- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О снижении роли классической дипломатии в урегулировании сирийского конфликта

Американские и турецкие власти пока не достигли договоренностей относительно сирийского города Манбидж. Об этом сообщила во вторник на регулярном брифинге для журналистов начальник пресс-службы Госдепартамента США Хезер Науэрт. «У нас еще нет никаких соглашений с правительством Турции. Мы ранее объявили о том, что американо-турецкая рабочая группа по Сирии провела встречу в Анкаре в минувшую пятницу. У нас продолжаются консультации относительно Сирии и других вопросов, вызывающих взаимную обеспокоенность. Две стороны очертили контуры «дорожной карты» дальнейшего сотрудничества, в том числе по Манбиджу», — сказала представитель американского внешнеполитического ведомства. «Знаю, что госсекретарь США [Майкл Помпео] с нетерпением ждет встречи с министром иностранных дел [Турции Мевлютом] Чавушоглу 4 июня здесь, в Вашингтоне, для продолжения этих переговоров», — добавила Науэрт. Как заявил 25 мая МИД Турции, «стороны разработали основные пункты «дорожной карты» по дальнейшему сотрудничеству в сфере обеспечения безопасности и стабильности в Манбидже». Чавушоглу и Помпео 4 июня обсудят рекомендации рабочей группы, отметило внешнеполитическое ведомство Турции. Сирийский Манбидж на протяжении нескольких лет является предметом спора между Анкарой и Вашингтоном. Джозеф Байден в бытность вице-президентом США в 2016 году пообещал, что все бойцы курдских формирований «Силы народной самообороны» (СНС), которые входят в состав коалиции «Силы демократической Сирии» (СДС), покинут этот населенный пункт и перейдут на восточный берег реки Евфрат после освобождения Манбиджа от боевиков запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство». В Турции считают, что отряды СНС могут взять под свой контроль многокилометровую зону на границе двух стран. Президент Турции Р.Т.Эрдоган уже несколько раз заявлял, что операция «Оливковая ветвь», которую Анкара проводит на севере Сирии, может распространиться на город Манбидж, настоятельно рекомендовал США вывести оттуда свои подразделения. В начале февраля официальный представитель правительства Турции вице-премьер Бекир Боздаг предупредил, что Вооруженные силы Турции могут войти в Манбидж, если отряды СНС не покинут этот город, а мишенью рискуют стать даже американские военнослужащие, одетые в униформу курдских бойцов. Сразу скажем, что не смогут и не сделают.   Госсекретарь Помпео конечно может ждать с нетерпением своего турецкого коллегу, но совсем не для того, чтобы реально обсуждать с ним вопрос по Манбиджу. Эта тема в принципе для переговоров закрыта в той плоскости, в которой бы ее хотели бы обсуждать турки. Мы имеем сейчас ввиду вывод отрядов СДС из этого города и вообще из всей приграничной турецкой зоны. И в этой связи совершенно не удивительно, что стороны не смогли достигнуть никаких внятных договоренностей на эту тему на уровне «рабочих групп».  Отметим, что если нет предварительных согласованных позиций на уровне экспертных проработок той или иной темы, последующие переговоры между руководителями внешнеполитических ведомств превращаются в пустозвонство. Помпео в данном случае работает чисто на свой пиар.  Американцам отступать собственно дальше некуда. Они сдали Африн с целью выравнивания линии фронта и реальной опасности дальнейшего укрепления взаимодействия между курдами и сирийскими правительственными силами.  И роль в этой операции собственно Госдепа минимальна, основные решения по этому вопросу принимал Пентагон.  Но это совершенно не означает, что США готовы пустить Турцию далее, и тем более, передать под их контроль обширные зоны на севере страны. Если бы Пентагон (а именно он определяет контуры американской политики в Сирии, а не Госдепартамент) хотел использовать Турцию в качестве своего союзника, он сделал бы это уже давно. Но он от этой идеи отказался, и распоряжения президента Дональда Трампа в прошлом году в отношении прекращения любых совместных с турками программ по подготовке сирийской оппозиции ясно свидетельствует о том, что никаких компромиссов с Р.Т.Эрдоганом Белый дом достигать не собирается. Можно конечно предположить, что, оживляя турецкое досье в своей повестке дня, М.