- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саудовская Аравия обеспокоена намечающейся сделкой между Россией и Катаром

Саудовская Аравия угрожала начать военную операцию против Катара в случае, если он закупит новейшую российскую ракетную систему противовоздушной обороны С-400, которая считается значительно более совершенной, чем аналогичная система С-300, уже находящаяся на вооружении, например, сирийской правительственной армии. Об этом сообщила в минувшую пятницу французская газета Le Monde.

Согласно этому же сообщению, которое было затем воспроизведено израильскими СМИ, военно-политическое руководство Саудовской Аравии обратилась к  Франции с просьбой убедить власти Катара воздержаться от приобретения упомянутой ракетной системы противовоздушной обороны, а иначе Саудовская Аравия «подготовится к военной операции». Как было сообщено, саудовский королевский дом, который фактически возглавляет сейчас наследный принц Мухаммед бен Сальман, направил письмо такого содержания президенту Франции Эмманюэлю Макрону. Однако французский лидер, согласно тому же сообщению газеты Le Monde, по сути, никак не отреагировал на эти требования и угрозы со стороны саудовцев.

В данном контексте представляется необходимым  напомнить о том, что около года назад Саудовская Аравия совместно с Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами и Бахрейном ввела торговый и политический бойкот против Катара. Она закрыла единственную сухопутную границу этого богатого эмирата (его ВВП составляет, по данным 2018 года более 359 млрд долларов США), чем перерезала основной маршрут поставок продовольствия и строительных материалов в него. Упомянутые четыре арабских государства также выслали со своей территории подданных Государства Катар и призвали своих граждан и подданных, находившихся на территории Катара, покинуть его. В дополнение к этому они запретили катарским самолетам пересекать свое воздушное пространство, а также начали оказывать достаточно активную поддержку находящимся в изгнании политическим противникам катарских властей.

Далее упомянутые государства выдвинули Катару список из 13 требований, которые тот должен был выполнить для снятия с него санкций. Среди прочего они потребовали от властей Катара сократить финансирование радикального суннитского движения «Братья-мусульмане», закрыть телевизионную станцию «аль-Джазира», рассматриваемую ими в качестве подстрекательского канала; ликвидировать расположенную на территории Государства Катар турецкую военную базу и снизить уровень его связей с шиитским Ираном, каковой является открытым врагом Саудовской Аравии, Египта, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрена.

Эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани отверг все эти требования и активно начал вместо этого развивать альтернативные политические, торговые и военные связи с различными государствами мира с тем, чтобы свести к минимуму влияние введенного против него бойкота. Именно в рамках этих усилий Государство Катар намерено приобрести у Российской Федерации ракетную систему противовоздушной обороны С-400. Как было сообщено газетой Le Monde, посол Катара в Москве Фахд Мухаммед аль-Аттыйя подтвердил, что его страна осуществляет интенсивные контакты с Россией относительно приобретения С-400.

Обращает на себя внимание тот факт, что Государство Катар поддерживает интенсивные контакты одновременно и с радикальными суннитскими движениями (например, с теми же «Братьями-мусульманами»), и с Ираном, выступающим в роли лидера шиитского мусульманского мира. И это в условиях продолжающегося уже не первый год кровавого противостояния между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке. Правящая династия Катара – суннитская. Однако Государство Катар отличается на сегодняшний день довольно сложным конфессиональным составом населения. Согласно официальным данным за 2013 год, мусульмане составляют только 67,7% всего населения эмирата (подавляющее большинство из них – сунниты-салафиты, а от 5 до 15% — шииты), 13,8% — христиане (с 2008 года христианам было позволено строить церкви на земельных участках, выделенных властями Катара, чего, например, Саудовская Аравия не разрешает им до сих пор), 13,8% — индусы, а 3,1% — буддисты. При этом коренное населения Катара – это арабы, исповедующие ислам, а последователи всех прочих религий – это трудовые мигранты из других стран мира (прежде всего, с Индостанского субконтинента) и их потомки.

Отношения Катара с еврейским государством тоже неоднозначны. С одной стороны Государство Катар оказывает мощную поддержку движению ХАМАС (прежде всего, финансовую), что не может не вызывать враждебность в отношениях между Катаром и Израилем. Вместе с тем, еще в 1996 году Государство Израиль открыло свое торговое представительство (фактически оно функционировало и в качестве дипломатического представительства еврейского государства) в столице Катара, Дохе (вскоре этого Доху посетил тогдашний израильский премьер-министр Шимон Перес). Израильское торговое представительство в Дохе функционировало вплоть до 2009 года, когда катарские власти потребовали от израильского представителя покинуть их страну в связи с операцией «Литой свинец», которую ЦАХАЛ проводил тогда в секторе Газа против боевиков ХАМАСа. Сразу же после этого Катар объявил, что он будет готов возобновить отношения с Израилем при условии того, что тот полностью прекратит строительство в еврейских поселениях Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Израильтяне, как известно, не приняли этого требования ни с чьей стороны, и со стороны Катара тоже, поэтому номинально отношения между двумя государствами до сих пор не восстановлены. Тем не менее, время от времени Катар посещают израильские граждане, например, спортсмены в рамках международных соревнований. Более того, в СМИ даже появлялись сообщения о якобы имеющем место негласном сотрудничестве между Катаром и Израилем в сфере безопасности.

Возвращаясь к вопросу о возможности приобретения Катаром С-400, следует помнить о том, что в последнее время израильтяне теснейшим образом сотрудничают с антииранским блоком суннитских арабских государств, во главе которого стоят Саудовская Аравия и Египет. Соответственно Израиль должен до определенной степени учитывать их интересы в сфере безопасности. Однако самому Израилю Катар – даже при наличии у него новейших систем ПВО – угрожать не может. Соответственно официальные израильские представители воздержались от публичного выражения какой-либо позиции по поводу предполагаемой сделки по закупке новейших вооружений между Государством Катар и Российской Федерацией.