- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О 18-й Герцлийской конференции: вопросы национальной безопасности Израиля. Часть 3

На одном из круглых столов 18-й Герцлийской конференции обсуждалась гонка вооружений в ближневосточном регионе. Бывшие руководители и высокопоставленные представители израильских силовых ведомств разбирали ситуацию явного усиления военного потенциала Египта с точки зрения  угрозы безопасности Израилю.

В своем исследовании «Гонка вооружений на Ближнем Востоке – основные вызовы для Израиля» по теме круглого стола  Шауль Шай (директор исследовательской группы Междисциплинарного центра в Грецлии), Одед Брош (старший научный сотрудник Института политики и стратегии, МЦГ) и Яир Проймович (полковник в запасе, военная разведка) анализируют военное усиление Египта за последние годы[i] [1].

Армия была основной политической и экономической силой в Египте со времен Июльской революции («революции офицеров») в 1952 году. В 2012 году, после событий «арабской весны» и избрания Мухаммеда Мурси – президента от «Братьев-мусульман» –  армия на время утратила свои прежние позиции. В июле 2013 года египетское армейское руководство во главе с генералом Абдель Фаттахом ас-Сиси свергло Мурси и вернулось к власти. Египетским военачальникам удалось избежать использования массированной вооруженной силы против демонстрантов на площади Тахрир во время событий арабской весны, и большая часть египетского общества воспринимает армию в качестве легитимной силы, обеспечивающей безопасность и стабильность Египта.

В годы правления президента А.Ф.ас-Сиси основная задача армии заключалась в борьбе с исламистскими группировками на Синайском полуострове, в предотвращении проникновения террористов и контрабанды оружия из соседней Ливии и Судана. Египет также является членом коалиции во главе с Саудовской Аравией, сражающейся с повстанцами-хоуситами в Йемене, которые поддерживаются Ираном. Главный вклад Египта в эту кампанию заключается в отправке военных кораблей, осуществляющих оперативную деятельность в Баб эль-Мандебском проливе. Этот район считается стратегически важным для Египта.

У Египта в настоящее время благоприятная геостратегическая ситуация. У него нет никакой стратегической угрозы со стороны соседних государств: Каир находится в состоянии мира с Израилем с 1979 года, Ливия после падения режима Каддафи погрязла в гражданской войне и ее армия распалась, а Судан, несмотря на наличие разногласий с Египтом по ряду вопросов, ему не опасен.

После подписания мирного договора с Израилем Египет получает экономическую и военную помощь со стороны Соединенных Штатов, а с начала 1980-х годов Вашингтон поставляет большую часть военной техники для египетской армии. В период правления президента А.Ф.ас-Сиси начинается ускоренная модернизация армии Египта и закупка большого количества передового вооружения от разных производителей. Помимо приобретения оружия Египет также вкладывает значительные средства в подготовку армии, улучшение ее боевых возможностей и создание военных объектов, баз и создание инфраструктуры, которые призваны удовлетворить ее военные потребности. Все это делается, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране.

С момента заключения мира с Израилем Египет пользовался ежегодной военной помощью США в размере 3,1 млрд долларов и экономической поддержкой в размере 250 млн долларов в год. В 2013 году администрация Б.Обамы в связи со свержением президента Мурси заморозила поставки оружия в Египет. Американо-египетские отношения улучшились после избрания президентом АРЕ А.Ф.ас-Сиси, однако все равно оставались прохладными. Заморозка поставок оружия из США в Египет подтолкнула президента А.Ф.ас-Сиси к разработке стратегии диверсификации источников закупки оружия, с тем, чтобы избежать зависимости от одного поставщика.

После избрания Д.Трампа на пост президента Соединенных Штатов отношения между двумя странами улучшились, но в 2017 году Египет был удивлен решением США отложить перевод 300 млн долларов экономической и военной помощи. Белый дом объяснил свой шаг наличием претензий к выполнению Египтом требований исправить ситуацию с правами человека в стране. При том время для такого решения – накануне прибытия высокопоставленной делегации из Соединенных Штатов для встречи с президентом А.Ф.ас-Сиси с задачей продвижения мирного процесса между Израилем и палестинцами и за несколько недель до широкомасштабного совместного американо-египетского военного учения – заставило египетское руководство задуматься о степени согласованности позиций внутри американской администрации. Кроме того, президент Трамп вскоре после принятия этого решения позвонил ас-Сиси и выразил намерение продолжать укрепление отношений между двумя странами. Этот случай только усилил решимость египетского президента искать других поставщиков оружия.

