- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К развитию ситуации в Сирии

За последние месяцы в Сирии произошел ряд важных изменений, связанных с постепенным установлением правительством этой страны контроля над отпавшими территориями (чаще всего военным путем) и противодействием этому процессу со стороны США и их союзников. Большое внимание экспертов и журналистов привлекает также развитие ситуации в северных регионах САР, находящихся под контролем курдских «Сил демократической Сирии» (СДС) и оспариваемых Турцией. Все это отвлекает внимание от динамики внутренних процессов, происходящих в сирийском обществе.

За последний месяц в Сирии произошли два события, одно из которых, возможно, будет иметь негативное, а другое позитивное влияние на внутриполитическую ситуацию в стране. 7 мая парламентом Сирии был принят противоречивый Закон №10, касающийся возвращения беженцев и реституции их собственности. Он предусматривает необходимость подтверждения права на собственности лиц, возвращающихся на места постоянного проживания в течение 30 дней. В случае, если права не будут подтверждены земельный участок или дом конфискуются. В настоящее время, по данным Агентства ООН по делам беженцев (УВКБ), 11 млн сирийцев являются беженцами. Из них 6 млн бежали на территории зарубежных государств и 5 млн относятся к категории внутренних перемещенных лиц на территории САР. Учитывая сложные бюрократические процедуры, далеко не каждый беженец из Сирии или Иордании может представить необходимые данные в необходимый месячный срок. На это сирийские власти возражают, что претензии по праву собственности могут представить родственники второй и даже третьей степени родства, а также адвокаты, представляющие интересы пострадавшего сирийца. Однако зачастую беженцы просто не имеют денег на оплату услуг адвоката, а родственники лиц, принимавших участие в антиправительственных выступлениях и считающихся неблагонадежными, боятся представлять их интересы. Есть и еще один фактор, мешающий исполнению данного закона. Многие сирийские беженцы и перемещенные лица лишились в ходе конфликта документов,  и им будет чрезвычайно трудно доказать права собственности.

В этой связи новый сирийский закон вызвал большое беспокойство в Ливане, где в настоящее время находится  1,2 млн  беженцев из Сирии. В Бейруте опасаются, что эти люди захотят остаться в Ливане навсегда и натурализоваться на новой родине. При этом в категорическом желании как можно скорее отправить сирийцев на родину солидарны (редкий случай) все политические партии страны: от движения «Хизбалла» до «Ливанских сил» Самира Джаджаа.   Министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль уже направил своему сирийскому коллеге Валиду Муаллему письмо, в котором просит разъяснить цель принятия нового закона и беспокоится, как бы он не отвратил граждан САР, находящихся в Ливане, от возвращения на родину. Министр здравоохранения и вице-премьер ливанского правительства Гассан Хасбани в интервью саудовскому телевидению отметил, что у большей части сирийцев, прибывших на территорию отсутствовали документы, удостоверявшие личность.

О мотивах принятия нового сирийского закона остается только догадываться. Бейрутский корреспондент газеты Independent Роберт Фиск, с самого начала освещающий сирийский конфликт, убежден в том, что эта мера призвана перекроить этнорелигиозную карту Сирии и уменьшить долю нелояльного суннитского населения. При этом он ссылается на одно из заявлений президента Башара Асада, сделанное в 2017 году. В интервью газете Clarin Б.Асад отметил: «Это правда, что за шесть лет войны Сирия утратила значительную часть своей молодежи и своей инфраструктуры. Зато она приобрела более здоровое и однородное общество». Здесь необходимо упомянуть и два постановления сирийского правительства от 2012 года: №63 и №66. Первое подразумевает «реконструкцию территорий незаконных застроек и неформальных поселений (трущоб)». Подобные поселки самостроя стали появляться в окрестностях Дамаска, Алеппо, Хомса еще в начале 2000-х годов и разрослись в период засухи 2005-2009 годов, когда миллионы безработных крестьян  устремились в сирийские города. Многие подобны трущобные поселения стали питательной почвой для воинствующего экстремизма (салафизма). Второе постановление позволяет Министерству финансов Сирии конфисковать активы тех граждан страны, которые подпадают под действие «Закона о борьбе с терроризмом» (от этого же года). При этом формулировки данного закона очень расплывчаты. Они позволяют включать в список террористов не только всех боевиков, которые вели против него вооруженную борьбу, но и участников мирных протестов.

Второе событие, произошедшее в Сирии, носит безусловно позитивный характер и демонстрирует достижение согласия между правительством и суннитскими племенами, проживающими на севере и северо-востоке страны. 3 июня в местечке Дейр эль-Хуфр провинции Алеппо прошла конференции 70 суннитских племен севера Сирии, принявшая резолюцию, в которой указывается на поддержку суверенитета и территориальной целостности САР и указывается на необходимость противодействия иностранному (главным образом, американскому и турецкому) вмешательству во внутренние дела Сирии. В резолюции содержится несколько пунктов.

  1. Участники конференции выступают за территориальную целостность Сирии в международно признанных границах 1958 года.
  2. Они признают, что народ Сирии, несмотря на этнические и племенные различия, является единой нацией и его жизнь должна регулироваться конституцией САР.
  3. Они признают единственного главу государства – законно избранного президента Сирии (читай – Асада), являющегося гарантом территориальной целостности САР. Глава государства может быть сменен только путем голосования на выборах.
  4. Участники конференции заявили о формировании новой структуры – Движения сопротивления племен, целью которой является изгнание с сирийской земли оккупантов – военнослужащих США, Франции и Турции, занявших часть сирийской территории под предлогом борьбы с международным терроризмом.
  5. Движение сопротивления племен будет осуществлять действия по изгнанию оккупантов, ставящих своей целью раздел Сирии, при сотрудничестве и полной координации с Сирийкой Арабской Армией, являющейся единственными законными вооруженными силами САР.
  6. Движение сопротивления племен категорически выступает против планов США заменить американский контингент на севере Сирии вооруженными силами арабских государств, среди которых выделяется Саудовская Аравия. Шейхи племен предупреждают, что если проамериканские арабские государства пойдут на этот шаг, то их военнослужащие будут рассматриваться в качестве оккупантов и станут мишенью для вооруженного сопротивления.

Таким образом, сирийскому руководству удалось сделать первый шаг на пути создания альянса с арабскими суннитскими племенами севера Сирии и их использования для борьбы с курдским сепаратистами из СДС  и их американскими покровителями.