- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 мая – 3 июня 2018 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в зоне палестино-израильского конфликта. 29-30 мая палестинские экстремисты выпустили по территории Израиля большое количество ракет и снарядов. В ответ Армия обороны Израиля (АОИ) нанесла массированные удары по объектам противника.

29 мая боевики палестинские боевики из сектора Газа выпустили более 100 ракет и минометных снарядов по территории Израиля. Командование «Бригад Изаддина аль-Касама» (боевое крыло ХАМАС) и «Бригад Аль-Кудса» (боевое крыло «Исламского джихада») выступило с совместным заявлением, взяв на себя ответственность за обстрелы Израиля. Две группировки заявили при этом, что огонь по израильской территории был «ответным». В результате обстрелов трое израильских военнослужащих получили ранения, была повреждена электроподстанция на израильской территории, питающая сектор Газа. В ответ ВВС и Сухопутные войска АОИ нанесли удары по 65 целям на территории палестинского анклава, принадлежащие группировкам ХАМАС и «Исламский джихад». Среди подвергшихся атаке целей были ракетные пусковые установки, предприятия, производящие ракеты, ракетные двигатели и военно-морское вооружение, здания, в которых размещаются штабы и службы, а также тренировочные лагеря. Израильская система ПРО «Железный купол» только 29 мая перехватила не менее 35 ракет, запущенных по Израилю радикалами из сектора Газа. Как сообщило командование АОИ, за 29 мая по Израилю было выпущено наибольшее количество ракет за один день с лета 2014 года, когда в секторе Газа проходила военная операция «Нерушимая скала». Свои действия израильские военные также назвали самыми масштабными за последние четыре года. 30 мая израильская авиация возобновила бомбардировки сектора Газа в ответ на новые обстрелы со стороны палестинских боевиков, после чего, как сообщили израильтяне, было «достигнуто понимание, что при прекращении ракетных обстрелов Израиля не будет и ударов по сектору Газа».

1 июня несколько тысяч палестинцев вновь приняли участие в ставших еженедельными массовых акциях протеста на границе Израиля и сектора Газа. В столкновениях с израильскими военными убит 1 человек, 40 палестинцев получили огнестрельные ранения. Не менее 60 человек пострадали от слезоточивого газа, который применяли военные АОИ.

Совет Безопасности ООН 1 июня не принял предложенный Кувейтом проект резолюции о предоставлении международной защиты палестинцам в секторе Газа и на оккупированных Израилем территориях. Документ набрал необходимые для принятия 10 голосов, но США наложили на него вето. СБ ООН также отклонил и предложенный США проект резолюции с осуждением обстрелов Израиля палестинскими боевиками с территории сектора Газа.

2-3 июня палестинские боевики из сектора Газа возобновили, хотя и не очень интенсивные обстрелы территории Израиля. В ответ ВВС АОИ поразили 15 целей движения ХАМАС в анклаве. Израильская система ПРО «Железный купол» перехватила несколько палестинских ракет. Армия обороны Израиля начала 3 июня крупные учения на юге страны, а также учения на всех авиабазах ВВС ЦАХАЛ.

По мнению экспертов, последние события в зоне палестино-израильского конфликта показывают, что «ХАМАС перешел к тактике сочетания мирных протестов с ракетными обстрелами. И никакие обещания ХАМАСовцев Египту не сработали в полной мере. И не могли сработать с учетом логики таких протестов и приличной финансовой поддержки такого сценария со стороны Катара, Турции и Ирана».

Совет по планированию гражданской администрации на Западном берегу реки Иордан при Минобороны Израиля утвердил 30 мая возведение 1957 новых домов в еврейских поселениях на палестинских территориях.

31 мая президент России В. Путин обсудил «моменты сирийского урегулирования» в телефонном разговоре с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху, а также актуальные вопросы двусторонней повестки дня.