Несмотря на это решение, большинство систем вооружений Египта все еще производится в Соединенных Штатах, и в ближайшие годы эта ситуация не претерпит существенных изменений. Однако сама тенденция на замену поставщиков вооружений является сигналом для США к тому, что его способность оказывать давление на Египет ограничивается, и в дальнейшем будет уменьшаться.

Стратегия диверсификации источников поставки вооружений осуществляется Египтом в двух направлениях, которые дополняют друг друга:

В течение нескольких десятилетий Египет проводит политику, направленную на развитие производства оружия, необходимого египетской армии. Эта тенденция набирает обороты в последние годы, когда разрешение на сборку или производство вооружения в Египте зачастую является условием его приобретения.

Египет разработал промышленную и технологическую инфраструктуру, которая позволяет ему выпускать большое количество необходимых видов боеприпасов, собирать и модернизировать танки, переделывать буксируемую артиллерию в самоходную, производить бронемашины, противотанковые ракеты и строить военные корабли в Александрии.

Решение Египта о закупке военной техники того или иного государства обусловливается несколькими соображениями, в том числе политическими интересами, военными потребностями, качеством оборудования по сравнению с аналогичными системами вооружений, стоимостью и вариантами финансирования. Основными поставщиками оружия в Египет, помимо Соединенных Штатов, являются Франция, Россия, Германия и, в меньшей степени, Китай. Решение Египта о диверсификации источников закупки военной техники имеет ряд существенных ограничений:

Бюджет. Большая часть военной техники была закуплена в США за счет средств, выделенных в рамках американской помощи Египту, а потому не легла тяжелым бременем на слабую египетскую экономику. Покупка снаряжения в России и странах ЕС осуществляется за счет денег из египетского бюджета или с помощью займов, предоставляемых странами-продавцами. Погашение этих кредитов серьезно сказывается на состоянии египетской экономики.

Разнообразие видов оружия требует различных систем подготовки и квалификации личного состава для ее эксплуатации, что приводит к увеличению расходов со стороны Египта. Каир также должен увеличить типы систем технического обслуживания и складов запасных частей, которые затрудняют армии выполнять задачи, а также осложняют материально-техническое обеспечение.

Характеристики египетских военных закупок.

На вооружении ВВС Египта в настоящее время находится 220 истребителей F-16 американского производства, причем около 180 из них являются модернизированными моделями. Последняя сделка по приобретению 20 усовершенствованных F-16 «Блок 52» была завершена в 2015 году. В 2014 году Египет также приобрел у Соединенных Штатов 10 вертолетов Apache, доведя количество этих вертолетов в египетских ВВС до 46 единиц.

В 2014 году Египет подписал соглашение с Россией о покупке 50 ед. МИГ-29. Поставка этих самолетов началась в сентябре 2017 года и, как ожидается, завершится в 2020 году. Сделка оценивается в 5,3 млрд долларов и, вероятно, финансируется Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Египет приобрел 46 боевых вертолетов Ка-52 в России для их использования на вертолетоносцах «Мистраль», которые Египет купил у Франции. 15 вертолетов были доставлены в Египет в 2017 году.

В 2015 году Египет подписал соглашение с Францией о приобретении 24 истребителей «Рафаль», стоимость половины сделки финансируется французскими банками, а остальное выплачивает Египет. Двенадцать самолетов уже были доставлены в Египет. Между странами начались переговоры о приобретении Египтом дополнительных самолетов такого типа.

Египет приобрел в Китае не известное количество вооруженных беспилотных летательных аппаратов Loong Wing  («Крыло дракона»), которые используются для сбора разведданных и атаки на объекты ИГ на Синайском полуострове. Эти БПЛА были идентифицированы в аэропорту Бир-Гафгафа.

Сухопутные войска Египта. Большинство действующих танков египетской армии произведены в США, включая 1700 устаревших моделей танков М-60, которые были модернизированы в Египте, и 1360 усовершенствованных танков М1 «Абрамс», некоторые из которых были собраны в Египте. 125 танков такого типа поступили на вооружение египетской армии в 2015 году.

Египет, по-видимому, подписал контракт с Россией на поставку 1000 танков Т-90, половина из которых будет поставляться в Египет, а половина из них будет собираться на египетском «заводе 200».

В период между 2016 и 2017 годами Египет купил у Соединенных Штатов 762 бронетранспортера (MRAP). Эти бронемашины успешно эксплуатировались армией США в Афганистане и Ираке, и эти новые перевозчики использовались египетской армией в борьбе с террористами на Синае.

Египет также подписал контракт на поставку 50 бронированных военных джипов последней модели ВПК–Тигр ГАЗ–233136 (VPK–Tiger GAZ–233136) для своих полицейских сил. Египет нуждается в бронированных джипах в связи с многочисленными потерями в борьбе с террористическими организациями на Синае. Подрывы по боковым сторонам патрульных транспортных средств являются основной причиной их повреждения, поэтому необходимо заменить эти транспортные средства на модели, которые будут более устойчивы в случаях таких повреждений.

