- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Продолжит ли Турция экономическое сотрудничество с ИРИ после введения новых санкций?

После выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе дальнейшая судьба соглашения остается под вопросом. Соединенные Штаты предупредили Тегеран о скором принятии самого тяжелого пакета санкций за всю историю и призвали европейские страны так же расторгнуть сделку с Ираном и присоединиться к санкциям. Европейский союз вместе с остальными членами СВПД не согласны с решением Вашингтона, однако, если они не сумеют гарантировать Ирану обеспечение его интересов, то иранское руководство готово само вывести страну из нереализованного соглашения.

В сложившихся условиях правительство Ирана ищет все возможные пути для нивелирования воздействия новых санкций на иранскую экономику, которая и после заключения СВПД не успела восстановиться в полной мере в первую очередь из-за падения цен на нефть, составляющей основу экономики страны. Тегерану как никогда нужно заручиться гарантиями сотрудничества, как от своих традиционных партнеров, так и приобрести новых. Одним из традиционных и выгодных торгово-экономических партнеров Исламской Республики является Турция.

В апреле 2018 года министр экономики Турции Нихат Зейбекчи в сопровождении крупной бизнес-делегации посетил Тегеран, где говорил о фантастических возможностях, которые были предоставлены ядерным соглашением 2015 года. Совет Турции по внешнеэкономическим связям, который пригласил турецких бизнесменов на совместное заседание Турция-Иран, предсказал, что если Турция начнет использовать возможности, предлагаемые Ираном в сферах энергетики, нефтехимии, горнодобывающей промышленности, строительства, логистики и туризма, то стороны достигнут годового товарооборота в размере 30 млрд долларов.

Более 4000 делегаций, специализирующихся на внешней торговле, посетили Иран после отмены санкций. В Тегеране был открыт турецкий четырехэтажный торговый центр. Тем не менее, Турция не смогла получить дивиденды от СВПД.

Решение президента США Д.Трампа выйти из ядерной сделки стало ударом и для турецкого бизнеса.  Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя выход США из СВПД, сказал: «В конце концов, США проиграют». Н.Зейбекчи объявил, что торговля Турции с Ираном продолжится.

За годы предыдущих санкций официально Турция соблюдала санкционный режим в отношении ИРИ, однако сегодня США обвиняют турецкое правительство в пособничестве ряду лиц и организаций, которые помогали иранским компаниям и банкам осуществлять торговлю при посредничестве турецких банков в обход санкций. В частности, речь идет о турецком банке Halkbank, а также Ziraat Bank и Vakıf Bank, которые, по показаниям главного обвиняемого Резы Зарраба, были вовлечены в схему переводов. Судебное разбирательство против ирано-турецких предпринимателей в США еще продолжается. Но сам обвиняемый, хотя еще не назвал имена всех фигурантов операций по обходу санкций, подтвердил, что бывший премьер-министр Али Бабажан отчитался по сделке президенту Р.Т.Эрдогану, сообщает Stockholm Center for Freedom, занимающийся проблемами Турции. В этот раз Вашингтон выдвигает новые условия: США угрожают санкциями в отношении компаний третьих стран, торгующих с Ираном.

В 2012 году Анкара сумела сократить импорт нефти из Ирана, заменив их нефтью из Ирака и Саудовской Аравии, на сей раз Турция может попробовать такой же метод, но это приведет к росту цен на нефть, которые и так уже идут вверх. По данным информагентства Mehr, ссылающегося на данные Iran Petroleum, за первый квартал 2018 года турецкий импорт нефти из Ирана сократился на 20%, тем не менее, ИРИ остается главным поставщиком энергоносителей в Турцию, покрывая более 50%  потребностей страны. Если тенденция на сокращение импорта продолжится, то нехватка отразится на европейских странах Средиземноморья. Однако, напомним, что Европа на данный момент времени не готова отказываться от иранской нефти.

Кроме того, если ранее взаимоотношения между США и Турцией были достаточно удовлетворительными, и Анкара пользовалась толерантностью своего западного союзника, то за последние годы эти отношения пережили серьезный разлад из-за конфликта в Сирии и сближения Турции с Россией, особенно в военной сфере. На этом фоне, следует ожидать, что Соединенные Штаты не только не будут закрывать глаза на нарушение санкций турецкой стороной, но и могут взыскать штрафы за сотрудничество с Ираном за годы санкций по решению американского суда.

Существует не подтвержденная информация о том, что турецкая правящая Партия справедливость и развитие ведет тайные переговоры с Вашингтоном по поводу дела Резы Зарраба. Согласно неофициальным источникам, турецкий политический истеблишмент разделился на две группы: первая выступает за сближение с США и Израилем, другая – призывает противостоять американскому давлению. Например, глава «Рабочей партии» Турции Догу Перинчек раскритиковал американскую политику санкций по отношению различных стран, при которой США рискуют сами оказаться в изоляции, и выразил готовность продолжать сотрудничество с Ираном и другими странами, против которых были введены санкции. Тем не менее, среди турецких экспертов преобладает мнение о том, что в этот раз правительство Турции сможет не поддержать Иран.

Информационно-аналитическое агентство «Тасним», близкое к КСИР, опубликовало письмо ведущих иранских экономических аналииков на имя главы Центрального банка ИРИ Валиоллы Сеифа с рядом предложений, позволяющих «смягчить удар» новых санкций. Именно банковская система наиболее уязвима перед санкциями, т.к. международные банки и финансовые организации отказываются сотрудничать с иранскими, чтобы самим не подвергаться рискам со стороны американского правительства.

