Ливийская национальная армия (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара начала в воскресенье масштабную операцию по выдворению боевиков из наливных терминалов в районе так называемого «нефтяного полумесяца» (побережье залива Сирт). Об этом сообщает агентство АФП со ссылкой на официального представителя ВС Ахмеда аль-Мисмари. «Мы начали крупное наступление при поддержке ВВС, чтобы изгнать банды аль-Джадрана и его союзников», — сказал аль-Мисмари. В четверг на рассвете два крупнейших в стране экспортных терминала Рас-Лануф и Эс-Сидр подверглись массированной атаке формирований контролировавшего их в прошлом полевого командира Ибрагима аль-Джадрана. Поддержку ему, как сообщалось, оказали связанные с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) исламистские «Бригады обороны Бенгази» и ряд радикальных формирований с юга Ливии, в том числе члены чадской оппозиции, давно обосновавшейся в Ливии. Сам И.аль-Джадран заявил в распространенном видеообращении о начале операции, направленной «на избавление народа нефтяного полумесяца от гнета и притеснения». По некоторым данным, участие в штурме приняли и террористы из «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). ЛНА утверждала, что отбила наступление. Между тем, сообщалось, что боевикам удалось занять ряд объектов Рас-Лануфа и Эс-Сидра, они также подожгли одно из нефтехранилищ. Все минувшие дни ЛНА стягивала большие подкрепления в район стычек, нанося массированные авиаудары по скоплениям противника. В результате бомбардировок ранее в воскресенье были уничтожены три бронемашины экстремистов и два танка, передает новостной портал «Аль-Мутавассит». В этой связи Национальная нефтяная корпорация (ННК — National Oil Corporation) Ливии объявила о «состоянии форс-мажора» в портах в связи с атаками боевиков. Как отмечалось в ее коммюнике, с четверга, 14 июня, приостановлены все поставки нефти из Рас-Лануфа и Эс-Сидра, а все находившиеся там сотрудники эвакуированы. Директор ННК Мустафа Саналла указывал, что подконтрольная ему структура, если подобные атаки продолжатся, будет нести потери более $800 миллионов в месяц, а уже сейчас от возникших вооруженных столкновений в прибрежной зоне производство нефти не досчиталось порядка 240 тысяч баррелей. Нынешнее наступление произошло, по нашим данным, сразу же после окончания перегруппировки сил ЛНА из-под Дерны и соответствующего согласования предстоящих наступательных действий со стороны Парижа. В настоящее время служба внешней разведки Франции DGSE практически полностью переключила свои усилия на ливийском направлении именно на обеспечение предстоящего наступления на позиции боевиков в районе «нефтяного полумесяца» В частности, на это направление переброшен самолет-разведчик основного частного субподрядчика DGSE фирмы САЕ, который ранее сыграл ключевую роль в организации наступления на Дерну. Прежде всего с точки зрения проведения доразведки целей и рекогносцировки наносимых воздушных ударов. По нашей информации, эта франко-люксембургская авиационная компания работает персонально на французскую разведку, а не на непосредственно командующего ЛНА Х.Хафтара. Этот самолет по прежнему базируется сейчас на военной авиабазе Аль-Хадим, контролируемой Хафтаром. Одновременно французские военные переправили на цели в районе «нефтяного полумесяца» и самолет-разведчик Службы авиационной обороны (Avdef), который был дислоцирован на Мальте в конце мая с.г. Служба авиационной обороны (Avdef) — это совместное предприятие Airbus, основного субподрядчика Министерства обороны Франции Defense Conseil International (DCI) и британской компании Cobham. С 23 мая этот самолет Reims-Cessna F406 выполнял исключительно миссии разведки и мониторинга каналов нелегальной миграции в Средиземном море районе Триполи и «нефтяного полумесяца». Указанная фирма всячески маскирует свою принадлежность к государственным заказам на ливийском направлении и мотивирует свою деятельность исключительно заказами от «частных коммерческих структур». Сейчас эти силы также задействованы для координации наступления сил ЛНА на объекты «нефтяного полумесяца».
В этой связи основным авиапоставщиком для нужд ЛНА и снабжения ее боеприпасами и самолетами для нанесения бомбовых и штурмовых ударов в последние месяцы стала частная полусекретная компания бизнес-авиации Sonnig International Private Jet (SIPJ), которая базируется в Фуджейре в Объединенных Арабских Эмиратах и возглавляется Риккардо Мортарой, В прошлом месяце SIPJ предоставил ЛНА военно-тренировочный самолет L-39С чешского производства. Самолет, который базируется с начала июня в аэропорту бывшей базы ВВС Ливии «Бенин», имеет устаревшую американскую регистрацию-N393WA и до сих пор имеет логотип SIPJ. Предполагается, что эта компания купила самолет у американского брокера в декабре прошлого года. Представители компании категорически отказываются отвечать на вопросы о миссиях, которые она осуществляет в Ливии. По нашим данным, этот самолет помимо тренировки летчиков ВВС ЛНА также используется и для разведки и нанесения воздушных ударов по выявленным наземным целям. Командующий ВВС ЛНА Сакр Аль Джаручи в настоящее время курирует работы по вводу в строй еще 15 L-39, большинство из которых были повреждены во время захвата силами Хафтара базы ВВС в мае 2017 года. На сегодня совершенно точно, что один из этих самолетов был восстановлен и совершил первый полет с базы 10 мая. В ближайшее время ожидается ввод в строй еще двух самолетов. Помимо этих функций SIPJ обеспечивает и перелеты самого Хафтара и членов его штаба в рамках официальных или неофициальных миссий за рубежом. Для этого ей используется Falcon 900, который уже несколько раз перевозил самого Хафтара и его начальника штаба Ауна аль-Ферджани, Когда этого не требуется, самолет, который был предоставлен в распоряжение Хафтара через эмиратскую компанию Emirati Golden Eagle Trading FZE, возвращается в аэропорт Турина в Италии, где SIPJ имеет дочернюю компанию.
