- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии китайских кораблестроителей в поддержании боеготовности ВМС Пакистана

По данным СМИ КНР, 1 июня 2018 г. командующий ВМС Пакистана  в присутствии министра оборонной промышленности подписал контракт с Китайской кораблестроительной торговой компанией о приобретении двух сторожевых кораблей с ракетным вооружением проекта F40P (экспортное обозначение СКР проекта 054А) и опционное соглашение на дополнительные два корабля данного проекта. В случае если пакистанские военные моряки выскажут положительные оценки первым двум СКР, то китайские кораблестроители смогут успешно передать все четыре СКР в срок до 2021 г.

Некоторые китайские специалисты отмечают, что у официального Исламабада при его скромном военном бюджете, который составляет от 9 до 10 млрд долл. США просто нет дополнительных финансовых средств и фактически строительство кораблей будет оплачивать официальный Пекин, а пакистанские военные в перспективе рассчитаются за эти корабли путем оказания посреднических или информационных услуг, а кроме того формой оплаты могут послужить дополнительные преференции для китайских корпораций, реализующих стратегический проект «Китайско-пакистанского экономического коридора».

Обозреватели китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий отмечают, что официальный Исламабад чрезвычайно обеспокоен ростом боевых возможностей ВМС Индии и особенно надводной компоненты, которая представлена шестью современными фрегатами проекта «Тальвар» (фактически СКР проекта 11356 российской разработки и изготовление) и тремя фрегатами проекта «Шивалик», которые также оснащены управляемым ракетным оружием.

Следует отметить, что это уже второй контракт на поставку новых кораблей китайского производства для ВМС Пакистана. Первый удачный опыт военно-технического сотрудничества между Пекином и Исламабадом   в области строительства средних надводных боевых кораблей был получен в 2005 г., когда китайские кораблестроители получили контракт на проектирование и изготовление четырех СКР проекта F22P (по классификации НАТО «Зульфигар»).  При разработке кораблей данного проекта китайские специалисты использовали собственные наработки, а именно корпус серийного СКР проекта 053Н3, которые в значительном количестве стояли на вооружении ВМС НОАК на протяжении 70-80-хх гг. прошлого столетия.

Данные корабли предназначены для выполнения задач в ближней морской зоне по обороне военно-морских баз и других важных морских районов. Следует отметить, что в 2017 г. один из СКР проекта F22P выполнил  одиночный океанский переход в КНР для участия в двусторонних межвидовых учениях «Дружба-2017». Известно, что экипажи данных СКР подготовлены в военных учебных заведениях ВМС НОАК, а именно в Даляньском институте надводных сил флота, который располагает современной учебно-тренировочной базой и необходимыми учебными судами, базирующимися в военно-морской базе Люйшунькоу.

Все четыре СКР проекта F22P были успешно построены и переданы заказчику в течение четырех лет, что позволило ВМС Пакистана сформировать 18-ю эскадру надводных сил, в составе которой находятся указанные СКР и один фрегат проекта «Оливер Х.Перри», который официальный Исламабад получил  от США в рамках регулярных пакетов военно-экономической помощи. Всего в распоряжении ВМС Пакистана находится два фрегата проекта «Оливер Х.Перри», которые предлагают модернизировать турецкие специалисты, однако следует отметить, что ВМС США сняли с вооружения все корабли этого проекта, поскольку отсутствует возможность поддержания их технической готовности  — прекращен выпуск сменно-запасных частей для данных фрегатов.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что второе соединение надводных сил ВМС Пакистана – 25-я эскадра сформирована из шести устаревших фрегатов проекта 21, которые были сняты с вооружения ВМС Великобритании. Срок службы данных кораблей превышает 40 лет. Известно, что в попытке поддержать боеготовность данного соединения ВМС Пакистана приобрели в КНР механизированные поворотные пусковые установки зенитных управляемых ракет LY-60N, что позволило, на определенный период времени, компенсировать снижение возможностей ВМС Пакистана по обороне морских границ от налетов авиации вероятного противника.

В современных экономических условиях официальный Исламабад не обладает финансовыми возможностями для приобретения дорогостоящих надводных кораблей европейского производства. Так, стоимость эсминца проекта 45 британской постройки достигает 1,3 млрд долл. США, а многофункциональные фрегаты проекта FREMM европейской разработки  обойдутся покупателю в 860 млн евро за единицу.