Министр обороны Израиля А. Либерман 31 мая посетил с визитом Москву, где обсудил с главой Минобороны РФ С. Шойгу ситуацию в зоне деэскалации на юге САР и вопросы иранского присутствия в Сирии. Израиль придает большое значение пониманию Россией его потребностей в области безопасности, включая ситуацию на границе с Сирией, заявил Либерман.

НАТО не будет помогать Израилю в случае нападения со стороны Ирана, заявил 2 июня генеральный секретарь альянса Й. Столтенберг, так как Израиль не входит в состав НАТО, хоть и является его партнером.

Сообщается, что Россия и Израиль достигли договоренности о том, что войска президента Сирии Б. Асада займут позиции у израильской границы, а в ответ Москва согласится на отвод иранских сил и формирований ливанской «Хизбаллы» из южной зоны деэскалации в САР. В то же время израильский премьер Б. Нетаньяху заявил, что его страна не будет удовлетворена, если Иран покинет лишь южные районы Сирии, иранские силы должны покинуть всю территорию этой страны. Все несирийские силы необходимо отвести от границ с Израилем на юге Сирии как можно скорее, заявил 30 мая глава МИД России С. Лавров. Тем временем, по имеющейся информации, сирийская правительственная армия продолжает подготовку к масштабному наступлению в районе города Дераа на юге страны.

31 мая президент САР Б. Асад отметил, что пока точные сроки завершения войны в Сирии «назвать трудно». «Однако мы к этому приближаемся, это очевидно». Асад также сообщил, что сирийская армия готова к переговорам с коалицией поддерживаемых США «Сил демократической Сирии», но в случае провала диалога «освобождение страны продолжится силой». В ответ в Пентагоне заявили, что нападение на силы США и их партнеров по коалиции в Сирии стало бы «неверным решением». По информации СМИ, до 70 крупнейших племен на севере САР заявили о готовности противостоять вооруженным формированиям, которым оказывают поддержку США. 2 июня появилась информация, что правительство Сирии достигло с курдами из «Сил народной самообороны» договоренности об обмене нефти на топливо.

Сирия могла не полностью задекларировать свои запасы химоружия, считает глава ОЗХО А. Узюмджю. Поэтому власти САР «должны обосновать, в том числе технически, почему образцы, собранные экспертами ОЗХО, подтверждают существование определенных химических веществ, которые никогда не были задекларированы». В то же время власти США заявили, что не наблюдают признаков наличия химоружия в Сирии с момента нанесения ракетного удара по объектам правительственных сил САР в апреле с. г.

1 июня Госдепартамент США внес группировку «Хайят Тахрир аш-Шам» в свой список террористических организаций.

Правительство Сирии имеет право назначить большинство членов Конституционной комиссии, которая должна собраться в Женеве под эгидой спецпредставителя генсека ООН по Сирии С. де Мистуры, заявил 2 июня глава МИД САР В. Муаллем. При этом он категорически отверг наличие у де Мистуры полномочий формировать состав Конституционной комиссии. По словам Муаллема, «все рекомендации относительно конституционных поправок, которые примет эта комиссия, должны быть одобрены на новом Конгрессе, который будет проведен в Сочи. Затем их утвердит сирийское правительство, которое предпримет необходимые шаги, ориентируясь на действующее законодательство». Муаллем также заявил, что правительство САР предоставит помощь гражданам, решившим вернуться на родину.

29 мая Сирия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

На минувшей неделе обострилась обстановка в Иордании. В столице Аммане и ряде других городов страны прошли массовые антиправительственные демонстрации, участники которых протестовали против планов повышения цен на автомобильное топливо (5,5%), тарифов на электроэнергию (19%) и введения подоходного налога по прогрессивной шкале, что было рекомендовано МВФ властям королевства. Демонстранты блокировали дороги, поджигали автопокрышки, имели место столкновения с полицией. С целью стабилизации обстановки король Абдалла II дал указание премьер-министру страны Х. аль-Мульки заморозить запланированные непопулярные мероприятия. Монарх также призвал к «всеобъемлющему, рациональному национальному диалогу в отношении реформ в области налогообложения», которые проводятся правительством страны.

