- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Конкуренция между противоборствующими военными группировками может привести к отмене выборов и фрагментации Ливии как единого государства

Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара взяла под контроль три четверти территории города Дерна на востоке страны. Об этом передает во вторник телеканал «Скай ньюс — Арабия» со ссылкой на заявление командования ВС. «Армия контролирует 75% Дерны и продолжает преследовать оставшихся террористов, — отмечается в коммюнике. — Жители города и их собственность находятся под защитой арабских ливийских вооруженных сил». В заявлении ЛНА также «выражает признательность народу Дерны за достойную роль в поддержке ВС», призывая гражданских «не приближаться к районам столкновений». Расположенная на побережье Средиземного моря Дерна была захвачена экстремистскими группировками более четырех лет назад. До последнего времени она контролировалась связанным с группировкой «Аль-Каида» (запрещена в РФ) альянсом экстремистских группировок «Совет шуры моджахедов Дерны» и оставалась единственным подконтрольным радикалам городом в восточном регионе после того, как в начале июля хафтаровцы объявили о полном освобождении от террористов Бенгази (1 тысяча км от столицы — Триполи). О начале операции против экстремистов в этом городе Хафтар объявил 7 мая. В понедельник он пообещал, что битва по выдворению радикалов подходит к концу, а «час победы над шайкой террористов близок». В этой связи отметим, что отход исламистов из города начался после того, как силы Хафтара  получили поддержку Франции в виде самолета-разведчика и от ОАЭ — в виде фронтовых бомбардировщиков. В силу этого воздушное давление стало более целевым и эффективным, и исламисты решили отойти из города, дыбы избежать потерь и заодно обеспечить физическую безопасность своих семей.  Ведь собственно та самая «шайка», о которой говорит Хафтар, состоит в основном из местных жителей. А этот факт не гарантирует фельдмаршалу и его силам в самой ближайшей перспективе большого спокойствия. Что мы собственно и наблюдаем сейчас на примере уже давно «освобожденного» Бенгази. В этой связи рискнем предположить, что исламистский анклав в виде Дерны, который не смог окончательно обуздать даже М.Каддафи в свое время и который дал больше всего ливийских «добровольцев» для войны с советскими войсками  в Афганистане, так просто не превратится в оплот мира и спокойствия. Тем более, что катарские деньги будут постоянно стимулировать такую фронду Тобруку. В этой связи отметим, что основной задачей «освобождения» Дерны, которую преследуют зарубежные спонсоры Хафтара в лице Парижа, Каира и Абу-Даби, в общем-то прозаична: обозначить единство востока страны накануне предполагаемых всеобщих президентских выборов. Таким образом, прежде всего французы хотят обеспечит максимум веса своей креатуре в лице Хафтара. При этом, как мы и сообщали ранее, перспективы проведения таких выборов в этом году остаются более, чем туманными. По оценке американских экспертов, несмотря на обязательство соперничающих ливийских лидеров провести выборы в декабре, фракции страны по-прежнему находятся на диаметрально противоположных позициях  по многим ключевым вопросам, что делает такое голосование маловероятным. Некоторые фракции при этом уже отвергли саму вероятность проведения внутриливийских  переговоров о формировании единой позиции по вопросу выборов и будущей политической архитектуры страны. Проведение выборов без практически всеобщей поддержки со стороны наиболее серьезных вооруженных группировок может привести в перспективе с новой вспышке вооруженного противостояния. На этом фоне Франция, конкурируя с Италией за влияние в Ливии, делает ставку на то, что она может провести выборы даже в таких условиях. Спустя почти год после того, как президент Франции Эмманюэль Макрон безуспешно пытался преодолеть  внутриливийский хаос, он в конце мая  предпринял еще одну попытку. 29 мая в Париже Макрон принял четырех соперничающих ливийских лидеров в надежде преодолеть противоречия между ними, как он и пытался это сделать в июле 2017 года. На этот раз ливийцы согласились определиться с своей позицией к 16 сентября. Если это произойдет, то сами  президентские и парламентские выборы — первые с июня 2014 года — должны будут проведены 10 декабря. При этом позиции противостоящих друг другу клановых групп на настоящий момент никаких серьезных и принципиальных  трансформаций не претерпели.  В этой связи  шансы на успех французской миссии невелики, и выборы, которые пытается провести Париж, имеют очень ясную перспективу в конечном итоге быть отвергнутыми большими клановыми группами страны. А это, повторим, прямой путь к новой эскалации вооруженного внутриливийского конфликта и дальнейшему оформлению распада страны. Более семи лет прошло с момента падения режима М.Каддафи  и почти четыре года с тех пор, как Ливия сорвалась  во вторую гражданскую войну. При этом нынешняя внутриливийская обстановка явно не располагает к проведению всеобщих выборов. Просто в силу того, что по факту отсутствует единое политическое и экономическое пространство и собственно само государство. Также отсутствует и реальная военная сила, которая может это пространство создать, пусть и силой оружия. На сегодня в стране есть два конкурирующих национальных парламента; три человека, претендующих на пост премьер-министра; два центральных банка; две национальные нефтяные компании и множество вооруженных до зубов клановых групп. Кроме того, каждая крупная политическая фракция, от правительства национального согласия (ПНС) на западе Ливии до организаций, связанных с Халифой Хафтаром на востоке, реально раздроблены и внутри себя, и каждая такая подгруппа имеет свою собственную повестку дня и постоянно изменяющуюся готовность перебегать из одного лагеря в другой. Но самым спорным остается вопрос политического будущего самого Хафтара и создание единой армии. А это собственно самый ключевой вопрос, поскольку без создания общеливийской военной силы нельзя в полной мере обеспечить безопасность самих выборов. Неприятие фигуры Хафтара в Триполитании кажется при этом непреодолимым препятствием. Все переговоры о создании единой ливийской армии под командованием Х.Хафтара, которые два раза с начала года проводились в Каире под эгидой египетских военных, в общем-то провалились. У Хафтара   нет поддержки Военного совета Мисураты, одной из самых мощных военных организаций страны. Кроме того, полевые командиры из города Зинтан в горах Нафуса на северо-западе Ливии, которые еще пока формально состоят в блоке с Хафтаром, имеют собственное видение по вопросу персоналий в  будущем командовании в рамках создания единой армии. И в этой схеме нет места фельдмаршалу. При этом клан зинтан контролирует запад Триполитании практически монопольно и к тому же курирует весь процесс контрабанды топливом и оружием с соседним Тунисом. Парламентские лидеры в Триполи также в очень непростых отношениях с Хафтаром. Прежде всего в связи с позицией фельдмаршала, который объединяет в один лагерь против себя собственно умеренных исламистов и крайних джихадистов. В данном случае это надо трактовать как позицию двух основных спонсоров Хафтара в лице АРЕ и ОАЭ. Их принципиальной позицией является неприятие в принципе факта какого-либо участия в будущей политической архитектуре страны местных «Братьев-мусульман». А они тем не менее составляют подавляющую часть вооруженных милиций Триполитании. И в общем-то являются наиболее мощной составляющей политического сегмента этой части страны, что безусловно отражает позицию поддерживающих их племенных кланов. Халид аль-Мишри, член организации «Братья-мусульмане», был избран главой Высшего государственного совета (ВГС) в апреле. Он был одним из четырех ключевых ливийских лидеров, приглашенных на встречу с Э.Макроном, и сразу же после нее  он категорически отверг идею о том, чтобы Хафтар стал  командующим новой единой армии.

