- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Долгий путь к новому правительству Ирака

15 декабря 2005 года в Ираке состоялись всенародные выборы в парламент, по результатам которых должно было быть сформировано новое правительство страны, но лишь 20 января 2006 года были обнародованы официальные результаты выборов. Объединенный иракский альянс (коалиция шиитских религиозных партий) получил 128 из 275 мест в законодательном собрании. Альянс курдских партий имеет 53 мандата, а представители суннитов — 55. Если победа шиитских партий была прогнозируема, то курдские партии перед началом выборов ожидали приблизительно 35 мест. Большее количество мест им удалось получить из-за того, что их предвыборный блок объединил представителей христианских, ассирийских и туркменских групп.

275-местная Национальная ассамблея избирается на 4 года. 18 провинций представляют избирательные округа. 230 мандатов распределяются по провинциям согласно количеству жителей. 45 мандатов распределяются среди партий, получивших поддержку более чем в одной провинции. 15 миллионов граждан из 27 имеют право голоса. Женщины должны представлять треть кандидатов от каждой партии.

Существовали опасения, что победа шиитских религиозных групп, особенно на юге Ирака, может принести дополнительные трудности, как для самого Ирака, так и для американской администрации. Шиитские лидеры на юге страны уже ввели более суровые правила поведения согласно исламским нормам, в частности по отношению к женскому населению. Кроме того, это могло означать сближение с Ираном, отношения которого с Соединенными Штатами в последнее время достигли критического уровня.

И вот, лишь 4 месяца спустя после провозглашения официальных результатов выборов, после длительных дебатов, на второй после избрания сессии парламента был найден консенсус, в результате чего 73-летний Джаляль Талабани (курд) был переизбран на должность президента Республики Ирак, в свою очередь он назначил шиита Джавада Малики новым премьер-министром Ирака.

Все это состоялось на фоне постоянных заявлений, как в самом Ираке, так и в Соединенных Штатах, что Ирак находится на грани, или, даже уже в состоянии гражданской войны из-за неспособности американских и иракских войск обеспечить надлежащий уровень безопасности в стране. 23 апреля газета „Нью-Йорк Таймс” опубликовала интервью с бывшим Государственным секретарем США М. Олбрайт, которая, комментируя политику Дж. Буша в Ираке, сказала, что она выступает за демократию, но насаждение демократии — это оксюморон (острая глупость-авт). Люди должны сами избрать демократию, а введение американских войск в Ирак может закончиться как самая большая катастрофа американской внешней политики — подчеркнула дипломат.

Еще 12 февраля 2006 года блок шиитских партий назвал тогдашнего премьер-министра страны Ибрагима Джаафари своим кандидатом на должность следующего главы правительства. Но против его назначения активно выступали сунниты и курды. Временного премьера, в частности, обвиняли в неспособности сплотить вокруг себя иракское общество, добиться доверия со стороны суннитского и курдского населения страны, а также в том, что он в своих действиях руководствовался, в первую очередь, интересами своей политической фракции.

Назначение Джавада Малики стало возможным после того, как накануне очередной сессии парламента Ибрагим Джаафари заявил, что готов сложить с себя полномочия, если того пожелает шиитское большинство, которое назначило его на должность главы кабинета. До последнего момента кандидатура Малики рассматривалась как наименее вероятная, не в последнюю очередь из-за его близости к Джаафари. Однако суннитские и курдские лидеры заявили, что не имеют ничего против кандидатуры Малики. До своего назначения на пост премьер-министра Ирака, он был фактически неизвестной фигурой для международного сообщества, тем не менее, он играл одну из ведущих ролей в процессе формирования политики Ирака после американского вторжения. В отличие от своих однопартийцев он выступал против американского вторжения в Ирак в 2003 году. В своем интервью ливанской газете „аль-Нагар” в конце 2002 года Малики говорил, что „Опасность для Ирака состоит в возможности американской администрации делать ошибки в управлении этим кризисом. Не позавидуешь тем, кто будет руководить Ираком после Саддама Хусейна. Не боритесь за управление Ираком полного вдов, сирот, и отягощенного большим долгом”.

Джавад Малики родился в городе Кербела в 1950 году, изучал арабскую литературу в Университете Багдада, присоединился к шиитской оппозиционной режиму Хусейна партии «Даава», и в 1980 году был вынужден покинуть страну из-за того, что ему был вынесен смертный приговор за участие в деятельности партии. Он жил в Сирии и Иране, откуда направлял активистов в Ирак. Малики возвратился из эмиграции в 2003 году после свержения режима Саддама Хусейна, был избран в парламент в январе 2005 года и стал одним из руководителей комиссии, которая занималась предотвращением проникновения представителей бывшей правящей партии «Баас» в правительственные и военные структуры. Кроме того, он был главным представителем шиитов на переговорах по новой иракской конституции.

Перед возвращением из изгнания его спросили, каким он видит будущее общество в своей стране, на что он ответил, что хотел бы видеть Ирак, в котором разные религиозные и этнические группы относились бы друг к другу как равные.

У Джавада Малики есть 30 дней на формирование нового кабинета министров, который должен быть утвержден иракским парламентом. Это станет первым вызовом для новоизбранного главы правительства. Особое соперничество ожидается при распределении должностей министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, финансов и нефти. Да, и как показала практика последних месяцев, срок формирования правительства может значительно затянуться.