1 июня состоялась встреча президента России В. Путина с наследным принцем Абу-Даби М. бен Заидом Аль Нахайяном. По ее итогам Россия и ОАЭ подписали декларацию о стратегическом партнерстве, которая затрагивает торгово-экономическое, финансово-инвестиционное, культурно-гуманитарное и научно-техническое сотрудничество, энергетику, политику, сферы безопасности и обороны. Россия и Эмираты будут координировать усилия в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также выразили решимость «укреплять и развивать политическое взаимодействие по ключевым двусторонним, региональным и международным вопросам».

Международная конференции по Ливии под эгидой ООН и председательством президента Франции Э. Макрона прошла 29 мая в Париже. На конференции представители основных ливийских противоборствующих сторон пришли к принципиальному согласию по восьми пунктам на пути мирного урегулирования ситуации в стране. В частности, стороны договорились о формировании конституционной базы для организации новых выборов, проведении президентских и парламентских выборов в стране 10 декабря 2018г., пришли к согласию о постепенном прекращении деятельности двух правительств, в настоящее время существующих на территории страны. Было заявлено о «взаимном противодействии любым препятствиям на пути избирательного процесса в стране». Кроме того, стороны договорились участвовать в представительном политическом совещании для контроля за исполнением достигнутых в Париже соглашений. На конференции была выражена общая заинтересованность «в построении единых и профессиональных структур безопасности и национальной армии».

Турция приобретет истребители у другого государства, если США откажутся поставлять Анкаре самолеты F-35. «Мы можем их приобрести или у России, или у другой страны НАТО», — заявил 30 мая глава МИД Турции М. Чавушоглу. Президент Турции Р. Т. Эрдоган 2 июня призвал США выполнить обязательства по соглашению на поставку истребителей F-35. Он отметил, что Анкару не интересуют заявления и решения Сената США, добавив, что Турцию интересует только поставка истребителей. Напомним, что Вашингтон поставил под вопрос поставки F-35 Турции на фоне того, что Анкара подписала с Москвой соглашение о покупке ЗРС С-400.

Евросоюз намерен продолжить работу по разработке мер и механизмов по защите европейских компаний, которые инвестировали в Иран, в связи с выходом США из соглашения по иранской ядерной программе, заявила 28 мая глава европейской дипломатии Ф. Могерини. Индия продолжит торговать с Ираном, несмотря на угрозу санкций со стороны США, а внешнее давление не повлияет на политику страны, заявила глава МИД Индии С. Сварай. Германия будет продолжать идти навстречу Ирану в вопросе о восстановлении экономики и хороших торговых отношениях до тех пор, пока Тегеран придерживается соглашения по атому, отметил глава МИД ФРГ Х. Маас.

Иран начал переговоры с другими странами для поиска возможностей обхода санкций, вводимых США после объявления Д. Трампа о выходе из ядерной сделки. Советник верховного лидера ИРИ А. Хаменеи по международным вопросам А. А. Велаяти выступил с рекомендацией развивать различные атомные проекты в ответ на выход США из соглашения по атому.

В Афганистане радикальное исламистское движение «Талибан» опровергло утверждения американских военных о том, что оно ведет тайные переговоры с властями в Кабуле. Было заявлено, что позиция талибов о мире «ясна и открыта: мы не хотим тратить время и вступать в переговоры с марионеточным режимом». Ранее командующий войсками США в Афганистане генерал Дж. Николсон сообщил, что некоторые фракции талибов участвуют в негласных переговорах с афганскими официальными лицами.

