- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможностях и перспективах сотрудничества России и Индии в Афганистане

21 мая в Сочи состоялась встреча глав России и Индии Владимира Путина и Нарендры  Моди. Лидеры в неформальной обстановке обменялись мнениями по широкому кругу проблем, в число которых вошла и обстановка в Исламской Республике Афганистан. Как было официально объявлено МИД Индии, «стороны договорились о совместной работе на данном направлении». Спустя три дня влиятельная индийская газета The Indian Express со ссылкой на источники сообщила, что «впервые в истории Индия и Россия начнут сотрудничество над общим проектом в Афганистане». «После шести часов беседы один на один между премьер-министром Нарендрой Моди и президентом России Владимиром Путиным в Сочи, Нью-Дели и Москва планируют сотрудничество в новой области: в Афганистане. Это первый раз, когда обе страны возьмутся за совместный проект в секторе развития Афганистана. Это имеет отношение и к недавнему неформальному саммиту в Китае, где Си Цзиньпин предложил Моди сотрудничество в Афганистане. В Сочи индийский лидер решил взять инициативу на себя и сделать предложение президенту Путину», — пишет индийская пресса. Источники сообщили, что Моди предложил идею совместного проекта в Афганистане, которую Путин с радостью принял. «В отличие от Китая, где Си предложил проект в Афганистане, здесь Моди взял на себя инициативу», — сказал источник индийской газете. Далее местная пресса делает справедливый вывод, который заключается в том, что в преддверии процессов, связанных с контактами с движением «Талибан», и призывами России к США начать диалог с талибами, возможность сотрудничества Москвы и Нью-Дели имеет особое значение.

Российско-индийские отношения традиционно имеют дружественный и партнерский характер. Связи начали развиваться еще с 1950-х. годов, с момента приобретения Индией независимости от Британской Империи. В 1955 году состоялся исторический визит индийского лидера  Джавахарлала Неру в Москву, позже с ответным визитом в Индию отправился Никита Хрущев. СССР исторически рассматривал отношения с Индией не только как возможность сближения со страной-лидером Третьего мира, но и видел потенциал экономических связей с второй по населенности страной мира с колоссальным потенциалом развития. Современный этап развития двусторонних отношений еще больше укрепил российско-индийские связи. Достаточно отметить, что Россия является одним из крупнейших поставщиков новейшего вооружения Индии, а та, в свою очередь, является вторым крупнейшим покупателем российской техники (после Алжира). По экспорту оружия Россия традиционно занимает второе место в мире. Сегодня рынок вооружений и военной техники поделен следующим образом: США — 33%, РФ – 23%, Китай — 6,2%, Франция — 6%. Пятерка главных заказчиков российской техники выглядит следующим образом: Алжир (28%), Индия (17%), Китай (11%), Египет — (9%), Ирак (6%). Кроме того, на протяжении долгого времени именно Индия являлась главным импортером российского оружия. Москва и Нью-Дели входят в Шанхайскую организацию сотрудничества. Также страны сотрудничают в рамках конгломерата стран с развивающимися экономиками — БРИКС. Индия, несмотря на тесное сближение с Западом, не стала принимать участия в кампании давления на Россию по средствам экономических санкций, которая была начата США в 2014 году. Отношения между лидерами двух стран традиционно подчеркнуто доверительные и дружественные.  Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что двусторонние отношения находятся на высоком уровне и достаточно активно развиваются.

Афганская тема имеет особое значение для Индии. Находясь в постоянном стратегическом конфликте с соседним Пакистаном, Нью-Дели рассматривает Афганистан, окружающий с запада Исламабад, как потенциального близкого партнера и геополитического союзника. Тем более индийские специалисты прекрасно знают историю этого региона и осведомлены во все детали сложных и конфликтных отношений между Кабулом и Исламабадом и пуштунским вопросом, который не решен до сих пор. Исторически позиции России и Индии на афганскую политику были близки. Особенно это касается периода 1990-х. годов. Почти сразу после вывода войск СССР из Афганистана в стране вспыхнула кровопролитная гражданская война, которая закончилась падением и крахом социалистического правительства Наджибулы. Разрозненные силы моджахедов одержали победу над правительством Афганистана, которое лишилось поддержки после крушения СССР и благодаря отсутствию политической воли нового российского руководства (справедливости скажем, что отсутствовали и финансовые возможности). После власть в Афганистане захватило движение «Талибан», к которому Москва и в Нью-Дели относились негативно. В обеих странах движение признано террористическим и запрещено. (К слову, некоторые высокопоставленные российские официальные лица на правах анонимности говорили автору этих строк, что это была ошибка. Но это тема другого разговора).

Индия, как и Россия, поддерживала союз афганских нацменьшинств «Северный альянс» в его борьбе против талибов. Это сблизило позиции двух стран в Афганистане. Москва и Нью-Дели удавалось находить точки соприкосновения и поддерживать высокий уровень понимания. Помимо этого, российская позиция в отношения Пакистана встречала поддержку в Индии. Известно, что российско-пакистанские отношения никогда не отличались особой теплотой и дружественностью. Однако ситуация несколько изменилась в последние несколько лет. Если позиция Нью-Дели оставалась практически неизменной на протяжении долгих лет, то российская политика претерпела некоторые изменения. В Москве пришло осознание, что топорная политика США  не только не способна стабилизировать ситуация в Афганистане, а напротив – ситуация деградирует и может выйти из-под контроля. Россия не может допустить деградации ситуации в Исламской Республике Афганистан, так как она находится в непосредственной близости в Центральной Азии – зоне интересов и обязательств Москвы (ОДКБ). Осознавая, что США и НАТО не способны нанести военное поражение движению «Талибан», Москва начала занимать более взвешенную и нейтральную позицию. Начали звучать официальные призывы к диалогу с движением, что было встречено с большой озабоченностью в Индии и среди афганских нацменьшинств. Сегодня, когда диалог с талибами постепенно начинают сами США, афганский сюжет приобретает особую значимость. Именно в этом контексте следует рассоривать последние политические телодвижения в треугольнике Россия — Афганистан — Индия. Нью-Дели стремиться добиться поддержки, партнерства и, что самое важное, понимания Москвы в афганском вопросе.