне медленного восстановления ливийской экономики, демонстрирующей в последние годы 8-10% рост ВВП, даже невзирая на формальную фрагментацию страны и сохранение военно-политической напряженности. Рост экономики происходит во многом за счет наращивания добычи и экспорта нефти, чему заметно способствует относительно благоприятная для Триполи ценовая конъюнктура на мировых энергетических рынках. В 2017 году ежедневная добыча нефти составила 900 тысяч баррелей по сравнению со скромным показателем в 400 тысяч баррелей в 2016 году. В 2018 году прогноз также устойчивый и добыча как минимум сохранится на уровне прошлого года.

Одним из главных вызовов донорской политики Евросоюза в Ливии до недавнего времени считалось отсутствие внутреннего единства и де-факто различие подходов среди стран ЕС к политическому урегулированию и в особенности к вопросу о дальнейших путях развития Ливии. При этом нужно признать, что за последние два-три года Еврокомиссии удалось проделать большую работу, чтобы эти позиции сблизить и выступить единым фронтом, особенно в политическом поле. Здесь страны ЕС едины в подходе и считают важными приоритетами, в частности, обеспечение поддержки ливийским институтам гражданского общества и муниципальным властям, стимулирование национального диалога на всех уровнях и с участием широкого спектра политических сил и неправительственных организаций, реформу сектора безопасности и повышение эффективности пограничных служб по мониторингу миграционных потоков и пр.   В то же время, ясно, что экономические интересы различных европейских игроков, в частности, Франции, Германии и Италии, в Ливии могут существенно расходиться, вплоть до острой конкуренции за ресурсы и другие сферы влияния. Также нет четкого единства среди стран Евросоюза и по различным нюансам миграционной политики в контексте ведущей транзитной роли Ливии для средиземноморской миграции из Ближнего Востока и Африки в Европу.