В письме говорится, что на сегодняшний день стало очевидным, что конфликт между Ираном и Западом нерешаем. Экономисты и аналитики считают, что Центральному банку необходимо как можно скорее принять соответствующие меры, чтобы обеспечить основу для восстановления иранской экономики.

В первую очередь, эксперты советуют заключать двусторонние денежные договоры со своими торговыми партнерами такими, как Россия, Китай, Турция, Индия, Ирак, Пакистан и пр. Исследования показывают, что если Центральный банк заключит, и далее будет осуществлять двустороннее денежное сотрудничество только с тремя странами — Китаем, Индией и Турцией, то более 40% торговли в стране будет осуществляться без необходимости доллара.

Другим важным шагом, по мнению иранских экономистов, должно стать осуществление финансовых транзакций без использования Общества всемирных межбанковских финансовых каналов связи – SWIFT, сведения из которых Соединенные Штаты используют в свою пользу. В качестве примера в письме приведено соглашение между Ираном и Турцией, согласно которому страны договорились использовать для денежных переводов средства финансовых сообщений отдельных от SWIFT. Тем самым, денежные переводы происходят безопасно, и США не в состоянии проследить за сделками между двумя странами.

Иран и Турция решили отказаться от доллара, как от резервной валюты, и вести двустороннюю торговлю в национальных валютах еще в апреле 2015 года. Однако, первая сделка в национальных валютах была осуществлена лишь в апреле 2018 года. Ожидается, что подобная система позволит увеличить объем товарооборота между странами. Уже долгие годы Анкара и Тегеран заявляют о намерении достигнуть товарооборота на сумму 30 млрд долларов, как было сказано выше, но достичь желаемого результата пока не удается.

По мнению турецкого аналитика Техима Тестекина, турецкие инвестиции и торговля на самом деле не имели возможности значительно выиграть от СВПД и отмены санкций в отношении Ирана. Ежегодный объем торговли между Турцией и Ираном неуклонно снижался с 2012 года, когда цифра достигала отметки в 22 млрд долларов благодаря экспорту золота из Турции. Снижение после 2012 года можно объяснить санкциями и политической напряженностью, связанной с Сирией и Ираком. Тем не менее, после отмены санкций объем торговли с Турцией в 2015 году составил 9,8 млрд долларов, в 2016 году сократился до 9,7 млрд долларов, а в 2017 году сумма товарооборота составила 10,75 млрд долларов.

Исходя из письма иранских аналитиков, Турция рассматривается в Иране в качестве одного из главных экономических партнеров не только в настоящий момент времени, но и в случае действия санкций. Неслучайно, спустя несколько дней после заявления Д.Трампа о выходе США из СВПД состоялся визит главы президентского аппарата Ирана Махмуда Ваези в Анкару, где он провел встречу с министром экономики Турции и председателем Объединенной комиссии по экономическому сотрудничеству Нихатом Зейбекчи. Стороны обсудил пути расширения и углубления экономических отношений и ускорение реализации соглашений между президентами двух стран в политической, культурной и экономической сферах.

Ссылаясь на важность и усилия властей Ирана и Турции по развитию торгово-экономических отношений, М.Ваези призвал к использованию всех возможностей и потенциала обеих стран во всех экономических аспектах в интересах двух сторон и государств региона. Указывая на роль банковских связей в развитии экономических отношений, глава канцелярии президента заявил: «При активном участии Комиссии по экономическому сотрудничеству увеличение объема и уровня экономических отношений между двумя странами может быть ускорено».

Со своей стороны министр экономики Турции Н.Зейбекчи подчеркнул: «Мы полны решимости устранить все возможные барьеры и обеспечить необходимый уровень экономических отношений с Исламской Республикой», отметив, что у его страны нет препятствий для укрепления экономических отношений с Ираном.

Однако, причины отсутствия роста объема товарооборота и желаемого уровня экономических отношений заключаются не только во внешних факторах, но и особенностях иранской экономической системы. Дело в том, что после Исламской революции новый режим страны начал контролировать иностранные инвестиции посредством различных фондов — боньядов, которые требуют партнерства и контроля над инвестициями. На сегодняшний день существует около сотни подобных фондов. Они контролируют более 80% экономики страны и руководятся верховным лидером ИРИ. Многие из них аффилированы с Корпусом стражей исламской революции. Тем самым подобные условия только отпугивали потенциальных инвесторов. Фондовая система неоднократно подвергалась критике не только со стороны иностранных бизнесменов, но и самих иранцев, так как фонды  конкурируют со слабо защищенным частным сектором. Иранские компании жалуются на трудность конкуренции с боньядами, политические связи которых обеспечивают правительственные лицензии и субсидии.

Хасан Роухани в первый свой срок на посту президента ИРИ поставил задачу добиться отмены санкций, и его команде переговорщиков удалось достичь поставленной цели. После победы на выборах 2017 года президент выбрал курс на либерализацию иранской экономики, развитие частного сектора и привлечение иностранных инвестиций. Ожидается, что в условиях новых санкций, иранское руководство предложит особые инвестиционные условия  для своих главных партнеров, в частности для турецких компаний.

Несмотря на санкционное давление США, снижение объемов ирано-турецкого делового взаимодействия не предполагается. С одной стороны это связано с недочетами в отвергнутом СВПД, с другой – с невыполнением американцами ми же подписанного соглашения. Между тем, Иран и Турция уже имеют достаточный опыт ведения дел в условиях жестких санкций и противодействий не только США, но и всего коллективного Запада. Сейчас то самое время, когда этот опыт им понадобится. Хотя официальные лица Турции не поддерживают решение США ввести новые санкций против Ирана, препятствиями на пути развития двусторонних торгово-экономических отношений могут стать внутренние экономические проблемы, как в самой Турции, так и в Исламской Республике.