- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Правительство Эритреи обвинило Судан, Эфиопию и Катар в дестабилизации ситуации в стране

Правительство Эритреи в понедельник 14 мая вновь подтвердило свои обвинения о том, что Судан, Эфиопия и Катар оказывают поддержку оппозиционным джихадистским группам в целях дестабилизации безопасности в стране Африканского Рога. «Во время визита премьер-министра Демократической Федеративной Республики Эфиопии в Хартум две недели назад обе стороны согласились оказать необходимую поддержку тому, что они назвали «Эритрейским сопротивлением», всеми средствами, которые позволяют им выполнять возложенные на них задачи, позволяя им свободно перемещаться вдоль совместной границы», — говорится в пресс-релизе эритрейского Министерства информации в понедельник. «С этой целью генерал-майор Хамди Аль-Мустафа из суданского правительства и консул по имени Бурхан в посольстве Эфиопии в Хартуме были назначены для осуществления усилий по координации деятельности организаций джихадистов наряду с финансированием Катара», — добавил пресс-релиз. В марте прошлого года Министерство информации Эритреи обвинило Судан и Катар в создании военного учебного лагеря для эритрейской оппозиционной группы во главе с исламистом Мухаммедом Джуммой. Кроме того, Асмэра заявила, что Доха предоставила Судану три истребителя МиГ  и финансировала объединенные суданско-эфиопские силы, развернутые вдоль границы с Суданом. Однако Хартум отверг эти обвинения, заявив, что они являются «сфабрикованными и необоснованными претензиями». В этой ситуации стоит отделить «мух от котлет». Напомним, что активизация военных приготовлений (в том числе и в рамках «тайной войны» в формате подготовки и стимулирования эритрейских мусульманских групп, а 50 процентов населения Эритреи — это сунниты) началась со стороны суданцев и эфиопов в начале года после того, как в Эритрее появились египетские военные. Это было расценено и суданцами (особенно с учетом обострения старого территориального спора с АРЕ) и особенно Эфиопией (в связи с противоречиями с Каиром в отношении строительства плотины «Возрождение» на Голубом Ниле), как прямая угроза своей национальной безопасности. Египтяне же пошли на такой шаг исключительно в рамках попыток сдержать растущую турецко-катарскую активность в Судане в рамках планов строительства военной базы в Суакине на берегу Красного моря. Напомним также, что сторонам удалось разрешить этот кризис мирным путем достижения договоренности о выходе египтян из Эритреи и демилитаризации совместных границ. Тем не менее, даже после деэскалации кризиса спецслужбы Судана при поддержке катарцев с точки зрения прежде всего финансирования (Доха профинансировала ремонт трех самолетов МиГ, а не поставила их) продолжают держать эти группы «под ружьем», что и вызывает беспокойство в Асмэре. Впрочем надо отдавать себе отчет, что эритрейцы также не остановили тренировку антихартумских групп на своей территории.
Теперь о визите эфиопского премьера в Хартум и темах, которые на них обсуждали. Премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед Али находился в Хартуме 2 и 3 мая, предварительно согласовав сроки и темы еще в апреле. Основной темой консультаций было обсуждение просьбы Аддис-Абебы к Хартуму отвести суданские войска, которые в настоящее время развернуты вдоль эфиопской границы. За два дня до этой встречи жители провинции Гондар вблизи суданской границы провели несколько манифестаций, во время которых публично критиковали нового премьера за «вялость» Аддис-Абебы в вопросе урегулирования пограничного спора с Хартумом и призывали защитить их пастбища и свободу передвижения. Согласно нашим источникам, Омар аль-Башир признал претензии Эфиопии, но в ответ потребовал, чтобы Эфиопия провела демаркацию границ, которую она откладывает из-за земельного спора в суданском районе Аль-Фашага. Премьер-министр Эфиопии согласился с этой просьбой. Таким образом две стороны решали вопросы не совместных усилий на ниве поддержки оппозиционных эритрейских групп, а насущные вопросы своих скотоводов, которые традиционно возникают в рамках сезонных перегонов скота на новые пастбища. И обозначенные в эритрейском релизе должностные лица с обеих сторон призваны решать как раз эту тему.
В этой связи новые обвинения Асмэры (и стоящих за ней Каира и Абу-Даби) надо рассматривать исключительно в контексте новой публичной активизации катарского присутствия в Суакине. 14 мая министр транспорта, дорог и мостов Судана Маккави Мухаммед Авад и министр транспорта и коммуникаций Катара Джассим Саиф Ахмед аль-Сулейти обсудили ход реализации соглашения о развитии порта Суакин в восточном Судане на Красном море. В марте прошлого года Судан и Катар подписали соглашение о партнерстве на сумму 4,0 млрд долларов для развития и управления портом Суакин в восточном Судане на Красном море. В ходе встречи, которая состоялась в Дохе в понедельник, министры обсудили инвестиционные возможности между двумя странами в различных областях транспорта, включая порты, авиацию и морское судоходство, а также пути содействия транзитной торговле для соседних стран, а также развитие торговли в свободной зоне порта Суакин. Были предметно обсуждены и вопросы создания портовой инфраструктуры Суакина для активизации его деятельности и превращения в главные торговые ворота региона. По итогам консультаций суданский министр подчеркнул, что порт Суакин считается стратегическим проектом не только для Судана, но и для всего региона, высоко оценив постоянную поддержку Катара Судану. Со своей стороны, аль-Сулейти поблагодарил суданское правительство за «неограниченное сотрудничество и большое содействие», которое оно оказало в ходе осуществления первого этапа развития порта Суакин, подчеркнув прочность двусторонних отношений между Катаром и Суданом. Проект порта Суакин планируется завершить к 2020 году, и он обойдется в 4 млрд долларов, из которых 500 млн долларов покроет первый этап. Катар будет финансировать проект, но Судан будет держать 51% своих акций, в то время как Катар получит 49%. Проект включает в себя свободную зону, а также инфраструктуру морского порта. Если брать шире — то это является серьезной попыткой со стороны Хартума и Дохи создать серьезного конкурента для эмиратовских аналогичных проектов в регионе Африканского Рога, что является на сегодня основой региональной стратегии ОАЭ при поддержке АРЕ. Вот собственно отсюда и все раздраженные комментарии Асмэры.