- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых элементах американского плана арабо-израильского урегулирования

На прошлой неделе министр обороны Израиля Авигдор Либерман (лидер партии «Наш дом – Израиль») посетил с официальным визитом США. В ходе этого визита он встречался с верхушкой американских силовых структур: с государственным секретарем по обороне Джеймсом Норманом Мэттисом, с советником президента по национальной безопасности Джоном Робертом Болтоном, а также с командованием Генерального штаба Армии США. Помимо этого, министр обороны Израиля встречался в Вашингтоне со специальным советником президента США Дональда Трампа на Ближнем Востоке Джейсоном Гринблатом и с Джерадом Кушнером, зятем президента и его советником по Ближнему Востоку.

Сам по себе этот визит прошел предельно тихо, без каких-либо кричащих заголовков. На прошлой неделе о нем лишь вскользь было упомянуто в израильских СМИ. Однако в  пятницу утром израильская газета «Маарив» (а вслед за нею и другие израильские СМИ) сообщила, что в ходе упомянутого визита министра обороны Авигдора Либермана в США ему была представлена часть элементов плана арабо-израильского урегулирования, разработанного администрацией президента Дональда Трампа. Как было сообщено, этот план в частности «включает в себя значительные уступки со стороны Государства Израиль».

О каких конкретно уступках идет речь, пока ничего не сообщается, за исключением того, что на первом этапе предполагаемого урегулирования, согласно этому плану, Государство Израиль должно будет отказаться от четырех арабских кварталов, ныне являющихся частью его столицы, города Иерусалима: Шуафата, Джабель-Мукабера, Исавии и Абу-Диса. Они должны быть переданы под контроль Палестинской национальной администрации (ПНА). Представляется целесообразным отдельно описать ситуацию с каждым из названных иерусалимских арабских кварталов:

  1. Шуафат: На севере Иерусалима есть два квартала под таким названием. Один из них – собственно квартал Шуафат, второй – лагерь беженцев Шуафат, единственный лагерь беженцев, включенный в городскую черту Иерусалима. Крайне сомнительно, что речь идет о собственно Шуафате. Это весьма зажиточный и хорошо интегрированный в жизнь израильской столицы квартал. Через него проходит трамвайная линия, соединяющая с центром Иерусалима его удаленные северные еврейские кварталы – Неве-Яаков и Писгат-Зеев. Передача собственно Шуафата под контроль ПНА крайне усложнит их связь с центром города. Расположенный к востоку от собственно Шуафата лагерь беженцев Шуафат – дело другое. Это крайне проблемное место с чрезвычайно высоким уровнем преступности. В 2011 году лагерь беженцев Шуафат был отделен от остального Иерусалима бетонной «разделительной стеной». Израильская полиция не заходит в него без сопровождения бойцов Пограничной стражи (МАГАВ). Палестинская полиция не заходит в него вообще, поскольку не имеет на это права, согласно Норвежским соглашениям середины 1990-х годов. Соответственно лагерь беженцев практически не контролируется никакими властями. Достаточно сказать, что никто толком не знает, сколько там проживает людей: по официальным данным Иерусалимского муниципалитета – 8 тысяч (из них чуть больше половины зарегистрированы в качестве беженцев и членов их семей), согласно максимальным оценкам – 20 тысяч. Большинство из них имеет статус постоянных жителей Израиля, но есть и жители, имеющие только документы ПНА.
  2. Джабель-Мукабер: Это включенная в состав Иерусалима и расположенная на его юго-восточной окраине бывшая деревня, основанная осевшим бедуинским племенем Араб а-Савахра. Население квартала Джабель-Мукабер составляет по официальным данным за 2016 год около 29500 человек. Этот квартал вплотную примыкает к большому еврейскому кварталу Армон га-Нецив (Тальпиот-Мизрах). Внутри Джабель-Мукабера находится еврейский микрорайон Ноф-Цион, в котором проживает более 90 семей и имеются еще незастроенные земельные участки, принадлежащие евреям. Необходимо отметить, что за последние полтора десятилетия из Джабель-Мукабера неоднократно выходили террористы (главным образом связанные с движением ФАТХ), в результате действий которых были убиты и ранены десятки евреев.
  3. Исавия: Бывшая деревня, включенная в муниципальные границы Иерусалима после Шестидневной войны 1967 года. Вплотную прилегает к кампусу Еврейского Университета и к больнице «Хадасса» на горе Скопус в северо-восточной части Иерусалима. Граничит с еврейским кварталом Га-гива га-царфатит. Население, согласно официальным данным за 2014 год, составляло 13571 человек.
  4. Абу-Диc: Речь идет о включенной в муниципальные границы Иерусалима западной окраине городка Абу-Дис, расположенного непосредственно к востоку от столицы Израиля. Большая его часть на сегодняшний день представляет собой, согласно Норвежским соглашениям, зону В, то есть находится под гражданским контролем ПНА, но под военным контролем Израиля. В контролируемой ПНА части Абу-Диса проживает, согласно оценке, около 12 тысяч человек. Из-за близости Абу-Диса к Иерусалиму ПНА попыталась открыть в нем в начале 2000х годов Палестинский парламент, однако эта попытка было сорвана ЦАХАЛом. В контролируемой ПНА части Абу-Диса находится кампус арабского Университета Аль-Кудс. Еще со времен британского владычества (с 1925 года) в Абу-Дисе имеются обширные земельные участки, принадлежащие евреям. Большая часть этих земель сейчас контролируется ПНА. Западная окраина Абу-Диса входит в состав муниципальной территории Иерусалима и отделена от основной части Абу-Диса «разделительной стеной». Арабские жители западной окраины Абу-Диса имеют статус «постоянных жителей Израиля». С 2004 года в этой части Абу-Диса проживают несколько еврейских семей, поселившихся в домах, купленных у арабов американским еврейским филантропом Ирвингом Московичем (1928-2016). В 2012 году мэр Иерусалим Нир Баркат начал продвижение планов строительства в западной части Абу-Диса, на землях, принадлежащих евреям, 300 единиц жилья.