Другая принципиальная проблема связана с конкурирующими конституциями Ливии. В 2014 году ливийцы избрали ВГС для разработки проекта новой конституции, которую предполагалось  вынести на референдум, а в июле 2017 года он предложил свой проект. В этом проекте в самый последний момент было внесено одно изменение. Имеется ввиду снятие ценза о гражданстве для кандидатов в президенты, что формально позволяет тому же Хафтару    баллотироваться в президенты. Таким образом, предполагаемый референдум по проекту  этой конституции перед декабрьскими выборами имеет ключевое значение. Хафтар будет  настаивать на этом варианте, поскольку таким образом у него есть шанс стать президентом. . С другой стороны, спикер Палаты представителей (ПП) в Тобруке Акилла Салех Исса, который вроде бы является ближайшим союзником фельдмаршала,  выступает за вынесение на референдум  Конституции 1951 года, которая предполагает сохранение сильной федеральной структуры власти и единой страны и соответственно оставляет Хафтара вне президентской гонки. В этой связи на сегодня остаются нерешенными несколько принципиальных моментов.  Кто будет в новой структуре  является главнокомандующим ливийской армии? Кто имеет право при определенных обстоятельствах отстранять от должности этого командующего (парламент или президента)? Как будут делится властные полномочия  между федеральным центром и местными властями?

