- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах враждебного отношения Бахрейна к Ирану

Между Ираном и Бахрейном уже более двух лет отсутствуют дипломатические отношения. В январе 2016 года объявила о разрыве официальных отношений Манама в знак поддержки своего союзника — Эр-Рияда, так же разорвавшего дипотношения с Тегераном после конфликта, связанного с казнью шиитского клирика шейха Нимра ан-Нимра в КСА. Однако, Бахрейн не перестает искать следы вмешательства Исламской Республики во внутренние дела государства и продолжает враждебную политику по отношению к ИРИ.

Шиитское большинство Бахрейна (по оценкам до 75% населения) подвергается различной дискриминации в области социальных, политических, религиозных прав. Подобная ситуация заставляла жителей островного государства неоднократно выступать с акциями протестов, которые грубо подавляются со стороны правящего суннитского меньшинства, во главе с династией Аль Халифа. Последние крупные массовые акции произошли в феврале 2011 года на фоне волны протестов, охвативших арабский мир и вылившихся в «арабскую весну». Однако, в самом Бахрейне революция не состоялась, протесты были подавлены и начались массовые чистки.

Власти Бахрейна обвиняют в организации беспорядков Иран и ливанское движение «Хизбалла». Иран, позиционирующий себя в качестве защитника всех угнетенных народов, особенно шиитов региона, неоднократно выступал с критикой властей соседнего государства и выражал солидарность с шиитами острова. И Иран, и «Хизбалла» отрицают какую-либо причастность к беспорядкам в Бахрейне и всякое вмешательство во внутренние дела страны. В Манаме видят в лице Исламской Республики Иран и ее союзников серьезную угрозу для арабских стран Персидского залива, и Бахрейна в частности.

Пытаясь использовать обострение в отношениях Ирана с США, Бахрейн подтвердил свою поддержку новой стратегии, принятой Вашингтоном в отношении Ирана, «с целью устранения угрозы политики Ирана, которая подрывает безопасность и стабильность в регионе», пишут арабские СМИ.

Министр иностранных дел Шейх Халид бен Ахмад Аль Халифа сказал послам Франции, Германии и Великобритании, что Бахрейн приветствует стратегию США по преодолению недостатков ядерного соглашения и прекращению подрывного вмешательства Ирана и поддержки террористических групп в регионе. Он подчеркнул, что политика США направлена на предотвращение угрозы иранской программы баллистических ракет и обеспечение мира и безопасности в регионе и во всем мире.

Со своей стороны послы европейских стран на встрече с Шейхом Халидом представили заявление совместного комитета сторон ядерного соглашения с Ираном, в котором объяснялось стремление их стран поддерживать сделку и сохранить достигнутые результаты, с тем, чтобы помешать Ирану стать ядерным государством.

В прошлом месяце официальная Манама заявила, что решение президента США Дональда Трампа выйти из ядерной сделки с Ираном отразило приверженность его страны противостоянию иранской политике и постоянным попыткам Тегерана распространить терроризм в регионе с полным нарушением международных норм и законов.

«Соглашение характеризовалось несколькими недостатками, наиболее важным из которых было не рассмотрение иранской программы баллистических ракет и ее угроза безопасности и стабильности в регионе посредством вмешательства во внутренние дела других стран, а также его поддержки ополченцев в этих странах», — говорится в заявлении Министерства иностранных дел Бахрейна вскоре после того, как Дональд Трамп заявил о выходе из СВПД.

Однако, поддержка антииранской политики США не единственный враждебный шаг Манамы. В мае т.г. в Бахрейне прошел самый многочисленный судебный процесс по делу о терроризме. Со времени массовых протестов 2011 года власти расправляются с активистами, диссидентами и инакомыслящими. Правительство Бахрейна обвинило этих диссидентов в «получении поддержки со стороны Ирана». Дело о терроризме было связано также с обвинениями в адрес Тегерана 2015 года, когда бахрейские правоохранительные органы заявили, что Исламская Республика помогла ряду беженцев из Бахрейна организовать боевую группу под названием «Зульфикарский батальон» и направила их обратно в страну.

В заявлении суда говорится, что 138 человек обвиняются в участие в нападениях с использованием взрывчатых веществ и хранении взрывчатых веществ. Согласно решению суда, 53 человека получили пожизненный срок, 62 —  приговорены к тюремному заключению на срок от трех до пятнадцати лет, и еще 23 человека были оправданы по обвинению. 115 человек были лишены бахрейнского гражданства.