Как было сообщено в израильских СМИ, за эти (и, видимо, дополнительные) уступки американская администрация обещает еврейскому государству неограниченную поддержку во всем, что касается борьбы против иранской ядерной угрозы  — а, надо полагать, это и был основной вопрос, обсуждавшийся министром обороны Авигдором Либерманом в Вашингтоне. Среди прочего, США предоставят Израилю широкую поддержку в международных форумах, если он решит напрямую действовать против Ирана. Нет сомнения, что в результате этого Израиль столкнется с волной осуждений в международных организациях, прежде всего, в ООН. В дополнение к этому – что представляется более существенным – американская администрация предоставит Израилю существенную военную поддержку, в том числе поставками новейших вооружений, в случае начала полномасштабной войны с Ираном.

Что же касается уступок в Иерусалиме, о которых речь шла выше, то, подводя итог, представляется возможным высказать следующие соображения:

  1. Предлагаемых американцами уступок недостаточно, чтобы удовлетворить аппетиты нынешнего руководства ПНА. Речь идет лишь о нескольких периферийных и абсолютно непрестижных кварталах. Речи о таких престижных иерусалимских арабских кварталах типа Шейх-Джараха и о Старом городе с его святынями нет. Подавляющее большинство арабского населения Иерусалима оставляется под контролем Израиля. Это всего лишь своего лишь повод утверждать, что столица ПНА/Палестинского арабского государства находится в Восточном Иерусалиме. Крайне сомнительно, чтобы Махмуд Аббас и его окружение согласились на такую сделку.
  2. Для того, чтобы пойти навстречу такому американскому плану, израильскому правительству потребуется получить согласие Кнессета на изменение действующего закона, определяющего муниципальные границы Иерусалима. А согласие на такие уступки (пожалуй, за исключением уступки лагеря беженцев Шуафат) получить будет сложно. Джабель-Мукабер и Исавия слишком плотно прилегают к еврейским кварталам и учреждениям для того, чтобы их передача под контроль ПНА не превратилась бы в реальную угрозу для еврейского Иерусалима. Что же касается Абу-Диса, то тут речь идет о принадлежащей евреям (не государству, а именно частным владельцам) недвижимости.
  3. Живущие в лагере беженцев Шуафат, в Джабель-Мукабере, Исавии и Абу-Дисе арабы, имеющие удостоверения постоянных жителей Израиля, высоко их ценят (из-за предоставляемых ими социальных и финансовых прав) и не захотят их лишиться. При попытке передать упомянутые кварталы под контроль ПНА неизбежно возникнет поток арабов, переселяющихся из них в остающиеся под контролем Государства Израиль части Иерусалима. Таким образом, с точки зрения израильтян реализация предложенного американцами плана лишь усложнит ситуацию.

В свете сказанного представляется сомнительным, что предлагаемый нынешней американской администрацией план арабо-израильского урегулирования в той его части, которая касается Иерусалима, может быть осуществлен в описанном выше виде.