Приложение

 

 

Джибути: проблемы обеспечения национальной безопасности

Республика Джибути расположена в регионе Африканского Рога, для которого характерна хроническая военно-политическая нестабильность и не прекращающиеся на протяжении многих лет вооруженные конфликты различного масштаба и интенсивности (Сомали, Йемен, Южный Судан, Судан и др.) а также сложные, а порой напряженные отношения между находящимися здесь государствами. Все это обусловливает повышенное внимание руководства республики к вопросам обеспечения национальной безопасности, преимущественно их внешним аспектам.

В сложных условиях руководство Джибути в своей внешней политике придерживается принципов неприсоединения и нейтралитета, выступает за установление мира и стабильности в зоне Африканского Рога, активно содействует развитию разноплановых связей и сотрудничества между государствами региона. Одновременно Джибути стремится с максимальной выгодой использовать исключительно благоприятное геостратегическое положение страны, представляющее собой «идеальную стартовую точку для доступа к Африке и Ближнему Востоку».

Республика, обладая крайне ограниченными людскими, экономическими, финансовыми и военными возможностями, не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите от внешних угроз, создать крупную, оснащенную всеми необходимыми современными вооружениями армию, Поэтому Джибути вынуждена полагается на помощь со стороны других государств, преимущественно западных. Данное обстоятельство играет определяющую роль при решении вопросов, связанных с обеспечением национальной безопасности страны.

На сегодняшний день наибольшее развитие получили военно-политические связи Джибути с США и Францией, которые имеют для республики «важнейшее значение», так как джибутийское руководство рассчитывает на политическую, а в случае возникновения реальной военной угрозы для страны и на военную помощь со стороны могущественных партнеров. В последние годы получают развитие военные связи с Китаем.

Важнейшей формой военного сотрудничества с мировыми державами является предоставление баз для их вооруженных сил на территории республики. К тому же сдача земли под иностранные военные базы приносит правительству Джибути очень неплохой доход. На сегодняшний день в стране имеются военные базы США, Франции, Китая и Японии. В итоге Джибути «является единственной в районе Африканского Рога точкой, в которой сконцентрировано наибольшее количество иностранных военнослужащих». Причем тенденция иностранного военного присутствия в республике последнее время только усиливается. Вместе с тем, наличие большого количества иностранных военных баз на территории республики несет в себе опасность дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Предпринимаются попытки наладить сотрудничество в деле обеспечения безопасности и с соседними африканскими странами. Так, в 2015г. Бурунди, Джибути, Коморские острова, Кения, Руанда, Сейшельские острова, Сомали, Судан, Уганда и Эфиопия приняли решение о создании Восточноафриканских сил постоянной готовности (EASF — East African Standby Force) для обеспечения региональной безопасности и поддержки миротворческих операций. Однако эта инициатива пока не получила дальнейшего развития.

Опасность для стабильности и безопасности Джибути представляет ситуация в Сомали, где с начала 1990-х гг. продолжается внутренний вооруженный конфликт, активно действуют исламистские экстремистские и террористические группировки. Руководство Джибути выступает в поддержку мирного урегулирования ситуации в Сомали, принимает участие в посредничестве между различными сомалийскими группировками. Особые отношения руководство республики поддерживает с пограничным непризнанным государством Сомалиленд. Это связано с тем, что на территории Джибути проживает большая колония выходцев из Сомалиленда. Добрососедские отношения поддерживаются между Джибути и Эфиопией. Отдельно подчеркнем, что Эфиопия в очень большой степени зависит от порта Джибути, через который проходит подавляющая часть ее внешнеторгового оборота.

В то же время отношения Джибути с Эритреей складываются непросто и характеризуются наличием политических и территориальных противоречий. Эритрея неоднократно инициировала пограничные конфликты с Джибути, в том числе вооруженные. В целом «до тех пор, пока граница (между Джибути и Эритреей) не демаркирована, она будет оставаться постоянным источником трений, и приводить к виткам напряженности в будущем».