В настоящее время Египет рассматривает вопрос о приобретении новых мобильных пушек, предназначенных для замены устаревшей американской модели M109. В египетской армии до сих пор находятся в эксплуатации старые советские орудия на прицепах, которые устанавливаются на танках или грузовиках. Самоходные артиллерийские орудия, которые сегодня находятся на рассмотрении, производятся в России, Южной Корее, Южной Африке и Франции. На данный момент не понятно, какой выбор сделают египтяне.

ПВО. Египет приобрел у России систему противовоздушной обороны «Антей–2500» ,экспортный вариант российской системы С-300 ВМ.  Система способна перехватывать самолеты и ракеты. Три батальона ПВО египетской армии будут управлять системой, способной поражать цели на дальности до 200 км и максимальной высотой перехвата около 30 км. Первые системы этого образца были поставлены в Египет в середине 2017 года. В последние годы Египет также приобрел у России  системы противовоздушной обороны средней и малой дальности «Бук-M2Э» и TOR-1/TOR-2.

ВМФ Египта. Египет уделяет первоочередное внимание модернизации и укреплению своего флота. В последние годы Каир приобрел множество современных судов из разных стран. Египет задействует свой флот на Средиземном и Красном морях.

В 2014 году Египет и Франция подписали контракт на покупку четырех корветов Gowind–2500. Первый корвет была поставлен египетскому флоту в октябре 2017 года, а остальные корветы будут построены на верфи в Александрии.

В 2015 году Египет приобрел у Франции фрегат FREMM (Fregates European Multi-Mission), поставленный в Египет в том же году. Египет купил два вертолетоносца BPC–210 (LHD BPC) у Mistral Amphibious Class Mistral, которые вошли в состав египетского флота в 2017 году. Корабли были заказаны Россией, но Франция отменила их поставку в Россию в рамках международных санкций, введенных в отношении Москвы «после аннексии Крыма». Франция выплатила компенсацию России, а затем продала их Египту. Эти суда могут перевозить шестнадцать вертолетов Ка-52, танковый и пехотный батальон. «Мистрали» оборудованы тремя площадками, расположенными в трюме, для спуска тяжелой техники на берег.

Египет купил у Германии четыре подводных лодки (209/1400), по характеристикам похожие на подводные лодки «Дольфин» израильских военно-морских сил. Ожидается, что они заменят устаревшие подлодки китайского производства «Ромео», эксплуатируемые египетским военно-морским флотом с 1980-х годов. Две подводные лодки по этому контракту были доставлены в Египет и введены в эксплуатацию.

Россия в августе 2015 года продала Египту катер Р-32 по проекту 12421 «Молния». Корабль оснащен усовершенствованным противокорабельным ракетным комплексом «Москит» (SS-N-22 Sunburn). Скорость полета ракеты превышает 2 Маха и радиус действия 120 км.

Южная Корея передала Египту в октябре 2017 года корвет типа Pohang, списанный после службы в корейском флоте.

Египетская армия во время правления президента А.Ф.ас-Сиси укрепляется, модернизируется и пользуется высоким приоритетом в распределении ресурсов из скудного бюджета страны. Египетская армия должна бороться с терроризмом на Синайском полуострове, защищать границы с Суданом и Ливией от проникновения террористов и контрабанды оружия. Однако краткий обзор видов оружия, приобретенного Египтом, указывает на то, что некоторые из них не предназначены для борьбы с терроризмом. Выделяется несколько основных причин для наращивания военного потенциала Египта:

Рассматривая военное наращивание, необходимо различать возможности и намерения. Что касается намерений, можно предположить, что Египет в настоящее время имеет стратегический интерес к поддержанию мирного соглашения с Израилем и продолжению сотрудничества с ним в борьбе с терроризмом. Что касается военных возможностей, то Египет наращивает их до уровня угроз, исходящих от возможностей ЦАХАЛа.

Ключевым моментом для израильских экспертов является то, что оружие, приобретенное Египтом, по большей части, может использоваться как для борьбы с терроризмом, так и для будущих военных действий с применением обычных видов оружия.

[i] [2] Шауль Шай, Одед Брош, Яир Проймович, Гонка вооружений на Ближнем Востоке – основные вызовы для Израиля // Материалы 18-й Герцлийской конференции. Май 2018. URL:  https://www.idc.ac.il/en/research/ips/2018/Documents/Himush_Full2.5.18.pdf [3] (на иврите)