- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О резком обострении кризиса водоснабжения в Ираке

Водный кризис в Ираке, обстоятельства которого уже не раз становились предметом нашего рассмотрения на страницах сайта Института Ближнего Востока, заиграл, что называется, «новыми красками». Если ранее, речь шла, в основном, о дефиците воды в реке Евфрат, особенно, в ее среднем и нижнем течении, то на это раз, резко ухудшилась ситуация с наполнением вод реки Тигр А вот это уже ставит под непосредственный удар центральные густонаселенные районы страны, прежде всего, Багдад. И коренным образом меняет ситуацию с водоснабжением. Обстановка на Тигре ухудшается буквально, по часам и может спровоцировать резкое обострение в отношениях Ирака с Турцией и даже, с Ираном. В чем причина столь негативного развития ситуации? О ней мы тоже упоминали, и состоит она, в том числе, и в непропорциональном экстенсивном водопользовании соседей «выше по течению». Разумеется, в самом Ираке, наводить порядок в водопользовании еще только предстоит. Но нынешний «триггер» не связан с прохудившимися каналами и неотремонтированными плотинами в стране. На этот раз соседняя Турция начала наполнение водой водохранилища Аль Ясу, а Иран ограничил сброс воды реки Аз-Заб, питающей Иракский Курдистан. Падение уровня воды уже вызвало многочисленные общественные и политические протесты, на всех уровнях иракского общества. Муниципалитет Мосула, крупного города, попавшего под удар засухи одним из первых, уже распорядился о массовом начале рытья артезианских скважин и колодцев «везде, где это только возможно». В самой иракской столице, ситуация с водоснабжением пока более-менее управляемая.  Но это касается питьевой воды, неизвестно, как сложится дело с водой технической. Власти города уверяют, что оснований для беспокойства нет, однако реакция населения свидетельствует об обратном.

В заявлении депутата парламента, Хаммама Хаммуди говорится, что «парламент направит в турецкий парламент срочное послание, чтобы отложить заполнение плотины Аль Ясу в течение трех месяцев и сформировать парламентскую переговорную делегацию министерства, чтобы посетить Турцию, чтобы договориться о решении проблемы».

3 июня, министр водных ресурсов Ирака Хасан аль-Джанаби заявил, что Турция нарушила двусторонние соглашения о совместной координации по хранению воды на плотине Аль Ясу, созданной Турцией на реке Тигр.

На заседании в парламенте Х.аль-Джанаби сказал, что «между Ираком и Турцией были достигнуты договоренности о предварительной координации строительства плотин, однако, к сожалению, Турция начала заполнять плотины с 1 марта».

«Как известно, половина дебета воды Тигра и Евфрата в Ираке зависит от Турции», — сказал он, добавив, что «усилия министерства основаны на сокращении ущерба, поскольку вопрос о плотине стал камнем-преткновения»,

Генеральный секретариат иракского правительства распространил тем временем заявление о выделении 7,9 млрд динаров из чрезвычайных резервов на 2018 год для выполнения работ первой фазы проекта по созданию насосов на озере Аль-Тартар. Непонятно, правда, что эти насосы будут закачивать в озеро.

Что касается обозревателей СМИ и политиков разного уровня, то сегодня, все они единогласно обрушились с критикой на Турцию и Иран, не скупясь на эпитеты. Самые мягкие оценки касаются введения немедленного бойкотирования турецких и иранских товаров, кое-кто, в открытую воспоминает высказывания Саддама Хусейна, однажды высказавшегося по поводу тогдашнего кризиса с водой в том смысле, что надо разбомбить турецкие плотины и оккупировать приграничные районы Турции. Кое-кто призывает использовать против Турции фактор Рабочей партии Курдистана и начать поддержку ее боевых отрядов.

Тем временем, работающие в режиме реального времени, веб-камеры показывают заметное снижение уровня реки Тигр в Мосуле и в Багдаде. В отдельных местах реку уже переходят вброд, и эти кадры еще более раскаляют страсти в иракском обществе.