Изначально правительство Джибути сделало выбор в пользу опоры на Францию в деле защиты страны от посягательств соседних государств. В день провозглашения независимости 27 июня 1977г. Джибути и Франция подписали договор о дружбе и сотрудничестве, предусматривавший оказание Парижем военной помощи в случае, если Джибути подвергнется внешней агрессии. В 2012 г. было подписано новое соглашение о военном сотрудничестве, которое подтвердило «приверженность обеих стран к тесному сотрудничеству в сфере безопасности». В то же время оно не оговаривает конкретные действия, которые должны предпринять вооруженные силы Франции при возникновении прямой внешней военной угрозе Джибути. Документ также исключает возможность силового вмешательства Франции во внутренние дела Джибути. В целом же в Париже неоднократно заявляли о твердой поддержке независимости и территориальной целостности Джибути. В республике размещена крупнейшая французская зарубежная военная база, на которой размещено около 1900 военнослужащих, авиационное подразделение и корабли ВМС (их состав периодически меняется). Эта база является важнейшим военным объектом Франции в Африке и активно используется Парижем при проведении специальных и военных операций на африканском  континенте. На обозримую перспективу Франция намерена сохранить свое постоянное военное присутствие в Джибути.

С начала нынешнего столетия в вопросах обеспечения внешней безопасности руководство Джибути, при сохранении тесных связей с Францией, во все большей степени опирается на сотрудничество с США. Президент республики И. О. Гелле назвал отношения с Соединенные Штаты «стратегическим партнерством в борьбе против терроризма и пиратства». На территории республики в Кэмп-Лемонере находится передовая операционная база ВС США и дислоцирован штаб Объединенного тактического командования американских вооруженных сил в районе Африканского Рога (ОТКАР), подчиненного Африканскому командованию вооруженных сил США. В зону ответственности ОТКАР входят Джибути, Йемен, Кения, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия. Здесь же находится региональный антитеррористический центр США. На территории страны размещено около 4,5 тыс. военнослужащих и гражданских служащих министерства обороны США. Американские военные корабли регулярно заходят в порт Джибути. США используют Джибути и в качестве базы разведывательно-ударных БПЛА, которые периодически наносят удары по объектам и руководителям террористов в Йемене.

С 2011 г. в Джибути действует пункт базирования ВМС Сил самообороны Японии. Японские военные (600 человек) действуют как в сотрудничестве с европейским контингентом, так и обеспечивают деятельность Сил специальных операций ВС США в борьбе против террористических группировок в Восточной Африке и на Аравийском полуострове. Кроме того, корабли японских ВМС участвуют в борьбе с сомалийскими пиратами. В республике расквартированы также небольшие подразделения вооруженных сил Германии, Италии и Испании. Европейские военные участвуют в операции «Атланта» по борьбе с пиратством в Аденском заливе и у берегов Сомали.

На основании 10-летнего контракта, подписанного в 2015 г., Китай создал в Джибути военную базу. Считается, что она «расширит влияние Китая за пределами Азиатско-Тихоокеанского региона и усилит влияние в Африке». В перспективе Пекин намерен увеличить численность гарнизона в Джибути до 10 тыс. человек. Отметим, что США и другие ведущие страны Запада негативно относятся к появлению постоянной китайской базы в Джибути.

Внутриполитическая обстановка в Джибути в целом остается стабильной. Вместе с тем, в стране все более активно проявляют себя политические силы, оппозиционные действующей власти. Несмотря на достигнутое в начале 2000-х гг. официальное примирение, сохраняется межэтническое соперничество двух основных групп населения — исса и афаров.

В целом на обозримую перспективу для Джибути основной задачей в области обеспечения внешней безопасности государства по-прежнему останется избежание втягивания страны в вооруженные конфликты, происходящие в соседних государствах. При этом руководство республики продолжит курс на сохранение тесных военно-политических связей с ведущими мировыми державами, особенно с США и Францией.