- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии народных протестов в Иордании на Израиль

Риск дестабилизации региональных режимов в ряде случаев, таких как иранский, воспринимаются в Израиле с позитивной точки зрения, поскольку именно этот процесс может оказаться более действенным оружием в борьбе с противником, нежели внешнее давление. Однако негативные тенденции заметны и во внутриполитической жизни соседних государств, с которыми Иерусалим поддерживает дипломатические и экономические отношения, и чья роль имеет существенное значение в урегулировании сразу двух региональных конфликтов – сирийского и палестино-израильского.

В данном случае речь идет об Иордании, где во вторник под давлением народных протестов, вызванных недовольством жестким экономическим курсом правительства, включающим налоговую реформу, был назначен новый премьер-министр О.Раззаз. Однако даже эти перемены не принесли быстрого снижения протестной активности, поскольку участники акций пообещали продолжать свои выступления до тех пор, пока реформа не будет полностью пересмотрена. Лишь после того, как новый премьер-министр пообещал отозвать законопроект о налогах, профсоюзы объявили о приостановке акций. Вместе с тем полностью проблема решена не была, т.к. под давлением Международного валютного фонда Амман все же будет вынужден провести экономические преобразования с целью уменьшения госдолга. Реформы, в свою очередь, явно скажутся на населении не лучшим образом. Из этого следует, как считает местный аналитик Х.Асмар, что протестный настрой подогревается не недовольством конкретными переменами, а общим состоянием системы государственного управления, что уже гораздо более серьезно с точки зрения будущего страны.

Впрочем, и для Израиля последствия этой ситуации могут оказаться довольно серьезными, как минимум по той причине, что граница с Иорданией является самой протяженной, и волнения по обратную её сторону в условиях нестабильности на палестинских территориях чреваты сращиванием этих протестов. Усугубить ситуацию способен и тот факт, что на территории Иордании находится, по данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев на июнь 2018 г., только более 650 тыс. зарегистрированных беженцев из Сирии. Следуя этой логике Иерусалим, заинтересованный в том, чтобы Амман по-прежнему оставался политически стабильным центром силы на Ближнем Востоке, воздерживается от каких-либо оценочных суждений по данному вопросу на официальном уровне. При этом следуют данному правилу не только члены правительства, но и представители оппозиции.

Впрочем, молчание государственных деятелей не исключает дискуссии в экспертном сообществе. Так, приглашенный аналитик Центра стратегических исследований Бегин-Садат Дж.М.Дорси в обзоре, посвященном сравнению нынешних событий с «арабской весной», приходит к выводу, что своими последними по времени действиями король Абдалла II пытается показать близость к народу, а не к ненавистной людям бюрократической системе, однако, только слов для доказательства этого недостаточно, а способность действовать окажется для монарха серьезной проверкой. Об опасности ситуации в королевстве пишет и эксперт Института изучения национальной безопасности (INSS) О.Эран, делающий основной акцент на сотрудничестве Аммана и Иерусалима в сфере безопасности. Исходя из важности данного фактора для Израиля, он считает целесообразным оказывать Иордании посильную экономическую поддержку путем стимулирования совместных инициатив. В качестве наиболее приоритетных направлений он называет возможность увеличения импорта из соседней страны, стимулирование туристической отрасли и развитие проектов с использованием иорданского порта Акаба. Мало того, аналитик призывает не поддаваться спекуляциям по поводу позиции Аммана по палестинскому вопросу.

Любопытно, но версия об израильской озабоченности иорданским внутренним кризисом не единственная. В региональных СМИ появилось предположение, в соответствии с которым Амман был в некоторой степени наказан за отсутствие лояльности по отношению к решению США о переносе посольства из Тель-Авива в Иерусалим. Таким вопросом задался в своем твиттере экс-генеральный директор Международного агентства по атомной энергии, египетский общественный деятель М.Эль-Барадеи. Он написал: «Правда ли, что Иордания наказана из-за своего отказа ликвидировать палестинский вопрос?.. Разве мы не поняли, что дальнейший раскол в арабском мире может быть началом конца для нас всех?». Ту же версию представил и главный редактор новостного агентства MAAN  Н.Лахам, по мнению которого, кризис в Иордании «сфабрикован» США, Израилем и их арабскими союзниками, поскольку королевство отказалось воплощать их план урегулирования и смириться с новым статусом Иерусалима.

Рассмотрение событий в таком ключе создает еще одно важное для Иерусалима измерение – палестинское. Озаботившись судьбой Иордании и не желая терять силу, которая способна оказывать разного рода помощь, Рамалла старательно пытается создать условия для контактов, позволяющих преодолеть ситуацию и остаться партнерами. Так, в начале недели глава ПНА М.Аббас позвонил Абдалле II и выразил свою поддержку. Пресс-секретарь ФАТХа О.Кавасми подчеркнул, что стабильность Иордании входит в число приоритетов для палестинцев, а также отметил: «Палестина и Иордания – сиамские близнецы, которые не могут быть разделены, отсюда следует, что происходящее в Иордании ощущается в Палестине». Эти настроения могут иметь успех во влиянии на общественное мнение и правящие круги королевства, поскольку в нем не раз звучала мысль о том, что раз президент США Д.Трамп не хочет воплощать идею двух государств для двух народов, то он может попытаться превратить в палестинское государство Иорданию, чего не хотят ни в Рамалле, ни в Аммане.

Таким образом, можно прогнозировать, что, принимая во внимание общую социально-экономическую ситуацию в Иордании, обстановка там продолжит оставаться сложной, что будет негативно сказываться на контактах Аммана и Иерусалима. При этом ключевое значение для нарастания напряженности будет иметь не фактор внутреннего кризиса соседней страны, а те настроения в духе теории заговора о влиянии США и Израиля, которые пытаются использовать в Рамалле.