- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О гуманитарной ситуации в Сирии: апрель 2018 г.

По итогам апреля 2018 года, гуманитарные последствия сирийского конфликта продолжали создавать серьезную угрозу для защиты и безопасности гражданского населения. Без каких-либо кардинальных положительных изменений, основные проблемы в сфере гуманитарного содействия на текущий период оставались все те же – проблема гуманитарного доступа и массовых внутренних перемещений гражданского населения, в том числе масштабная репатриация. Общее число нуждающихся в гуманитарном содействии осталось без изменений – более 13 млн человек. Однако при этом ввиду эскалации насилия и вооруженного конфликта с января выросло число остро нуждающихся, достигнув 5.6 млн человек.

Одной из наиболее актуальных по-прежнему остается проблема ограниченного гуманитарного доступа населения к основным услугам и потокам помощи в силу сохраняющегося вооруженного противостояния. Порядка 2.3 млн сирийцев в настоящее время проживают в районах, куда поступление гуманитарной помощи затруднено в силу объективных причин. При этом, после освобождения Восточной Гуты из блокады было выведено 413 тысяч человек (именно столько находилось в этом анклаве по состоянию на 28 февраля с.г. согласно докладу генерального секретаря ООН в Совет Безопасности).

Важнейшим фактором гуманитарного кризиса с начала текущего года стала новая волна массовых перемещений гражданского населения, как следствие освобождения правительственными силами ранее подконтрольных боевикам территорий в Дамаске (Восточная Гута, лагерь палестинских беженцев Ярмук), а также по итогам вытеснения курдов турецкими силами из сирийского Африна. Также наблюдается возвращение репатриантов в Ракку и Дейр-эз-Зор, несмотря на тяжелейший гуманитарный кризис в этих регионах ввиду отсутствия доступа к базовым социальным услугам и наличия угрозы заминированных территорий и неразорвавшихся взрывчатых веществ. В частности, с января по март текущего года в Ракку вернулось более 100 тысяч беженцев. Количество внутренне перемещенных лиц из сирийского анклава Африн после его занятия Турцией составило 137 тысяч человек. В Восточной Гуте охват помощи по линии гуманитарных организаций ООН составляет 150 тысяч человек (на 12 апреля с.г.).

В совокупности, число массовых внутренних перемещений гражданского населения в Сирии с начала 2018 года достигло 700 тысяч человек. Такой поворот потребовал от ООН переоценки гуманитарных потребностей и пересмотра Плана чрезвычайного реагирования, который на конец апреля с.г. испытывал серьезную проблему недофинансирования. По состоянию на 23 апреля текущего года, гуманитарный план по Сирии был профинансирован всего на 22.8%. Только для покрытия срочных расходов по содействию беженцам в Восточной Гуте ООН потребуется незамедлительно 95 млн долларов США на ближайшие три месяца.

Что касается расстановки приоритетов по секторам гуманитарного содействия, то по состоянию на апрель текущего года в числе основных приоритетов ООН остаются сектор защиты населения, продовольственная безопасности и сельское хозяйство.

Новизной стало наращивание усилий ООН в секторе раннего восстановления (early recovery), что отчасти является позитивным сигналом, символизирующим начало мер по экономической реконструкции Сирии в постконфликтной фазе. Примечательно, что данный сектор работы ООН в 2018 году будет самым востребованным и по охвату бенефициаров – в рамках усилий планируется помочь 14 млн сирийцам в плане создания условий для устойчивого дохода хозяйств, обеспечения доступа к базовым социальных потребностям и услугам и создания равных возможностей для наиболее уязвимых социальных слоев и общин.

На втором месте по приоритетности следуют два других вектора – продовольствие и сельское хозяйство и доступ к водным ресурсам. В рамках этих направлений ООН планирует оказать содействие 10-11 млн сирийцам. Направления взаимосвязанные – доступ к воде и восстановление ирригационных систем позволит выйти на докризисные показатели аграрного производства и таким образом трансформировать нынешнюю зависимость от продовольственной помощи в более устойчивые механизмы продовольственного обеспечения за счет местного аграрного производства.

В секторе здравоохранения ООН окажет поддержку 11 млн сирийцев как в плане предоставления адресной помощи, так и  с прицелом на воссоздание и повышение качества услуг всей национальной системы здравоохранения Сирии.

Важным приоритетом гуманитарной работы ООН в Сирии станет сектор защиты населения. В этом контексте ООН планирует оказание комплексной поддержки 9.7 млн сирийцев по различным трекам – от поддержки в чрезвычайных гуманитарных ситуациях (в частности, в плане защиты от угрозы взрывчатых веществ) до более долгосрочной помощи на уровне местных общин. Важное место в этой работе будет уделено реализации адресных программ помощи детям.

Гуманитарная работа по другим секторам в нынешнем году будет менее приоритетной. Тем не менее, в рамках образовательного сектора будут предприняты шаги по обеспечению безопасного и адекватного доступа к системе образования школьников в возрасте 5-17 лет, а также меры по повышению качества и потенциала сирийской системы национального образования в целом. Охват помощи в секторе образования в текущем году – 4.3 млн человек. В секторе питания фокус внимания – 2.9 млн человек из числа самых уязвимых групп (дети, кормящие матери, беременные женщины).

В целом, как представляется, по итогам первых месяцев текущего года гуманитарные организации ООН были вынуждены пойти на корректировку своей гуманитарной стратегии в Сирии под воздействием ряда обстоятельств.

  1. Значительный рост массовых переселений и освобождение нескольких сот тысяч ранее блокированных боевиками человек, что привело к росту гуманитарных потребностей и необходимости более оперативных и срочных действий.
  2. В контексте постепенного освобождения значительных территорий Сирии от боевиков возникла необходимость поэтапного перехода от чрезвычайного реагирования к более долгосрочной стратегии раннего предупреждения. Разумеется, данные корректировки привели к росту бюджетных потребностей сирийской гуманитарной операции, финансирование которой в условиях сложной политической ситуации является крайне нестабильным и неустойчивым (дефицит бюджета 2018 года – 77% на конец апреля). Многие традиционные доноры напрямую обозначили в качестве предусловия для финансирования гуманитарных потребностей Сирии достижение политического урегулирования, а некоторые — смену нынешней власти в Дамаске. При этом обновленные программы гуманитарного содействия Сирии по линии ООН, как показал секторальный анализ Плана чрезвычайного реагирования-2018, совершенно недвусмысленно предлагают делать все больший упор именно на компоненты долгосрочного реагирования и раннего восстановления в условиях завершения во многих регионах страны острой военной фазы конфликта.