- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов развития военно-технического сотрудничества Пакистана и России

Как известно, китайские производители вооружения и военной техники (ВВТ) являются ключевыми участниками процесса модернизации Вооруженных сил Пакистана как самого надежного партнера КНР в азиатском регионе. Вероятно, китайские оружейники поставляют свою продукцию пакистанским военным  в счет кредитов, которые выдает официальный Пекин и тем самым военно-политическое руководство выполняет одновременном две задачи – во-первых, поддерживает  национальный оборонно-промышленный комплекс (ОПК), а во-вторых, поддерживает ближайшего регионального военно-политического партнера. Военная мощь Пакистана является сдерживающим фактором для Индии и это очень важно для военно-политического руководства КНР, которое пытается сбалансировано выделять средства на все виды ВС и в том числе на модернизацию/расширение военной инфраструктуры на западном направлении

Фактически, на протяжении последних 30 лет, ОПК КНР постепенно расширял свое влияние на пакистанских военных, однако в определенных секторах прорыва удалось достичь не так давно. В качестве примера настойчивости китайских оружейников можно привести контракт на поставку четырех СКР проекта F40P и четырех дизель-электрических подводных лодок S20P с воздухонезависиой энергетической установкой, что в совокупности позволит ВМС Пакистана сдерживать растущие военно-морские амбиции официального Нью-Дели.

Конечно, сдерживающим фактором являются эпизодические крупномасштабные учения ВМС НОАК в акватории Индийского океана. Следует отметить, что именно благодаря сотрудничеству со специальными службами Пакистана для китайских специалистов становится доступной информация о процессе строительства атомных подводных лодок и авианесущих кораблей для ВМС Индии.

При всех достижениях судостроительного сектора ОПК КНР, далеко не всем оружейникам из Поднебесной удалось достичь прогресса на пакистанском направлении. В качестве одного из примеров стоит привести провальные испытания образцов стрелкового вооружения китайского производства. В настоящее время, пакистанские военные продолжают преимущественно использовать автоматы и штурмовые винтовки европейского производства.

Другой пример неудачи в соревновании за крупный контракт для ВС Пакистана – провальные испытания ударного вертолета «Учжи-10», который на финальном этапе тендера проиграл турецком Т-129 «Атак», который разработан турецкими специалистами на базе итальянского вертолета А-129. Следует отметить, что китайские производители боевых вертолетов возлагали определенные надежды на возобновление переговоров после того, как турецкие военные потеряли сбитым один вертолет в ходе операции «Оливковая ветвь» в Сирийской Арабской Республике.

Конечно, пакистанские военные продолжают поиск более тяжелых и вооруженных ударных вертолетов, чем Т-129 или «Учжи-10» и в условиях чрезвычайно напряженных политических отношений между Исламабадом и Вашингтоном остается только один реальный вариант – приобретение тяжелых ударных вертолетов Ми-35 в РФ. Данный факт чрезвычайно беспокоит руководителей ОПК КНР, которые «сражаются» практически за каждый контракт на поставку ВВТ за рубеж, поскольку в большинстве стран, особенно среди военно-политического руководства, уверены, что лучшее вооружение, которое можно приобрести и использовать в реальных боевых условиях производят в РФ.

В этой связи представляется возможным отметить, что продукция ОПК КНР также подвержена удорожанию, поскольку развитие собственного полноценного комплекса предприятий по проектированию и изготовлению ВВТ сопряжено со значительными затратами из национального бюджета.

Очевидно, что российские конструкторские бюро и авиастроительные предприятия обладают большим опытом в производственных вопросах, а кроме того, Ми-35, фактически, является серьезной модернизацией Ми-24, проверенного в боях и 40-летней эксплуатацией. По данным китайских источников, за время «афганской кампании» ВС СССР, специальные службы Пакистана в ходе различных специальных мероприятий и операций заполучили шесть вертолетов Ми-24, часть которых была задействована для ознакомления иностранных военных, а другая часть для отработки тактических приемов действий расчетов зенитных пушек и ПЗРК с участием американских военных советников.

«Охота» за советскими вертолетами, годными к полетам оплачивали специальные службы и ВС США, которые были заинтересованы в разработке тактики, которая позволила бы обезопасить сухопутные подразделения ВС стран-членов НАТО от Ми-24. Как сообщают китайские источники, часть вертолетов пакистанские военные передали американским военным, которые перевезли их в США и на протяжении последних 30 с лишним лет базируют на авиабазе Неллис в штате Невада.

Данные вертолеты находятся в состоянии летной годности и их периодически используют в ходе межвидовых учений для демонстрации внешнего вида техники вероятного противника. Известно два случая, когда экипажи Ми-24 условно сбивали истребители-перехватчики F-15 в ходе учений, проводимых на территории США.

Благодаря тесным военно-политическим контактам между Пекином и Исламабадом, китайские военные получили один вертолет годный к полетам, однако китайские технические специалисты не смогли скопировать эту тяжелую боевую машину как целиком, так и его силовые установки в частности. В настоящее время, Ми-24 находится в одном из ведомственных музеев авиационной техники НОАК.

Китайские специалисты и представители ОПК КНР пристально наблюдают за участившимися заявлениями высокопоставленных пакистанских военных о намерениях приобрести партию Ми-35, которые достаточно эффективно показали себя в Сирийской Арабской Республике. По данным китайских источников, российские военные активно используют указанные винтокрылые машины как для огневой поддержки войск при наступательных операциях, окружении противника, так и для заброски отрядов Сил специальных операций ВС РФ и их последующего снабжения.

Китайские конструкторы признают, что еще советские специалисты смогли разработать уникальный боевой вертолет, который сочетает в себе функции ударного средства с высоким уровнем бронезащиты и транспортного средства, которое позволяет доставлять до 8 военнослужащих со штатным вооружением и боекомплектом.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что благодаря шести точкам внешней подвески Ми-24 имел возможность наносить удары по противнику с непревзойденной интенсивностью, однако Ми-35 имеет всего четыре точки внешней подвески. По оценкам китайских специалистов, «35-й» может быть оснащен специальным кронштейном, позволяющим установить не четыре а восемь противотанковых управляемых ракет типа «Атака» т.е один вертолет будет представлять угрозу для танковой роты вероятного противника или для колонны бронетехники боевиков, действующих в горных районах.

Именно возможность активных, долговременных и дальних (до 1000 км при наличии подвесных топливных баков) полетов Ми-35 является самым привлекательным моментом для представителей армейской авиации ВС Пакистана, которые надеются, что рассматриваемые винтокрылые машины позволят с большей эффективностью ликвидировать группы исламистов, действующие на границе с Афганистаном, а также окажут «отрезвляющее» воздействие на индийских военных, которые периодически организуют провокации вдоль линии государственной границы.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что пакистанские военные высказывают готовность приобрести партию истребителей Су-35 и основных боевых танков Т-90МС. Китайские аналитики отмечают, что если официальная Москва решится на заключение контрактов на поставку ВВТ для Исламабада, то это вызовет резкую негативную реакцию в Нью-Дели. Однако, по оценкам китайских специалистов, любые протесты индийской стороны не возымеют действия на военно-политическое руководство РФ, которое серьезно разочаровано разворотом военно-политического руководства Индии на Вашингтон.