Любые планы в рамках организации всеобщих выборов  до конца 2018 года также будут осложнены изменениями в балансе национальной власти в самом Триполи. Сам город еще год назад представлял собой смесь  различных вооруженных милиций, которые контролировали различные кварталы столицы.  При этом только часть из них поддерживала собственно премьер-министра законного правительства национального согласия (ПНС) Ф.Сараджа.  Реальная политическая власть на тот период времени принадлежала фактически ополченцам из Мисураты  и их политическим союзникам в лице заместителя Сараджа Ахмеда Митиге и спикеру ВНК Абдулрахману Свейли.   За год это  баланс сил претерпел серьезные изменения.  Во-первых, несколько мощных групп ополченцев в значительной степени взяли под свой контроль Триполи, а Ф.Сарадж в мае с.г. дал силам специального назначения «Рада» широкий мандат полномочий. Такое положение дел резко сократило влияние в Триполи ополченцев из Мисураты.   Во-вторых, ополченцы из Мисураты ушли из южной части Ливии Феццана, что означает по факту нивелирование их влияния в этой части страны.  В третьих, председателем Высшего государственного совета стал Х.аль-Мишри, а сам Сарадж сумел в значительной степени ограничить полномочия союзника Мисураты А.Митиги в Президентском совете. Это привело к значительному уменьшению роли кланов из Мисураты в структуре правительства в Триполи. И одновременно дало «зеленый свет» на дальнейшее обособление Мисураты от Триполи  и поиску союзников среди некоторых из ее бывших врагов, включая ополченцев из Зинтана. Последние   также рискуют сейчас быть исключенными из общеливийского национального диалога, который безуспешно пытается запустить Франция. Несколько лидеров из обоих городов присутствовали в Париже, но они не были заметны в переговорах. Примечательно, что 29 мая 13 ополченцев с запада Ливии, включая военный совет Мисураты и военный совет Зинтана, опубликовали совместное заявление, отвергающее парижские переговоры. Если их интересы не будут приниматься во внимание, они имеют все возможности и средства сорвать и  выборы, или даже начать еще одну гражданскую войну. Тем более, что с военной точки зрения эти два клана имеют самую серьезную военную силу в сегодняшней Ливии.

В Киренаике также обострилась серьезная конкуренция между самим Хафтаром и спикером ПП Акиллой Салехом Иссой. Попытки Хафтара установить свое политическое доминирование в ПП  вынудила  последнего качнуться в сторону ярого антипода фельдмаршала  в лице Х.аль-Мишри и активизировать с ним переговорный процесс, что стало особенно очевидным во время недавней госпитализации Хафтара. Акилла Салех Исса контролирует Палату представителей, которая должна будет принять законы о выборах. Но четырехлетний мандат ПП  заканчивается 4 августа, и Хафтар несколько раз уже заявлял о том, что он не видит большого смысла в продлении полномочий этого органа. А такая позиция предопределяет дальнейшие центробежные тенденции между ним и Акиллой Салехом Иссой.

В связи со всем сказанным, перспективы успеха миссии Парижа в свете попыток провести всеобщие выборы в Ливии в этом году пока выглядят очень неопределенными. Конечно, Франция хорошо осознает риски своей стратегии. На этот раз она использует более широкий подход, чем в 2017 году, и старается купировать обвинения в чрезмерной ориентированности исключительно на Хафтара путем привлечения к переговорам под своей эгидой максимально широкого круга участников. При этом нынешние бои за контроль над Дерной некоторые эксперты расценивают как попытку Парижа максимально консолидировать под контролем Хафтара значительной части Киренаики не только с учетом предстоящих выборов, но и как реализацию запасного варианта развития ситуации, которая будет подразумевать фактическую государственную фрагментацию Ливии как единого государства.