В своем первом выступлении Малики заявил, что хотел бы оставить в стороне религиозные и этнические споры и создать правительство, в котором были бы представлены все слои иракского общества. Малики также дал понять, что хотел бы превратить военизированные формирования в вооруженные силы. По его словам, те, в чьих руках находится оружие, должны быть подконтрольны правительству. Партия «Даава» не имеет своих военизированных групп, однако, месяцы выступления повстанцев, как шиитов, так и суннитов, на первый план ставят для нового правительства решение вопросов обеспечения безопасности.

Президент США Дж. Буш приветствовал назначение Малики на должность премьер-министра и выразил готовность работать с новым иракским правительством. Буш пообещал, что Соединенные Штаты помогут иракскому правительству установить контроль над военизированными группировками, восстановить инфраструктуру и установить право закона. В Соединенных Штатах уже началась предвыборная гонка в Конгресс, выборы в который пройдут в ноябре. И, принимая во внимание, самый низкий за все время президентства рейтинг Дж. Буша и постоянные требования общественности вывести 130 тысячные американские войска из Ирака, республиканцы очень нуждаются в скорейшей стабилизации ситуации в Ираке для поднятия своего рейтинга. С момента начала иракской компании в 2003 году погибло более 2380 американских солдат. Бывший кандидат в президенты США Дж. Керри настаивает, чтобы был составлен план вывода американских войск до конца этого года, сравнивая ситуацию в Ираке с Вьетнамом. Мадлен Олбрайт в своем интервью «Нью-Йорк Таймс» заявила, что самой большой ошибкой администрации Буша считает то, что демократия стала плохим словом, так как стала ассоциироваться с оккупацией и вторжением. Возможно из-за усилившейся внутренней оппозиции по вопросу нахождения американских войск в Ираке, одним из главных тезисов заявлений президента Дж. Буша и госсекретаря К. Райс, стало положение, что формирование иракского правительства может стать началом вывода американских войск из Ирака.

На заседании парламента 22 апреля депутаты также избрали нового спикера — им стал 58 летний суннит Махмуд Машхадани. Он — бывший военный медик в армии Саддама Хусейна, которой был несколько раз арестован из-за участия в исламистских фундаменталистских группах, которые выступали против режима Саддама Хусейна в 80-е и 90-е гг. Считается, что эффективное суннитское представительство, которое стало возможным после полноценного участия суннитов в декабрьских выборах, вместо бойкота выборов в январе 2005 года, поможет в борьбе с националистически настроенными группировками, и оставит экстремистов без лозунгов относительно нарушения прав представительства суннитов. Так, кроме нового спикера парламента – суннита, лидер Иракской исламской партии, которая входит в состав Иракского фронта согласия, Тарик аль-Хашеми был избран вице-президентом Ирака. Этот 64 летний политик категорически против автономизации некоторых районов Ирака, и поддерживает идею о выводе из состава сил безопасности шиитских военных.

Вторым вице-президентом был избран представитель крупнейшей шиитской партии – Верховного совета за исламскую революцию в Ираке, 66- летний Адель Абдуль Махди, это его второй срок на этом посту. Вторым шиитом на руководящем посту стал вице-спикер парламента 57-летний Халид аль-Атиях. Он является клириком, независимым законодателем в составе шиитского альянса. Он родился в Ираке и изучал исламскую юриспруденцию в Наджафе, в 1979 году покинул Ирак после того, как был несколько раз арестован. Работал в различных религиозных и научных институтах, а с 2000 по 2004 год возглавлял факультет исламских исследований в Оксфорде.

Вторым курдом, получившим ответственный пост в руководстве Иракской Республики, стал член Демократической партии Курдистана Ареф Тайфур, который после недолгого изгнания в Иране и Австрии, в начале 90-х возвратился в Иракский Курдистан и работал в политбюро партии.

Первый временный премьер-министр страны Айяд Аллауи теперь возглавляет светский блок, чье представительство в парламенте по итогам декабрьских выборов, уменьшилось с 40 до25 мест, из-за активного участия суннитской общины. Пока Аллауи не был предложен ни один высокий пост вруководстве страны. Это произошло из-за того, что он отверг распределение постов по этно-религиозной квоте, и даже заявил, что его блок может уйти в оппозицию.

Для иракского общества наилучшим вариантом стало бы как можно более быстрое формирование нового состава кабинета министров. Только законно сформированное правительство с достаточным представительством всех этно-религиозных групп будет иметь власть и доверие у населения, а как результат возможности для восстановления страны и обеспечения ее безопасности. Более того, стабильное правительство даст дополнительный аргумент сторонником постепенного вывода коалиционных войск из Ирака, и возможно определения в ближайшее время даты вывода американских войск. Уже после выборов в декабре 2005 года, ряд стран заявили о сокращении своих контингентов и возможности передать полномочия по обеспечению безопасности иракским военным. Однако только окончательно сформированный кабинет министров даст ответ на ближайшие перспективы Ирака, так как до последнего момента существует опасность того, что при распределение портфелей по этническому и религиозному признаку, может привести к еще большему разделению внутри иракского общества.