- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых деталях переговоров афганских и пакистанских силовиков в Равалпинди

27-28 мая состоялся визит высокопоставленной делегации афганских силовиков в «столицу» пакистанских военных – город Равалпинди. Делегацию из Кабула возглавил советник по вопросам национальной безопасности Мохаммад Ханиф Атмар. В нее также вошли министр внутренних дел Ваис Ахмад Бармак, начальник Директората национальной безопасности Мохаммад Масум Станикзай и посол Афганистана в Пакистане Омар Захелвал. Со стороны Исламской Республики Пакистан в переговорах приняли участие глава армии – начальник генштаба (Начальник штаба Сухопутных войск) генерал Камар Джавид Баджва, а также секретарь по иностранным делам Техмина Джанджуа. Таким образом, на встрече присутствовали все наиболее осведомленные и влиятельные чиновники, отвечающие за безопасность и оборону с обеих сторон.

Возглавлявший афганскую делегацию Ханиф Атмар хорошо известен в Москве. Политик частый гость в российской столице, где он проводит по несколько встреч в год с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым. Ханиф Атмар, выходец из восточной провинции Лагман, пуштун из знатного племенного рода, является правой рукой и доверенным лицом президента Ашрафа Гани. Одним из наиболее примечательных пунктов его биографии является тот факт, что в годы войны в Афганистане в 1980-х годах он был офицером ХАДа, Службы государственной безопасности прокоммунистического режима, которая была создана и курировалась советниками КГБ. Сражался в гражданской войне на стороне коммунистов и потерял ногу в одной из битв. После поражения Наджибуллы и захвата Кабула моджахедами покинул страну. Сегодня это одна из самых влиятельных персон в Афганистане, которая имеет широкие полномочия и может перечить, в том числе президенту Гани. К слову, у Атмара вполне себе здравое отношение к России, желание сотрудничать и понимании необходимости вести диалог с Москвой. По некоторым данным, политик немного говорит по-русски. О главе афганской спецслужбы – Масуме Станикзае мы писала ранее, в материале от 19 апреля «О попытке импичмента главы спецслужбы Афганистана Масума Станикзая и ее последствиях». Примечательно, что третьим в делегации был глава МВД Афганистана, Ваис Ахмад Бармак – таджик родом из Панджшера. Несмотря на свой этнос и происхождение, политическая карьера Бармака складывалась несколько нетипично для панджшерца. Он родился в Кабуле, и имеет достаточно тесные отношения с президентом Гани. Ранее он занимал пост советника президента Афганистана. Неформально этот пост можно обозначить, как советник «по северной зоне», то есть по провинциям, в основном населенным таджиками. Одним словом, с афганской стороны были представлены достаточно широкие политические силы, что говорит о важности переговоров с пакистанцами.

Что же касается Исламабада, то присутствие на встрече главы Генштаба Сухопутных войск Пакистана Камара Баджвы, пожалуй, самого влиятельного человека в стране, говорит о многом. «Мы должны начать с доверия, чтобы никто не пожелал ни дюйма чужой территории и не позволил использовать свою землю против другого. Подозрения будут только подпитывать негативные чувства и потворствовать клеветникам», – подчеркнул пакистанский генерал на встрече с афганскими визави. Генерал Баджва заявил, что обе стороны пострадали от «многолетнего конфликта и должны расширять сотрудничество в целях победы над общим врагом». Афганские делегаты передали влиятельному пакистанскому военному приглашение от президента Ашрафа Гани посетить Кабул. Тема использования террористических организаций против друг друга является наиболее острой и наболевшей проблемой двусторонних отношений. На протяжений десятилетий и Кабул, и Исламабад занимаются тем, что выталкивают национальные террористических группы и экстремистов на территорию друг друга. Кроме того, Исламабад практически открыто оказывает поддержку движению «Талибан». Афганистан в свою очередь предоставляет свою территорию в качестве убежище для лидеров пакистанского крыла талибов «Техрик-е Талибан Пакистан».

Другой наиболее важной темой переговоров стала имплементация документа «Афгано-пакистанский План действий мира и солидарности» (далее — «План действий»), который был подписан в ходе визита премьер-министра Пакистана Шахида Аббаси в Кабул 6 апреля. Документ состоит из семи пунктов и направленный на «достижение понимания между сторонами». Тогда переговоры закончились подписанием достаточно солидного документа.

  1. Пакистан поддерживает афганские мирные переговоры и процесс национального примирения
  2. Обе страны предпримут эффективные действия против элементов, представляющих угрозу национальной безопасности обеих стран
  3. Обе страны обязуются отказаться и противодействовать использованию своих территорий третьими странами, группами, сетями, личностями и анти государственными элементами.
  4. Создать совместный механизм надзора и координации принятых решений при помощи «офицеров связи» (посредники, каналы связи)
  5. Обе страны обязуются избегать нарушения воздушного пространства друг друга
  6. Обе страны должны избегать публичных обвинений друг друга и искать согласия через механизмы «Плана действий»
  7. Создать рабочие группы и необходимые механизмы сотрудничества в соответствии с «Планом действий» и вышеупомянутыми принципами.

Главной темой встречи стали уже идущие переговоры Кабула и движения «Талибан», который Пакистан поддержал. Исламабад, как это ни парадоксально, поддерживает афганские мирные переговоры и процесс национального примирения (первый и самый важный пункт «Плана действий»). Важным в этом контексте является тот факт, что стороны не ограничились лишь подписанием документа, а, как мы видим, идет работа по реализации его пунктов. Подобного рода переговоры закрыты, в СМИ попадает крайне мало информации. Однако судя по нашей информации и тому, как в пакистанских и афганских СМИ комментировали встречу в Равалпинди, пока серьезных проблем по реализации 6 пунктов «Плана действий» не возникло. Кроме того, отметим, что за данным документом де-факто стоят США, которые запустили и являются спонсорами переговорного процесса Кабула с движением «Талибан». И соответственно нормализация афгано-пакистанских отношений здесь наиболее важный и первостепенный пункт.