Представитель шиитского лидера Бахрейна в Иране ходжат-оль-ислам Шейх Абдулла аль-Дукак в интервью корреспонденту иранского информационного агентства «Шабестан» в Куме прокомментировал заявление министра иностранных дел своей страны и сказал, что обвинения режима Аль Халифа в адрес Ирана не законные и не обоснованные. По его мнению, власти Бахрейна связывают кризис в стране со внешними факторами, чтобы  избежать внутренних конфликтов и кризиса.

Бахрейнский священнослужитель критиковал быстрый процесс нормализации отношений с Израилем и заявил: «Аль Халифа стремится защитить себя, ускоряя процесс нормализации отношений с врагом, потому что чувствует, что его существование может быть разрушено». Шейх Абдулла аль-Дукак считает, что установлением отношений с Западом Аль Халифа пытаются добиться удовлетворения США и Запада и тем самым стать их союзником и получить дальнейшую поддержку Запада.

Директор Бахрейнской семинарии в Куме А.аль-Дукак, говоря о возможности сближения его страны с Израилем, отметил: «Если кризис и напряженность продолжатся в регионе, вполне вероятно, что Аль Халифа объявит о нормализации отношений с режимом, оккупировавшим палестинской территории». Вместе с тем, он подчеркнул, что бахрейнцы быстро отреагировали на слова министра иностранных дел в «защиту сионистского режима», сказав, что эти слова «вообще не отражают взглядов нации и лишь выражают мнение режима». В заключении своего интервью клирик заявил, что «вскоре всем будет ясно, что Аль Халифа — предательский и наемнический режим, который отвернулся от арабских и исламских народов и обязательно войдет в темный туннель».

Суннитской королевской семье удерживать власть в стране, где она не пользуется поддержкой шиитского большинства, становится все сложнее. Опасения властей усилилось на фоне приближающихся парламентских выборов в стране, запланированных на осень 2018 года.

11 июня король Хамад бен Иса Аль Халифа подписал «Закон о политических правах», измененный вариант закона о выборах в королевстве, который запрещает «лидерам и членам политических объединений, распущенных за нарушение конституции королевства или его законов» выдвигать собственных кандидат. Закон также запрещает любому осужденному за уголовное преступление, даже если им была предоставлена амнистия, участвовать в выборах.

Бахрейнская основная шиитская оппозиционная группа Национальное исламское общество «Аль-Вефак» осудила принятый закон, запрещающий участие оппозиционных партий и организаций в парламентских выборах. В заявлении «Аль-Вефак», опубликованном 13 июня, говорится, что законодательство лишает более 50 000 граждан Бахрейна их гражданского и политического права участвовать в выборах.

«Этот запрет призван компенсировать политическую неудачу Манамы перед лицом народных демократических протестов, требующих формирования справедливого правительства», — отмечено в заявлении. Общество «Аль-Вефак» было расформировано правящим режимом в 2016 году. Лидеры и члены организации на протяжении долгих лет подвергаются преследованиям и арестам, часть из них была лишена гражданства. Однако, оппозиционное общество не прекратило свою борьбу. Исламская Республика Иран оказывала поддержку «Аль-Вефак» на дипломатическом уровне и осуждала действия правительства Бахрейна по отношению к членам организации. Манама обвиняла именно Тегеран и «Хизбаллу» в объединении сил с «Аль-Вефак» с целью свергнут правительство Бахрейна. В докладе, направленном в ООН, правительство королевства обвинило «Хизбаллу» в обучении вновь принятых в общество активистов в лагерях в Ливане и Иране.

Многие лидеры и члены «Аль-Вефак» проходили религиозное обучение в Иране и Ираке. Али Салман, руководитель организации, получил образование в богословском центре Кума. Последний был приговорен к девяти годам тюремного заключения по обвинению в разжигании ненависти к режиму и призыве к военному перевороту.

В бахрейнских государственных СМИ были также утверждения о том, что лидер «Хизбалла» Хасан Насралла и другие высокопоставленные должностные лица из этой организации встретились с членами «Аль-Вефака», чтобы организовать протесты против правительства, а также заявления о том, что шиитские группы использовали телеканал «Хизбаллы» «Аль-Манар» для мобилизации протестующих. Более того, общество «Аль-Вефак» начали называть бахрейнской ветвью «Хизбалла».