Эта структура была создана в 2014 году в Женеве и в том же году попала под запрет швейцарского Управления Федеральной гражданской авиации за нарушения в рамках эксплуатации. До этого компания Sonnig обслуживала ряд деятелей шоу-бизнеса, среди которых стоит отметить Jay-Z и Бейонсе. Но основатель компании Р.Мортара известен другим. Он был прежде всего был личным пилотом Альфреда Сирвена, тайного дилера французской нефтяной группы Elf, которая позже была поглощена Total. Эти отношения в свое время стали очевидными в рамках уголовного расследования «Анголагейт» во Франции и Швейцарии по участию французских фирм в незаконных поставках оружия в Анголу в 1990-е годы. Следователи обоснованно подозревают главу Sonnig Р.Мортара в осуществлении таких перевозок и участии в управлении секретными фондами французского нефтяного концерна. Однако ни Sonnig, ни его босс не попали под уголовное преследование, а благополучно перебрались в Фуджейру. Теперь Мортар предпочитает камуфлировать свои операции по поставкам бывшего советского оружия через ОАЭ в Ливию организацией различных публичных кампаний, типа осуществленного им авиационного рекорда в 2010 году в рамках кругосветного облета земного шара с лимитированным количеством дозаправок.
По оценкам экспертов, сейчас в распоряжении ЛНА Х.Хафтара небольшой парк истребителей, вертолетов и транспортных самолетов, и она в критической степени зависит от частных субподрядчиков и иностранных союзников в рамках сохранения своего нынешнего превосходство в воздухе. И на сегодня это основной козырь Хафтара в рамках внутриливийского противостояния. Основу его военной авиации составляют переделанные под боевые нужды самолеты сельскохозяйственной авиации Air Tractor, которые принадлежат компании Emirati counter-insurrection Этот авиапарк базируется на аэродроме Аль-Хадим и пилотируется специалистами из структур основателя ЧВК Blackwater, американца Эрика Принса. Среди фирм, которые работают сейчас на Хафтара в рамках предоставления ему самолетов и авиауслуг по перевозке в основном надо отметить структуры из стран бывшего СССР. Молдавские компании Sky Prim Air и Oscar Jet, управляемые семьей Гилан, поставили в свое время в распоряжение главы ЛНА два самолета Ил-18 с и четырехмоторный самолет Ил-76, который выполнял ряд деликатных миссий по переброске оружия. Казахстанская компания Southern Sky также время от времени выполняет аналогичные миссии, а белорусская компания RubyStar Airlines играет важную роль в транспортировке оборонной техники, которую по согласованию российской стороны осуществляет компания BelTechExport. Французские источники также полагают, что Хафтар использует сейчас ряд украинских и российских сервисных компаний для обслуживания и ремонта своего авиапарка, но их названия на данный момент строго засекречены.
Как бы то ни было, но наступление Хафтара на объекты «нефтяного полумесяца» в общем-то обречены на успех. Мы уже сообщали ранее ранее, что гарнизон, который их обороняет вряд ли насчитывает более двух тысяч боевиков, и соответственно преимущество ЛНА в воздухе позволит силам фельдмаршала довольно в сжатые сроки завершить эту операцию. Что само по себе не отменяет две вещи.
- Серьезное повреждение во время штурма инфраструктуры, что окажет негативное влияние на снижение объема экспорта ливийской нефти в течение нескольких ближайших месяцев.
- Таким образом ослабляется фронт в Дерне, где операция еще далеко не завершена. Это обстоятельство поваляет предположить, что в ближайшее время боевики-исламисты предпримут там некое подобие наступления.
В любом случае сил ЛНА на несколько фронтов не хватает даже в размерах Киренаики, не говоря уже об установлении устойчивого контроля над Феццаном и Бенгази. И в данном случае авиация играет одну из определяющих ролей с точки зрения способности ЛНА проводит какие-то осмысленные операции. Но в случае с освобождением инфраструктуры «нефтяного полумесяца» для Парижа возникает и еще один момент. Это момент прессинга французской Total со стороны руководства ННК в лице М.Саналлы в рамках участия ее в проекте WAJA. Освободив и вернув ННК к управлению нефтяными терминалами Париж хотел бы обеспечить и интересы своей компании. В противном случае М.Саналла запросто может к управлению ННК и не вернуться, или сделать это в значительно лимитированной форме. И об этом также шел последний по времени телефонный разговор между президентом Франции Э.Макроном и премьер-министром правительства национального согласия Ф.Сараджем 18 июня. Там, помимо миграционной темы (а Париж недоволен излишним заигрыванием Сараджа с итальянцами в этой связи и недостаточной работой самого правительства на этом направлении) и перспектив проведения всеобщих выборов в Ливии до конца этого года (что мало перспективно, если конечно их не собираются провести «для галочки»), обсуждались и перспективы пребывания на ливийском рынке Total. В этой связи следует ожидать, что Париж настоит на своем и французской компании более препятствий чинить не будут. Но во всем остальном у французов пока не все ладиться на ливийском направлении. Оно требует все большего военного присутствия и ресурсов, что оттягивает силы от зоны Сахеля и ЭКОВАС, где откровенно буксует миссия «Бархан» в рамках минимизации рисков исламистского ренессанса.