- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об экономических взаимоотношениях Грузии и Ирана

Во время президентства Хасана Роухани, особенно в 2015 году после подписания ядерного соглашения между ИРИ и «группой  5+1» наблюдается  прогресс в экономических отношениях между Ираном и Грузией.

После подписания ядерного соглашения грузинская сторона особенно была заинтересована в сотрудничестве с Ираном в газовой сфере. 16 февраля 2016 года, вице-премьер Грузии Каха Каладзе с визитом посетил Иран, где встретился с министрами нефти и энергетики ИРИ и обсудил вопросы импорта электроэнергии и газа.

«С вице-премьером Грузии обсуждался вопрос экспорта иранского газа в Грузию»,-представив подробности встречи с Каладзе, отметил министр нефти Ирана.

В свою очередь, директор Национальной иранской газовой компании (НИГК) Алиреза Камели в связи с этим, заявил: «С грузинской стороной была достигнута договоренность в течении 7 месяцев экспортировать в Грузию 200 млн куб. м. газа».

Реального сотрудничества в сфере газа между Ираном и Грузией так и не произошло, что было связано с несколькими факторами, но что касается экономического сотрудничества, по официальным данным иранской таможенной службы, в 2017 году, торговый оборот между Ираном и Грузией составил около 157 млн долларов США. Экспорт из Ирана в Грузию составил около 91 млн, а импорт из Грузии в Иран составил 66 млн долларов.

За последние годы наблюдается большой поток иранских бизнесменов, туристов и эмигрантов в Грузию. Это, в первую очередь, обусловлено несколькими факторами, в частности,

Оценивая отношения между Ираном и Грузией,стоит отметить,что первый вице-премьер, министр экономики и устойчивого развития Грузии Дмитрий Кусмишвили 7 мая отправился в Иран для обсуждения ряда вопросов, связанных с углублением грузино-иранских экономических отношений, а также для обсуждения ряда вопросов, представляющих  интерес для двух государств. В  рамках визита Дмитрий Кусмишвили встретился с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом и министром  экономики и финансов Ирана Масудом Карбасианом.

На встрече с первым вице-премьером глава МИД Ирана, коснувшись возможностей развития двусторонних экономических отношений отметил: «Для Ирана важно двухстороннее сотрудничество с Грузией в сферах энергетики, транспорта, туризма и банковского дела».

Говоря о сотрудничества в области экономики Кусмишвили отметил: «Официальный Тбилиси будет приветствовать деятельность иранских фирм в Грузии. В нашей стране осуществляются много проектов, в котором могут участвовать также иранские фирмы. За последние годы осуществление еженедельно 31 полетов,свидетельствует, что для углубления двусторонних отношений в области туризма есть большие возможности».

Министр экономики и финансов ИРИ во время встречи со своим грузинским коллегой представил повестку, вокруг которой Тегеран готов сотрудничать с Тбилиси. Карбасиан в частности отметил: «Мы придаем большое значение сотрудничеству в банковском секторе. Решение проблем в этой сфере содействует углублению экономических взаимоотношений. Иран хочет открыть в Грузии представительство иранского банка.Также ИРИ готова сотрудничать с Грузией в области электронного обмена информацией, сельского хозяйства, страхования и транзита».

Высоко оценив нынешний уровень отношений между Ираном и Грузией Д.Кусмишвили отметил: «Начиная с 2015 года высокопоставленные лица двух стран имели важные встречи, в частности  необходимо отметить встречу премьер-министра Грузии с первым  вице-президентом Ирана. Эти встречи свидетельствуют, что Тегеран и Тбилиси имеют политическую волю для развития отношений».

Примечательно, что спустя несколько дней после визита первого вице-премьера Грузии  в Иран, иранские СМИ опубликовали информацию о том, что банковские счета проживающих в Грузии иранцев заморожены. В интервью газете Shargh председатель Торгово-промышленной палаты Иран-Грузии Фатема Могими коснувшись этой темы сказала: «Банковские счета иранцев заморожены и грузинские банки не открывают новые счета для граждан ИРИ. Многие иранцы обеспокоены новыми санкциями, поскольку после  блокирования иранских банковских счетов в Грузии подобные процессы могут начаться также в других европейских странах».

Однако, по словам бывшего заместителя министра торговли и промышленности Ирана Махмуда Дудангаха, замораживание иранских счетов связано не с выходом США из Соглашения по всеобъемлющему плану действий (СВПД), а  с невыполнением требований со стороны Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

В связи с этим посольство Ирана в Грузии также сообщило, что проблема заключается  не в санкциях США, а  в невыполнении требований со стороны Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).

Еще в 2011 году когда вступил в силу безвизовый режим между Ираном и Грузией, число зарегистрированных в Грузии иранских компаний значительно увеличилось, достигнув 1500. Но в результате давления США на Иран с 1 июля 2013 года Грузия в одностороннем порядке восстановила визовый режим для граждан ИРИ. МИД Ирана заявило,что правительство Грузии обеспокоено, что в случае расширения торговых отношений с ИРИ, Иран может обойти экономические санкции, используя грузинскую финансовую систему.

После ядерного соглашения 2015 года официальный Тбилиси снова пересмотрел свое решение о визовом режиме и с 15 февраля 2016 г. отменил визовый режим для граждан Ирана.

Сегодня, когда на повестку дня снова выходит вопрос введения санкций против Ирана, грузинские банки проявляют осторожность в вопросе осуществления торговых сделок с иранцами. Следовательно можно сделать вывод, что в предстоящие годы может  сократиться не только объем товарооборота между Ираном и Грузией,но и учитывая тот факт, что в Иране «Налог выхода из страны» вырос почти в 20 раз (220 тысяч туман), то значительно сократится и число туристов посещяющих Грузию.

 

Источники