Не последнюю роль в сталкивании двух стран играют и Соединенные Штаты. Американские власти утверждают, что повстанческая деятельность в Бахрейне — ключевая цель военно-морских операций США, за последний год усилилась, поскольку несколько поддерживаемых Ираном групп, вооруженных контрабандным оружием, планируют нападения на силы безопасности. Об этом пишет американское издание The Washington Post.

Согласно публикации WP, в отличие от Ливана, Ирака и Сирии, где крупные силы, поддерживаемые Ираном, оснащены тяжелым оружием и имеют политическое влияние, повстанцы в Бахрейне легко оснащены и действуют в небольших масштабах, совершая  мелкие нападения.

Бывший посол США в Бахрейне Томас Краесски, который занимал эту должность с 2011 по 2014 год, заявил, что официальные лица США впервые обнаружили иранскую роль в восстании 2011 года, когда силы безопасности начали подвергаться нападениям посредством отдельных атак, первоначально осуществляемых при помощи самодельных бомб, а позже оружие доставлялось из Ирана контрабандой морем. Среди изъятых вооружений было большое количество взрывчатки С-4 и другое оружие, такое же, какое использовалось шиитской полицией, поддерживаемой Ираном, против военнослужащих США в Ираке после 2003 года.

Аресты и репрессии в стране продолжаются. Иранское агентство «Тасним» 16 июня сообщило о серии захватов и арестов по политическим мотивам в различных районах государства. По последним данным, ряд шиитских священнослужителей и активистов были доставлены в спецучреждение, где у них был взят анализ ДНК без их согласия. Подобное отношение вызвало очередную волну недовольства подданных Бахрейна. И даже призывы американских правозащитных организаций, в частности Организации по правам человека и демократии, освободить политзаключенных и соблюдать права человека не дают результатов.

По данным «Тасним», правительство Бахрейна подписало контракт с сильной лоббистской организацией, чтобы улучшить свое положение в глазах своих западных союзников, главным образом, США. Журналист Зайд Бенджамин представил копию заявления Министерства юстиции США о том, что посольство Бахрейна в Соединенных Штатах в настоящее время является клиентом лоббистской компании BGR Government Affairs. Компания, штаб-квартира которой находится в трех зданиях от Белого дома, выделяет миллионы долларов через общественные отношения и рекламные услуги для иностранных правительств и крупных корпораций.

«Тасним» сообщает, что правительство Бахрейна уже оказало огромное давление на политическую элиту в Вашингтоне для поддержания своих политических, экономических контактов и связей в сфере безопасности с Соединенными Штатами. Посольство Бахрейна подписало контракт с Miller & Chevalier Chartered Lobby в Вашингтоне стоимостью в 110 млн долларов, чтобы подтолкнуть Белый дом к освобождению Бахрейна от налогов на экспорт алюминия в США в этом году. Американское лобби в Саудовской Аравии, называемое Саудовско-американским комитетом по связям (Supraq), является еще одним учреждением, которое служит интересам Бахрейна.

В условиях отсутствия дипломатических отношений между ИРИ и Бахрейном урегулировать разногласия путем диалога становится невозможной задачей, а переводить обвинения в адрес Тегерана в правовое поле Манама не собирается. Все обвинения в поддержке и финансировании шиитских повстанцев Бахрейна со стороны Ирана остаются на уровне заявлений и не подкреплены доказательствами и фактами, что позволяет Исламской Республике отвергать все версии бахрейнской стороны.

Тем не менее, Аль Халифа все острее ощущают зыбкость своего положения в стране. Отсутствие поддержки большинства бахрейнцев делает их власть нелегитимной, подкрепленной лишь репрессиями и чистками. Даже западные союзники Бахрейна, во главе с США, призывают правящий режим провести реформы, том числе в области прав человека. Однако недавние действия властей свидетельствуют о том, что прислушиваться к Западу режим не готов. Очевидно, что режимы, которые не реагируют на социальные реалии своей страны, долгое время не могут существовать — доказательство этого — печальная судьба Ирака и Саддама Хусейна, Ливии и  Муаммара Каддафи или современной Сирии. Несомненно, геополитические оппоненты этого режима будут также использовать свои социальные проблемы, но первопричины и основные предпосылки печального сценария всегда лежат в обществе, живущем в реалиях авторитаризма, религиозной сегрегации и нарушения прав человека.