Очевидно, что после анализа опыта сотрудничества с Великобританией и США пакистанские военные пришли к выводу о том, что для сохранения боевого потенциала ВМС наиболее оптимальным решением будет продолжение сотрудничества с китайским кораблестроителями, которые могут достаточно оперативно и при должном качестве построить четыре современных универсальных СКР, которые обеспечат выполнение задач по противодействию авиации противника и борьбе с подводными лодками противника.

В  таблице ниже представлены сравнительные тактико-технические характеристики СКР проектов F22P и F40Р

ТТХ СКР проектов F22P и F40P

Характеристика/проект F22P 054А
Длина 123 134,1
Ширина 13,4 16
Осадка 3,4 4,5
Стандартное водоизмещение 2600 3600
Полное водоизмещение 3144 4053
Максимальная скорость 29 27
Экономическая скорость 15 18
Дальность плавания 5000 4000
Экипаж 188 180
Вооружение
Модель АУ, калибр (мм) Тип 79 , 100 (один ствол) H/PJ26 , 76 (один ствол)
Скорострельность (выстр/мин) От 10 до 60 От 10 до 60
Максимальная дальность обстрела наземной/морской/воздушной целе (км) 12/8/6 12/8/6
ПКР (кол-во) YJ-82 (8) YJ-83 (8)
Торпедное вооружение 2 трехтрубных торпедных аппарата для торпед Yu-7 калибра 324 мм 2 трехтрубных торпедных аппарата для торпед Yu-7 калибра 324 мм
Противолодочное вооружение 2 реактивных бомбомета «тип 3200» (боекомплект 48 бомб) 2 реактивных бомбомета «тип 3200» (боекомплект 48 бомб)
Зенитное ракетное вооружение 2 механизированных ПУ ЗУР малой дальности FM-90N (ВМС НОАК имеют обозначение HHQ-7) 32 вертикальных ПУ для ЗУР средней дальности LY-80N (в ВМС НОАК имеют обозначение HHQ-16) и ПЛУР Yu-8
Зенитное пушечное вооружение, калибр (мм) 2 шестиствольные зенитные пушки H/PJ-12, калибр 30 мм 2 шестиствольные пушки H/PJ-12, 30 мм (или 2 11-ствольные пушки схожего калибра)
Силовая установка 2 дизельных двигателя 18Е390VA мощностью 14400 л.с и

2 дизельных двигателя MTU серии 4000 мощностью 8800 л.с.

4 дизельных двигателя SEMT Pielstick 16PA6V-280STC мощностью

6400 кВт/7600 (8450) л.с. каждый

 

Анализ приведенных данных позволяет утверждать, что с принятием на вооружение СКР проекта 054А ВМС Пакистана серьезно повысят свои возможности в области противовоздушной обороны, а кроме того новые корабли обладают достаточно современной системой борьбы с подводными лодками вероятного противника. Так, СКР проекта 054А оснащают подкилевой активно-пассивной гидроакустической станцией (ГАС) H/SJD-9, двумя буксируемыми ГАС (пассивная имеет обозначение TSAS-1), а также буксируемыми имитаторами акустических шумов, которые предназначены для введения в заблуждение торпед с акустическим наведением.

Следующим преимуществом СКР проекта 054А в модификации дл ВМС Пакистана является новая интегрированная мачта, в которой будут установлены радиолокационные станции с активными фазированными антенными решетками S, C и X- диапазонов. Это позволит одному корабля обнаруживать и сопровождать от 200 воздушных и надводных целей одновременно даже в условиях постановки радиоэлектронных помех.

Вполне вероятно, что для снижения стоимости корабля китайские специалисты могут установить двухрежимные скоростные дизельные двигатели 12MW390, которые конструкторами компании «Худун Хэви Машинэри» на основе технической документации на SEMT Pielstick 16PA6V-280STC. По данным китайских источников, двигатель 12MW390 на 72% состоит из комплектующих национального производства и обладает максимальной мощностью 5180 кВт, что гораздо меньше, чем у силовой установки французского производства.

Следует отметить, что корабли проекта 054А доказали свою техническую надежность в ходе регулярных походов корабельных групп охранения ВМС НОАК в акваторию Аденского залива. В качестве подтверждения данного положения представляется возможным указать, что на вооружении трех флотов ВМС НОАК находится 30 кораблей данного проекта, которые в перспективе также будут входить в состав авианосно-ударной группы  ВМС НОАК.