- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах Израиля по восстановлению сектора Газа

Облегчение экономических условий (предоставление жителям Газы разрешения на работу в Израиле и пр.), как стратегия, которая принесла пользу палестинским районам на Западном берегу р. Иордан, все чаще рассматривается многими экспертами и выносится на обсуждение израильского правительства как способ достижения политической стабильности в секторе Газа, которым управляет ХАМАС. Подобные взгляды в Израиле разделяют не все.

В СМИ сообщили о планах Израиля направить в сектор Газа большое количество монет в пол-шекеля (50 агорот) и заменить изношенные купюры новыми, что должно стимулировать объемы ежедневного обращения наличности в анклаве. Сообщалось также, что эти меры являются частью программы американской администрации по облегчению жизни обычных граждан в секторе Газа. Предполагается, что план будет осуществляться с ведома министра обороны Израиля Авигдора Либермана и во взаимодействии с ЦАХАЛом (Армией обороны Израиля). Ожидается, что Иордания внесет миллион динаров. Наибольшее вложение в сектор Газа, миллионы долларов, осуществят американцы. Глава Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас (Абу-Мазена) выступает решительно против этой инициативы и чинит ей препятствия[i] [1].

Два месяца назад в СМИ сообщалось, что в контексте экономического и гуманитарного кризиса в секторе Газа официальные лица из ЕС сделали ХАМАСу предложение о решении гуманитарного кризиса в анклаве. В Газе предлагалось создать орган, действующий от имени ЕС, который брал бы на себя ответственность за гуманитарные вопросы и выплату зарплат чиновникам в Газе в обмен на прекращение вооруженной борьбы ХАМАСа против Израиля как минимум в течение пяти лет. Однако член политбюро ХАМАСа Махмуд аль-Захар в интервью телеканалу «Аль-Кудс» отрицал факт получения от европейцев каких-либо предложений и заявил, что «наши люди от голода не умирают».

Хотя идея экономического и гуманитарного восстановления анклава в обмен на отказ исламистов от насилия и терроризма не нова, предложение уникально тем, что оно включает в себя принятие европейским органом всеобъемлющих полномочий в секторе Газа. Привлекательным моментом в предложении для ХАМАСа должно быть предоставление экономической помощи в сфере здравоохранения, образования, развития и государственного управления напрямую от ЕС, а не через ПНА под руководством Абу-Мазена, как это происходило до сих пор. Кроме того, предполагаемой структуре будут переданы полномочия по сбору налогов, которые в настоящее время собирает Израиль для ПНА.

Сама идея этого предложения, вероятно, может указать на альтернативное направление приложения усилий по палестинскому национальному примирению. Это предложение выдвинуто на случай, если Абу-Мазен решит осуществить свои угрозы по ужесточению экономических санкций в отношении сектора Газа до полного отказа от него.

ХАМАС, как говорят, изучает это предложение и еще не ответил на него. В свете продолжения посреднических усилий Египта в палестинском примирении, ХАМАС может получить преимущество по сравнению с Абу-Мазеном в связи с наличием европейского варианта восстановления сектора Газа.

Кабинет министров Израиля, если не произойдет изменений, планирует обсудить план по предотвращению кризиса и улучшению гуманитарной ситуации в секторе Газа. Как сообщает газета «Маарив», ожидается, что правительство рассмотрит ряд вариантов, в том числе давнюю программу «искусственного острова»[ii] [2] министра транспорта и разведки Исраэля Каца, которая будет представлена ​​министрам на обсуждение официально. На повестке дня кабинета также рассмотрение программы восстановления Сектора, подготовленная специальным координатором ООН по ближневосточному мирному процессу Николаем Младеновым[iii] [3].

Н.Младенов разработал «план Маршалла», который частично опирается на идеи, предложенные в свое время координатором действий правительства на территориях генерал-майором Йоавом Мордехаем. Его программа развития предусматривает создание заводов и инфраструктуры для восстановления Газы на Синайском полуострове и, возможно, в самом Секторе, с использованием средств, выделяемых ООН и международным сообществом.

У Н.Младенова  хорошие отношения с представителями высшего руководства Израиля, и он пользуется доверием многих высокопоставленных чиновников, в том числе министра обороны Авигдора Либермана. Впрочем, сам А.Либерман считает ошибочным утверждение о том, что улучшение гуманитарной ситуации в Газе изменит реальность на границе с Сектором и сведет на нет усилия ХАМАСа по нанесению ущерба Израилю. Но, несмотря на свой скептицизм относительно целесообразности восстановления сектора Газа, Либерман, судя по всему, не будет торпедировать план координатора ООН. Так же, вероятно, будет отменено действующее до сих пор израильское вето на поступление катарских денег на нужды сектора Газа. В последние дни премьер-министр Биньямин Нетаньяху также заявлял о необходимости смягчения гуманитарного кризиса в секторе Газа, и он может представить свои собственные соображения по этому поводу.