К сожалению, так совпало, что заполнение чаши водохранилища Аль Ясу в Турции началось одновременно с уменьшением Ираном дебета реки Малый Аз-Заб, текущей по иракской территории в провинции Сулеймания. Почти сразу же нехватку воды ощутил район Киляат Дазза и, согласно, сообщению управления плотин региона, действия Ирана привели к нехватке питьевой воды. Социальные сети региона и остального Ирака наполнились десятками фотографий пересохших каналов и призывами активистов выходить на демонстрации протеста. Все чаще раздаются слова «удушение» и «истощение», а также призывы к властям принять срочные меры по предотвращению гуманитарного кризиса и социального взрыва.

По мнению иракского политического обозревателя Хишама аль-Гашеми, правительство, пытающееся вести переговоры с соседними странами по линии МИДа и созвавшее экстренно заседание кабмина и Совета национальной безопасности, на деле мало, чем располагает из реальных инструментов, как для решения проблемы, так и оказания давления на Турцию или Иран. Соседи, само собой, исходят из своих насущных интересов, международных или региональных механизмов регулирования водопользования не существует, а отдельные участки реки Тигр вообще находятся под контролем различных террористических группировок. К тому же правительство Турции, к которому адресуются основные упреки не из робкого десятка, и президент Р.Т.Эрдоган вполне способен до поры до времени не обращать внимания на демарши Багдада.

Иракские социальные сети изобилуют хэш-тегами «Мертвый Тигр», «Экспорт товаров в обмен на воду», «Жажда Ирака» и т. п. а депутаты парламента вспоминают о провалившихся попытках оказать давление на Турцию, когда она только начинала строить плотину Аль Ясу. Министр водных ресурсов страны, Хасан аль-Джинаби собирается с срочными визитами в Анкару и в Тегеран, однако, положительный для Ирака результат переговоров более чем сомнителен. Тем временем, развитие кризиса действительно идет на считанные дни, и если турки на возобновят сброс воды из водохранилищ, то Тигр может пересохнуть на всем протяжении до иракской столицы.

Заседания парламента и правительства, рассылка писем и меморандумов, равно, как и призывы к международному сообществу, скорее всего принесут Багдаду мало пользы в решении этой проблемы. Времени для раздумий нет, ситуация ухудшается на глазах и спасти ее может только резкое и эффективное действие, способное оказать должное воздействие на турок.

Каковы возможные сценарии? Их несколько, как разовых, так и составных, и мы сразу отбросим меры вроде бойкота турецкого импорта в качестве первоочередных, речь о них если и пойдет, то лишь в виде, дополняющем что-то еще, и это будет находится в военно-политической плоскости. Повторимся, времени у Багдада нет. Пугать турок торговой войной, разворачиванием новых баз РПК можно будет потом, а сейчас нужно действовать быстро, причем, отдавая себе отчет и в факторе Джейхана, трубопроводы в который, возможно, придется остановить. Впрочем, это даже может пойти на благо, быть может удастся наконец разобраться с курдской экспортной самодеятельностью, тем более что киркукская нитка трубопровода еще не готова. Нефть подождет, вода важнее.

Ирак вполне мог бы перебросить ударные подразделения МО и Народного ополчения в Синджар, к турецкой границе, спроецировать угрозу турецкому присутствию в приграничных районах, возможно, действиями авиации продемонстрировать готовность нанести удары по объектам турецкой военной инфраструктуры в приграничье. Кроме того, Багдад почти наверняка обратится за помощью к Вашингтону и, не исключено, к Москве, которые могут повлиять на расклад сил, смежных, или противостоящих туркам в Сирии. Ну и разумеется, запустить фактор РПК и торгового эмбарго, а также потребовать экстренного созыва Совбеза ООН.  Совокупный эффект и неприятности от иракских действий для Анкары должны быть достаточно ощутимы, что бы открыть заслонки на плотине. Уязвимых мест у турок хватает, и мы уверены в том, что главные усилия иракских властей и их советников сосредоточены сейчас на том, как наиболее эффективно на эти места воздействовать.