Помпео таким образом пытается повысить свою значимость  с сирийском и ближневосточном досье  в рамках повышения роли Госдепартамента США. Не исключаем такой мотивировки, поскольку засилье военных в администрации в общем-то зашкаливает. Но основное сейчас не в этом. Все усилия Помпео в рамках его консультаций с турками преследует более глобальную цель. Это прежде всего вопрос о закупке Анкарой ЗРК С-400. Его основные усилия сосредоточены именно в этой плоскости, поскольку срыв такой сделки несомненно повысит его личный авторитет в администрации. При этом залезать на чисто военную площадку в рамках раздачи каких-то обещаний турецкой стороне  в отношении Манбиджа и иных курдских территорий на севере Сирии, Помпео сейчас просто не может. Повторим, что он может конечно инициировать разговоры на эту тему, даже подбрасывать Трампу идеи ротации американских сил в Сирии на силы неких арабских союзников (что глупо), но реально воздействовать на ситуацию он не в состоянии. У него нет никаких каналов коммуникаций  ни с Москвой, ни с Дамаском, ни с Тегераном. У военных таковые, по крайней мере, с Москвой есть и действуют очень конструктивно. Белый дом своими руками загнал каналы классической дипломатии как средства достижения каких-либо договоренностей   с Москвой и Тегераном в глубокое подполье, и тем самым обесценил все попытки Помпео изначально.  Ровно по той же самой причине недовольны и в российском МИДе: его роль как основного стратега в рамках выработки внешней политики России таким образом стремительно обесценилась, а сам МИД в основном выполняет сейчас в основном чисто пропагандистские и технические функции. Просто в силу того, что с ним из западных партнеров никто не разговаривает на реально серьезные темы. Весь фокус реально внятных разговоров на серьезные геополитические темы сместился в область военно-политической дипломатии. И родоначальниками такой линии поведения стали именно американцы в период Трампа. Отсюда и постоянные оговорки руководства российской дипломатии в рамках, того, что «Москва всегда готова к диалогу, несмотря на тяжелую нынешнюю внешнеполитическую конъюктуру» и постоянные извинительные нотки в диалоге с Западом.  Без этого диалога роль МИД РФ в выработки решений минимизируется, а само ведомство превращается  в чисто технический механизм. Ровно также ситуация обстоит и в США, где Трамп, как прежде всего бизнесмен, не понимает в принципе роль дипломатии, которую он считает чистой болтовней. И если  посмотреть на все основные шаги американцев на внешнем треке, то не видно в них роли чисто дипломатов. За экономические моменты отвечает либо сам Трамп, либо Министерство финансов, а за  политические шаги — зять президента Джаред Кушнер, чьи проекты на ближневосточном треке шокирует традиционных американских дипломатов, и Пентагон.

В этой связи интрига всех шагов Помпео на турецком направлении связана с попытками такую ситуацию поменять. И прежде всего в рамках достижения обязательства турок  отказаться от закупок российских ЗРК С-400. Такой сценарий безусловно поставит на повестку дня повышение роли Госдепартамента, а значит и повлечет за собой увеличение расходных статей бюджета. Не склонны считать за истину  выдвинутые сейчас некими экспертами версии о том, что американцы готовы разменять Манбидж на С-400. Для турок это будет мелковато.  Напомним, что накануне досрочных выборов главной темой для Р.Т.Эрдогана является консолидация расползающегося националистического электората. А для него будет принципиальным только один вариант договоренностей — полного доминирования протурецких сил на севере Сирии. И отказ от С-400 также неоднозначен: многие сейчас могут это расценить как отказ от суверенитета под давлением США. Для американцев это также невозможно в силу нынешней стратегии Пентагона в Сирии. При этом говорить серьезно с Р.Т.Эрдоганом до проведения выборов 24 июня в Белом доме никто не хочет. Это правильно, поскольку его шансы в этом раскладе неоднозначны. Но Госдепартамент США  будет всячески пытаться усилить свой вес внутри американской администрации.  Соединенные Штаты обеспокоены возможностью того, что та или иная сторона может перебросить войска и начать боевые действия на юго-западе Сирии, где находится так называемая «зона деэскалации», утвержденная летом 2017 года Россией, Иорданией и США, и ведут консультации на этот счет с Москвой. Об этом заявила во вторник руководитель пресс-службы Госдепартамента Хезер Науэрт во время брифинга для журналистов. «Для начала хочу сказать, что это остается чрезвычайной обеспокоенностью для правительства США», — сказала она, добавив, что Госдепартамент уже неоднократно говорил «б успехе зоны деэскалации, которую нередко называют зоной прекращения огня, на юго-западе Сирии». «Она была успешной на протяжении почти всего срока, сколько соблюдается прекращение огня — с июля 2017 года», — добавила Науэрт. «Возможность того, что кто-то может атаковать или угрожать атаковать [эти регионы], чрезвычайно беспокоит США. Это тот вопрос, который мы поднимали с Россией