- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К визиту министра обороны Израиля А.Либермана в Москву

В среду вечером с рабочим визитом в Москву отправился министр обороны Израиля А.Либерман в сопровождении главы военной разведки АМАН Т.Хаймана и военного секретаря оборонного ведомства Я.Куласа. Основной целью визита стала встреча с российским коллегой – С.К.Шойгу. Стоит отметить, что переговоры стали инициативой российской стороны, высказанной во время состоявшегося на прошлой неделе телефонного разговора контрпартнеров.

Отправляясь в российскую столицу, А.Либерман подчеркнул: «Израиль высоко ценит отношения с Россией. У нас есть разногласия, но мы всегда ведем прямой и открытой диалог». Именно для такого доверительного обмена мнениями, судя по всему, встреча, явно продолжающая формат т.н. «сверки часов», и была запланирована. Уже в твиттере А.Либерман сообщил, что главным вопросом станет поддержание системы безопасности Израиля, где, цитируя министра: «главной целью есть и будет предотвращение усиления Ирана и его прокси в Сирии».

О важности именно сирийской проблематики свидетельствуют и сообщения 10 канала Израильского телевидения, появившиеся в среду. В частности, журналисты отметили, что основной темой состоявшегося вечером заседания узкого военно-политического кабинета была избрана не ситуация в секторе Газа после прекращения огня, как еще днем предполагали в газете Haaretz, а именно вопросы дальнейшего развития событий в Сирии. Так, глава правительства Б.Нетаньяху проинформировал коллег, что провел телефонные переговоры с госсекретарем США М.Помпео, в ходе которых передал американской стороне, что договоренности Москвы, Вашингтона и Аммана о размещении войск на юге Сирии должны подразумевать уход оттуда иранцев. Безопасным расстоянием при этом, как сообщается, будет считаться зона протяженностью 20 км от израильской границы.

В понедельник уже 2-й канал ИТВ распространил информацию, что российско-израильское соглашение по поводу Сирии было достигнуто еще в ходе упомянутого телефонного раунда общения двух глав оборонных ведомств, а А.Либерман прибыл в российскую столицу для его финализации. По имеющимся данным, суть договоренности сводится к тому, что Иерусалим дает согласие на дислоцирование в приграничной полосе сирийских правительственных сил, а в широком смысле смиряется с тем, что режим Б.Асада в республике сохраняется, в то время как Россия должна обеспечить уход всех иностранных формирований, включая Иран, «Хизбаллу» и Турцию. По некоторым сведениям, опубликованным в российских источниках, начало работы над этим решением было положено на встрече Б.Нетаньяху с президентом РФ В.В.Путиным 9 мая. С выступлением министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова в понедельник израильская пресса связывает начало публичного стимулирования Кремлем Тегерана и его прокси к уходу из Сирии.

Таким образом, в некоторой степени повторяется ситуация, сложившаяся после саммита АТЭС в Дананге осенью прошлого года. Однако на этот раз она выглядит более позитивной с позиции Иерусалима, поскольку Москва не просто соглашается с опасениями ближневосточной страны, будучи готовой оказать реальную поддержку в их устранении, но и находит некие точки соприкосновения интересов с Вашингтоном, что также немаловажно. В этом контексте стоит учесть состоявшийся также в среду телефонный разговор С.В.Лаврова и М.Помпео, предметом которого тоже была сирийская тема.

Впрочем, многообещающий прогноз по Сирии в пользу Израиля строить пока все же рано. В открытой части дискуссии С.К.Шойгу лишь подтвердил обсуждение всего спектра вопросов сирийской проблемы с особым акцентом на ситуации в южной зоне деэскалации и договоренностях между США, Иорданией и Россией. Мало того, очевидно, что Москва действует в своих интересах, прежде всего, осознавая, что ирано-израильская конфронтация, наиболее подходящей ареной для которой и является САР, не позволит закончить конфликт в арабской республике. Также продолжает возникать вопрос о том, в какой степени Кремль решил отступить от сотрудничества с Ираном и что пообещал Иерусалиму и Тегерану для того, чтобы добиться продвижения своего видения ситуации. Однако в Израиле далеко не все с этим согласны. Так, колумнист Haaretz А.Пфеффер в связи с последними событиями назвал российского президента «филосемитом», понимающим значимость Израиля на Ближнем Востоке.

Еще одной проблемой, относящейся уже преимущественно к постконфликтной фазе, станут Голанские высоты. Укрепление режима Б.Асада будет способствовать тому, что его претензии на стратегически значимые территории лишь укрепятся, не зря сейчас Израиль пытается активно простимулировать США к тому, чтобы президент Д.Трамп открыто заявил об израильском суверенитете над Голанами, тем самым положив начало закреплению их статуса на международном, а не внутригосударственном уровне.