- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Джибути привлекает Китай и Эфиопию для противостояния с КСА и ОАЭ

Народно-освободительная армия Китая (НОАК) начала строительство морского причала в пункте материально-технического обеспечения ВМС в Джибути. Об этом в четверг сообщил информационный портал «Сина». По его данным, строительство началось в мае и ведется с высокими темпами. Менее чем за месяц длина пирса была увеличена до 330 метров. По оценке портала, после завершения работ общая длина пристани может достичь около 450 метров. Такое сооружение сделает возможной швартовку эсминцев и крупных судов обеспечения ВМС НОАК. Как ранее заявляло Министерство обороны КНР, создаваемая в Джибути инфраструктура будет использоваться для обеспечения отдыха экипажей, комплектования и материального снабжения китайских кораблей, выполняющих задачи по охране судов и поддержанию мира, а также гуманитарно-спасательных и антипиратских миссий в Аденском заливе и водах у берегов Сомали. Пункт материально-технического обеспечения ВМС НОАК официально начал функционировать в августе 2017 года и стал первой военной базой Китая за рубежом. Площадь базы составляет около 36 гектаров. На территории построены штаб, казармы, ангары для хранения и обслуживания техники, вертолетные площадки, а также масштабная система подземных сооружений общей площадью до 23 тысяч кв. метров. По оценкам СМИ, на базе постоянно дислоцирован один батальон морской пехоты, однако при необходимости контингент может быть расширен до нескольких тысяч военнослужащих. Таким образом, военное присутствие КНР в зоне Африканского Рога начинает приобретать все более четкие очертания. И в данном случае этот момент надо рассматривать прежде всего как явное поражение ОАЭ и КСА в рамках своих попыток закрепить свое присутствие в Джибути. Напомним, что  Джибути находится на восточном побережье Африки и занимает стратегическое положение между Суэцким каналом и Аденским заливом на пересечении важнейших морских торговых путей. В настоящее время в республике функционируют военные базы США, Франции и Японии. Кроме того, в декабре прошлого года власти Джибути дали добро на строительство на своей территории военной базы Саудовской Аравии. Этому предшествовал серьезный кризис в отношениях между ОАЭ и Джибути в отношении судьбы контейнерного порта Doraleh в Джибути, оператором которого должна была выступить эмиратская компания  DP World. Та самая, которая используется Абу-Даби для установления своего контроля над основными портовыми мощностями в регионе Африканского Рога и которая сейчас является владельцем бывшей военной базы ВМС СССР в Бербере в Сомалиленде. С учетом нынешнего развития ситуации с активизацией китайского бизнеса и военных в Джибути, судьба саудовской военной базы, которая по идее должна была стать альтернативой эмиратской, подвисла. Ровно за две недели  до объявления начала строительства китайскими военными морской инфраструктуры в порту Джибути, власти этой страны аннулировали контракт эмиратской фирмы DP World на управление контейнерным терминалом Doraleh в своем порту, и эта ситуация породила серьезный кризис отношений между Джибути и Эфиопией — с одной стороны, и КСА и ОАЭ — с другой.   Сразу же после аннулирования контракта с эмиратской фирмой власти КСА оказали на Джибути беспрецедентный нажим. Вернее, сделали такую попытку.  Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман через своего посла в Джибути Абдул Азиза Абдаллу Дауда открыто угрожал президенту Джибути  Исмаилу Омару Гелле ответными действиями, если он будет упорствовать в проведении жесткой линии в отношении эмиратского оператора порта. В качестве ответных мер, которые предусматриваются Эр-Риядом, является отказ в выдаче въездных виз или продления разрешений на работу граждан Джибути. Еще одна санкция — эмбарго импорта живого скота Джибути в КСА. При этом Джибути уже выплатило 70 млн долларов США китайской China Civil Engineering Construction Corp для строительства   портового терминала, который специализируется именно на этом виде экспорта, в Дамержоге. Но в данном случае этот объем экспорта были готовы поглотить злейший антагонист КСА и ОАЭ в лице Катара. Доха также обязалась серьезно вложиться в экономику Джибути, что безусловно усилило позиции джибутийцев в рамках их конфликта с КСА и ОАЭ.  Порт в Джибути является прямым конкурентом порта,  который в настоящее время строится (и который будет управляться) DP World в Бербере в Сомалиленде. И власти Джибути в общем-то приняли вызов, о чем свидетельствует нынешнее разрешение китайцам на строительство своей военной базы. Одновременно власти Джибути приняли решение о широком участии эфиопского государственного капитала во владении   контейнерным терминалом Doraleh. Это означает по факту, что Джибути отказалось подчиниться диктату аравийский монархий и в качестве ответных шагов продемонстрировало линию на укрепление военного и экономического сотрудничества с их прямыми конкурентами в лице китайцев и эфиопов. В лице первых джибутийцы получают очень достойного с экономической и военной точки зрения покровителя и партнера. Особую пикантность этой ситуации придает и тот факт, что под угрозой международных исков в отношении своей сделки по приобретению базы в Бербере со стороны официального Могадишо, Абу-Даби решило два месяца назад пойти на допуск эфиопского капитала во владение этой базой. Таким образом, ОАЭ пытались минимизировать риски международного арбитража, заручившись поддержкой Аддис-Абебы, которая полагает Сомалиленд зоной своих национальных интересов.  С учетом нынешнего обострения ситуации вокруг порта в Джибути ОАЭ рискуют получить в лице Эфиопии не союзника, а противника. И в общем-то реверансы джибутийцев в рамках привлечения в свою портовую экономику китайцев и эфиопов надо рассматривать как жесткий ответ на все претензии Эр-Рияда в рамках угрозы объявления ими торговой войны. По оценке экспертов, эти шаги Джибути безусловно охладят воинственный пыл Саудовской Аравии в рамках поддержки своего союзника в лице ОАЭ и заставят  пойти, если не на попятную, то, по крайней мере, воздержаться от резких шагов в рамках экономических рестрикций.