посредством нашего канала по мониторингу [ситуации в регионе], эти консультации продолжаются», — сказала она. Науэрт при этом обратила внимание на то, что эта зона деэскалации «помогла поддерживать стабильность в этом регионе Сирии» и, «безусловно, помогла спасти жизни». «Идея о том, что та или иная страна может угрожать этой стабильности, постыдна и представляется большой обеспокоенностью для Соединенных Штатов», — добавила представитель Госдепартамента. Ну и пусть себе «беспокоятся», это на сегодня их основная роль. Напомним, что Россия, Иордания и США в июле 2017 года согласовали создание на юго-западе Сирии зоны деэскалации, которая включила три самых южных провинции страны: Дераа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда. В последние месяцы ситуация там осложнилась. Как указывали в МИД РФ, в районе Дераа отмечаются попытки сирийской оппозиции и запрещенных в РФ террористических организаций «Джебхат ан-Нусра» и «Исламское государство» при поддержке США создать автономию на юге Сирии, что может привести к расколу страны. В пятницу агентство Франс Пресс (АФП) со ссылкой на сотрудничающего с агентством журналиста сообщило о якобы готовящейся армией Сирии операции в зоне деэскалации в одном из районов юго-западной провинции Дераа против контролирующих эту территорию боевиков. Данные журналиста в данном случае сейчас абсолютно вторичны. В пользу реализации такого сценария говорят более серьезные и весомые индикаторы. Прежде всего предстоящий визит в Москву министра обороны Израиля Авигдора Либермана и высших руководителей его министерства, что безусловно было расценено американской дипломатией и вообще в Белом доме как плохой признак. Израиль и Россия достигли договоренности о том, что войска Башара Асада займут позиции у израильской границы на юге Сирии, а в ответ Москва согласится на отвод иранских сил и подразделений ливанской шиитской группировки «Хизбалла» из южной зоны деэскалации в Сирии. Об этом сообщает во вторник сайт Второго канала Израильского телевидения. По его данным, соответствующие договоренности были достигнуты по каналам, существующим между оборонными ведомствами РФ и Израиля, в минувшую пятницу, когда министр обороны еврейского государства Авигдор Либерман был приглашен в Москву для переговоров с главой Минобороны РФ Сергеем Шойгу. Как сообщили в пресс-службе израильского оборонного ведомства в понедельник, Либерман намерен встретиться 31 мая в Москве со своим российским коллегой. Вместе с министром в российскую столицу отправятся глава израильской военной разведки АМАН генерал-майор Тамир Хайман, руководитель военно-политического отдела Минобороны Зоар Палти. Глава МИД РФ Сергей Лавров в понедельник заявил, что договоренности по южной зоне деэскалации в Сирии предусматривают, что на границе с Израилем должны остаться только сирийские войска. «Итогом всей этой работы должна стать ситуация, когда на границе Сирии с Израилем с сирийской стороны будут стоять представители войск Сирийской Арабской Республики», — сказал глава МИД РФ. Он напомнил, что достигнутые в 2017 году договоренности о южной зоне деэскалации в Сирии на границе с Израилем предполагают вывод из нее всех иностранных войск.  Вот самый главный показатель того,  что такая операция состоится. Но это сообщение знаменательно еще и демонстрацией выше описанного нами тезиса о минимизации уровня влияния традиционной дипломатии. В чем здесь роль  МИД РФ? В констатации того, о чем договорились военные?  А кто и к кому едут договариваться израильтяне?  Почему не к министру иностранных дел? Вот собственно и весь ответ по вопросу значимости нынешних попыток Госдепа и классических дипломатов заявить о себе на сирийском треке. Что же касается южной зоны зоны деэскалации, то правильный алгоритм действий лежит как раз вдалеке от методов классической дипломатии: надо нарушать достигнутые ранее договоренности с США, выходя на решение конкретных технических вопросов в рамках проведения военной операции непосредственно с Израилем и Иорданией. При полном игнорировании роли американцев в этом вопросе, как бы этому и не противились на Смоленской площади. И в данном случае надо показать Вашингтону, что если он берет на себя право самовольно выходить из международных договоров (например СВПД), то и иные силы могут это делать для решения собственных интересов без всякого учета мнения США. Надо четко отдавать себе отчет в том, что только такие шаги по игнорированию роли американцев в ряде вопросов, на которые они не могут оказать никакого внятного воздействия, является самым правильным методом по вынуждению их идти на попытки диалога. И не только в связи с сирийским досье.