- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О турецко-американских договоренностях по Манбиджу

Накануне состоялась встреча между государственным секретарем США Майком Помпео и министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, которая последовала за работой созданной ранее совместной рабочей группы по урегулированию турецко-американских отношений.

Главной темой переговоров глав внешнеполитических ведомств было окончательное обсуждение и подписание сторонами так называемой «дорожной карты» по Манбиджу. Кроме того, обсуждался и ряд других острых для сторон вопросов, включая возврат в Турцию беглого проповедника, проживающего в Пенсильвании, Ф.Гюлена, а также поставки Россией Турции систем ПВО С-400.

По итогам встречи турецкая сторона заявила о своей удовлетворенности тем, что дело Ф.Гюлена «серьезно рассматривается» в США. И, в очередной раз, публично подтвердила свою приверженность договоренностям с Россией в отношении закупки С-400, дежурно напомнив, что сделанный ей в прошлом запрос в адрес США касательно возможности поставки Patriot был отклонен.

Однако, повторимся основным вопросом переговоров являлась тема Манбиджа. При этом военная операция «Оливковая ветвь» продолжается, хотя освещение её в турецких медиа близко к нулю.

Итак, что же было в предложенной турецкой стороной американцам дорожной карте по урегулированию вопроса Манбиджа?

Напомним, что руководство Турции постоянно заявляет о том, что река Евфрат для национальной безопасности Турции – географическая «красная линия» и Партии демократический союз (ПДС) и «Сил народной самообороны» (СНС) к западу от Евфрата быть не должно.

Таким образом, предложенная турецкой стороной дорожная карта – календарный план вывода «террористов» из Манбиджа, состоящий из трех этапов.

  1. На первом этапе, в течение 30 дней с момента подписания дорожной карты, т.е. начиная с 4 июня, «Силы народной самообороны» должны покинуть Манбидж.
  2. На втором этапе, в течение 45 дней с даты подписания дорожной карты, турецкие и американские военнослужащие и спецслужбы должны приступить к совместному мониторингу ситуации в провинции. Подробности касательно механизма мониторинга могут корректироваться в зависимости от обстановки.
  3. И, наконец, на третьем этапе, в течение 60 дней с даты подписания дорожной карты, в провинции должны быть сформированы местные органы самоуправления. Для обеспечения вопросов безопасности будет образован так называемый «военный меджлис», а для обеспечения потребностей граждан «местный меджлис». Обе эти структуры будут образованы, принимая в расчет этнический состав города.

Как было сказано выше, дорожная карта сторонами была утверждена и, в этой связи, Министерством иностранных дел Турции был опубликован пресс-релиз. Процитируем:

«Министр Чавушоглу и министр Помпео, обменялись мнениями в отношении двусторонних и региональных проблем. Они снова подчеркнули обоюдную решимость в вопросе борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях. Два министра оценили рекомендации совместной рабочей группы по Сирии, направленные на будущее двустороннего сотрудничества с учётом совместных интересов в Сирии, включая необходимые шаги для обеспечения безопасности и стабильности в Манбидже. Два министра, утвердили дорожную карту, преследующую упомянутую цель и также подчеркнули совместные обязательства по её практической реализации, при усиленном мониторинге ситуации на месте».

Турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и другие официальные лица страны, включая спикера правительства Бекира Боздага, заявили об успешности турецко-американских переговоров, однако, подчеркнули, что самое главное – это этап выполнения взятых на себя обязательств.

Мевлют Чавушоглу, в частности, отметил: «С нашей точки зрения, РПК / СНС и ФЕТО (т.н. террористическая организация Фетхуллаха Гюлена – В.К.) – это две важных проблемы и мы надеемся, что в этих вопросах наш союзник будет стоять с нами рядом».

Помощник премьер-министра и спикер правительства Бекир Боздаг в ходе заседания Совета министров страны отметил: «Турция и США достигли договоренностей по выводу СНС из региона и передачи его под (местное – В.К.) управление. Все это связано с календарным графиком. Надеемся, что наш союзник США выполнит свои обязательства в вопросе практической реализации договоренностей, в рамках наших решений в предварительном соглашении».

Отметим в этой связи два обстоятельства.

Во-первых, турецкая сторона совершенно справедливо говорит о том, что этап практической реализации – не менее, а, скорее всего, и более важен, чем письменное оформление договоренностей. Особенно с нынешней американской администрацией, которая уже продемонстрировала легкость по выходу из целого ряда соглашений (куда как более обязывающих с точки зрения международного права, чем нынешнее – В.К.) на том основании, что «она передумала».

Во-вторых, вне зависимости от того, с какими ухабами столкнется соглашение на пути к своей практической реализации, американцами в преддверии выборов в Турции сделан президенту Р.Т.Эрдогану и ПСР большой подарок.

Можно теперь с уверенностью говорить о том, что внешнеполитическая победа над неуступчивыми американцами «под Манбиджем» будет отжата президентом Р.Т.Эрдоганом и правящей Партией справедливости и развития с целью максимальной конвертации в голоса избирателей 24 июня. При том, что практическая реализация (или нереализация – В.К.) 1-го этапа соглашения придется на 4 июля, когда выборы в Турции уже состоятся. Из всего этого напрашивается ещё один любопытный вывод – такие подарки не делаются стороне, которая считается в выборах проигравшей. Иными словами, тем самым американцы показали, что альтернативный сценарий для Турции на выборах рассматривается ими в качестве маловероятного.