Тем временем в высших эшелонах власти Израиля идут обсуждения относительно ответных мер на новый вид террора – запуск воздушных змеев с зажженными факелами с территории сектора Газа, которые угрожают приграничным жителям и уже нанесли ущерб природе и хозяйству. Министр общественной безопасности Израиля Гилад Эрдан потребовал выявлять каждого террориста, запускающего воздушных змеев, и в режиме реального времени применять против него контрмеры, точно так же, как Израиль предотвращал запуски ракет с территории анклава.

В ЦАХАЛе решительно отвергают это требование. Согласно армейским источникам, воздушные змеи как правило запускаются из домов, поэтому нет возможности разрушать дом каждый раз, когда из окна появится воздушный змей. В основном, этим занимаются дети, и удар по ним может нанести гораздо больший ущерб Израилю, нежели подожженные воздушные змеи сами по себе.

Существует еще один вариант, который заключается в принятии стратегического решения рассматривать воздушных змеев в качестве непосредственной угрозы, как попытку повредить пограничный забор. ХАМАС должен ответить за каждого воздушного змея, летящего в направлении Израиля, разрушенной израильской авиацией инфраструктурой и объектами исламистов.

Профессор политологии и ближневосточных исследований Бар-Иланского университета и старший научный сотрудник Центра стратегических исследований Бегин-Садат Гилель Фриш утверждает, что стратегия экономической помощи работает только после того, как противник понес поражение[iv] [4].

Обосновывая свою позицию, он предлагает вспомнить  «план Маршалла» для Европы, «самый успешный пример в истории того, как экономическая щедрость способствовала превращению деструктивного врага в верного и полноценного союзника. Западная Германия стала центральным звеном в архитектуре безопасности западного альянса против стран Варшавского договора во главе с Советским Союзом. Никто не может отрицать успех «плана Маршалла», особенно на фоне разрушительной мстительности западных союзников в отношении Германии после Первой мировой войны. Действительно, эта месть способствовала возникновению нацистской Германии и стала историческим обоснованием «плана Маршалла»».

При этом Г.Фриш отмечает важность двух геостратегических факторов, сделавших целесообразной такую экономическую щедрость в отношении бывшего врага. Во-первых, полное поражение нацистской Германии, ее последующая оккупация и разделение между коалицией победителей означали, что США и их союзники могли моделировать Западную Германию по своему вкусу посредством денацификации и демократического правления, так же, как Советский Союз создал Восточную Германию по своему тоталитарному образцу. Во-вторых, как и остальная свободная Европа, Западная Германия была обязана США за свою безопасность перед угрозой Советского Союза и его сателлитов. Именно с учетом этих двух обстоятельств «план Маршалла» сработал эффективно.

Либеральная экономическая политика Биньямина Нетаньяху в отношении жителей ПНА во главе с Махмудом Аббасом, которая заключалась, прежде всего,  в разрешении работать в Израиле более 100 000 палестинских рабочих (не зависимо от наличия у них разрешения на работу в Израиле), была частично успешной по той причине, что она удовлетворяла два основных условия, которые способствовали успеху «плана Маршалла».

В разгар второй интифады в 2002 году Израиль снова занял крупные города в ПНА, которые превратились в опорные пункты движения ФАТХ, связанного с ПНА, и террористов из ХАМАСа и «Исламского джихада». Это предотвратило в дальнейшем появление такого рода «заповедников терроризма» посредством превентивных арестов (тысячи в год) по всему Западному берегу р. Иордан. Таким образом, по логике Фриша, ПНА потерпела поражение, как и Германия, и точно так же как Западная Германия и США против СССР, Израиль и ПНА стали союзниками против общих врагов – ХАМАСа и «Исламского джихада». Ведь с 2007 года, когда движение ХАМАС захватило Газу, для правительства М.Аббаса главной угрозой стал не Израиль, а исламисты, правившие в Секторе.

И даже тогда, когда два условия, казалось, были выполнены, экономический эффект был ограниченным. После того, как рабочим с Западного берега р. Иордан было разрешено ездить на работу в Израиль, где они зарабатывают почти вдвое больше, чем в ПНА, более 250 палестинцев были мотивированы на совершение убийств в рамках поднявшейся с конца 2015 года волны террора. Число погибших за время этой последней вспышки насилия, в которой были убиты 45 человек по сравнению с 800 жертвами за все время Второй интифады одним и тем же числом террористов, было связано не с более низкой мотивацией. Просто у террористов больше не было «заповедных зон», из которых раньше организовывались продуманные взрывы смертников, и где хранилось большое количество огнестрельного оружия. Фактически, к моменту начала волны террора, профессиональная террористическая инфраструктура ХАМАСа и «Исламского джихада» была полностью разбита.

В секторе Газа ни одно из необходимых двух  условий не преобладает. Газа под управлением ХАМАСа остается закрытой зоной, где ХАМАС может свободно, с незначительным вмешательством, наращивать свои военные возможности и планировать кампании наподобие «Марша возвращения». Нет общего врага, который умиротворил бы ХАМАС, как это было между США и Западной Германией или между Израилем и ПНА. Следовательно, только жесткая политика в отношении ХАМАСа может заставить исламистов обеспечить стабильность и спокойствие в Газе.

Так, три крупномасштабные военные операции Израиля против ХАМАСа в 2008–2009, 2012 и 2014 годах привели к тому, что жители Газы потребовали от руководства ХАМАСа прекратить запуск ракет по израильской территории, которые и привели к этим столкновениям. ХАМАС поддался давлению и действовал соответствующим образом. Дальнейшее давление со стороны населения, вызванное провалом кампании «Марш возвращения», вероятно, побудит ХАМАС вообще прекратить кампанию насилия.

Экономическая щедрость на данном этапе только увеличила бы ресурсы ХАМАСа, поскольку они взимают налоги с поступающих товаров и помощи. Эти деньги будут перенаправлены на такие кампании, как «Марш возвращения». Пока же, считает Г.Фриш, жители сектора Газа жалеют, что в 2006 году проголосовали за ХАМАС. Говорить же об экономической помощи Газе можно будет только после того, как ХАМАС выразит желание превратить Сектор в Сингапур, а не в убийственный террористический лабиринт.

Присущий многим в Израиле оптимизм относительно того, что проблема с сектором Газа упирается исключительно в правящий там ХАМАС, может и имеет под собой определенные основания, но они явно не стопроцентные. Издание Ynet опубликовало слова одного из участников беспорядков на границе сектора Газа. Молодой человек, активный участник группы, запускающей воздушных змеев с горящими факелами на территорию Израиля, утверждает, что ХАМАС не имеет к ним никакого отношения. Этим занимаются молодые люди со всего сектора Газа, каждая группа разделена по регионам, и в каждом регионе есть один человек, который решает, когда запускать воздушных змеев, и помощь ХАМАСа им не нужна. Они ненавидят Израиль и телевизионные кадры об ущербе, который наносят запускаемые ими воздушные змеи, только вдохновляют и привлекают в их отряд еще больше молодых людей[v] [5].

Интересно было бы задать проф. Фришу вопрос относительно того, как он себе представляет «полное поражение» сектора Газа. В одной из предыдущих публикаций мы уже рассматривали суждения некоторых представителей израильского экспертного сообщества о силовом решении проблемы анклава[vi] [6]. Относительно второго условия для целесообразного предоставления экономической помощи Газе возникает не меньше вопросов. В частности, кого конкретно может опасаться сектор Газа так, чтобы попасть в зависимость от Израиля в вопросах обеспечения своей безопасности?

Осмелимся ответить за профессора: «Смысл моих рассуждений и заключался в том, чтобы показать бессмысленность предоставления экономической помощи Газе». Но тогда хотелось бы задать ему последний вопрос: «Какой выход, г-н профессор?»

[i] [7] Израиль, как ожидается, переведет в Газу большое количество монет в полшекеля // Маарив. 05.06.2018. URL: http://www.maariv.co.il/news/military/Article-641476 [8] (на иврите)

[ii] [9] План Исраэля Каца предусматривает строительство транспортного терминала на искусственном острове, который предлагается возвести рядом с сектором Газа. На нем планируется построить морской порт, комбинат по опреснению морской воды, и в перспективе – международный аэропорт. При этом ответственность за безопасность стратегических объектов анклава должен нести Израиль.

[iii] [10] Правительственные источники: «ООН готовит большой план по восстановлению Газы // Маарив. 06.06.2018. URL: http://www.maariv.co.il/news/politics/Article-641579 [11] (на иврите)

[iv] [12] Экономические выгоды не приведут к стабильности в Газе // Центр стратегических исследований Бкгин-Садат. 06.06.2018. URL: https://besacenter.org/perspectives-papers/gaza-economy-stability/ [13] (на англ.яз.)

[v] [14] Террористические воздушные змеи: «Каждый стоит 3-4 шекеля. Понимаем, что вы боитесь» // Ynet. 07.06.2018. URL: https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5279893,00.html [15] (на иврите)

[vi] [16] Об урегулировании в секторе Газа и интересе Израиля // Институт Ближнего Востока. 06.06.2018.

URL: http://www.iimes.ru/?p=44908